Перейти на главную страницу





главная страница | наши сотрудники | фотобанк | контакт
 



  Цели и задачи Центра  
  Текущий комментарий  
  Тема  
  Автор дня  
  Социология и политика  

  Аналитика  
  Социологические исследования  
  Публикации и интервью  
  Новости  


Ежемесячные аналитические обзоры  

Социально-политическая ситуация в Украине

[ Январь-2005 ]

Структуры власти

1. Развитие событий после выборов.

1.1. Становление новой власти

В январе произошла смена президента Украины. До 23.01 президентом оставался Л. Кучма, с 23.01 после инаугурации в должность вступил В. Ющенко.

Основным содержанием политической жизни было становление новой власти: ожидание, а затем оглашение официальных результатов президентских выборов, инаугурация, первые шаги по формированию правительства.

1.1.1. В первой декаде января в ожидании оглашения Центризбиркомом официальных результатов третьего тура выборов (прошедшего 26.12.2004) продолжалось вялое сопротивление проигравшего кандидата премьер-министра В. Януковича. Янукович и его команда заявляли о незаконности решений ВР и Верховного суда (ВС), приведших к проведению третьего тура, а также принятого ВР закона об особенностях голосования на нём. Так в новогоднем обращении (31.12) Янукович заявил, что "повторное голосование было только прикрытием неправовых действий - называть этот путч революцией нельзя... Мы получили профанацию выборов и массовое нарушение прав граждан, в том числе самых незащищенных - инвалидов и престарелых,... на деле мы получили сохранение основы режима - старый режим с иным лихом - наместника иностранных государств". Тогда же он заявил о своём уходе с поста премьер-министра: "Я остаюсь в политике, и буду действовать как независимый политик по праву победителя легитимных выборов 21 ноября". Свои действия по обжалованию результатов выборов он охарактеризовал словами: "Мы еще боремся, но у меня нет особой надежды на справедливое решение Центризбиркома и Верховного суда".

В жалобах в ЦИК и ВС Янукович просил признать недействительными результаты повторного голосования, ссылаясь на нарушения избирательных прав граждан с ограниченной возможностью передвижения. Как и следовало ожидать, ЦИК отказал Януковичу (30.12.2004), а затем оставил без рассмотрения (5.01) его повторное заявление с уточненными требованиями. ВС отклонил (6.01) жалобу Януковича на действия ЦИК.

Всю первую декаду страна напряжённо ожидала объявления результатов выборов. ЦИК утвердил соответствующий протокол в последние часы предоставленного законом срока - поздно вечером 10.01. Согласно этому протоколу, в третьем туре за В. Ющенко проголосовали 51,99% - 15 115 712 избирателей, за В. Януковича - 44,2% - 12 848 528 избирателей. (Более подробные результаты голосования во всех трёх турах, в т. ч. по регионам см. Ноябрь-Декабрь 2004.) ЦИК принял постановление об избрании президентом Украины В. Ющенко, а также постановление об официальном обнародовании результатов выборов.

Немедленно после этого Янукович подал в ВС следующую жалобу "на бездеятельность ЦИК, действия по установлению результатов выборов и на постановления ЦИК об итогах голосования и результатах президентских выборов, а также обнародовании результатов". В неё были включены требования предыдущей жалобы и требование о назначении повторных выборов. Подача жалобы приостановила действие постановлений ЦИК. ВС, рассмотрев (17-20.01) жалобу Януковича, отказал в её удовлетворении. В тот же день (20.01) газеты "Голос Украины" и "Урядовий кур'єр" опубликовали сообщение об официальных результатах выборов, что, в соответствии с законом, открыло путь к инаугурации президента.

1.1.2. Инаугурация президента В. Ющенко прошла на торжественном заседании ВР 23.01. После произнесения присяги президента Ющенко выступил с краткой речью, в которой заявил: "В Украине состоялись честные выборы, легитимная передача власти - это большая национальная победа... Демократия выдержала испытание на прочность. Верховная Рада была вместе с народом".

После этого Ющенко, как было обещано ранее, в сопровождении большинства депутатов ВР и зарубежных гостей отправился на Майдан Независимости, где прошла вторая часть церемонии - развёрнутое выступление перед массой сторонников. На площади и прилегающих улицах президента приветствовали более 300 тыс. человек.

Среди основных мотивов выступления были единство Украины и демократический выбор новой власти. "Я - президент всей Украины... Украинская держава состоялась. Мы граждане Украины стали единой украинской нацией. Нас не разделить ни языками, на которых мы говорим, ни верами, которые мы исповедуем, ни политическими взглядами... Мы сделали необратимый шаг к демократии... Мы создадим демократическую власть - честную и профессиональную". Президент выступил с рядом обещаний в социальной сфере: работа и достойная оплата, повышение пенсий, снижение налогов, борьба с коррупцией. "Каждый сможет учить детей на языке родителей, каждый сможет молиться в своем храме, и всем будет гарантировано право на собственное мнение". Внешнеполитическая часть выступления почти полностью была посвящена цели вступления Украины в ЕС. Завершая выступление, Ющенко сказал: "Мы начинаем новую страницу украинской истории. Она будет прекрасной... Верьте в Украину, любите Украину, служите Украине. Слава вам, каждому, слава Господу Богу и слава Украине!"

Инаугурация отличалась не столь высоким, как ожидалось, уровнем зарубежного представительства. Прибыли 64 официальные делегации, в т. ч. 8 делегаций президентского уровня (президенты ряда стран Восточной Европы - Польши, Венгрии, Румынии, Словакии, Латвии, Эстонии, Молдовы, а также генерал-губернатор Канады), 3 - премьерского, 5 глав парламента, 2 вице-премьерские делегации, одна делегация во главе с вице-спикером. Остальные делегации возглавили министры иностранных дел либо главы отделов МИД. Россию представлял глава Совета Федерации С. Миронов, США - уходящий в отставку госсекретарь К. Пауэлл. Среди представителей международных организаций были генсек СЕ Т. Дэвис, действующий председатель ОБСЕ Д. Рупель, генсекретарь ОБСЕ Ян Кубиш, замгенсекретаря ООН по политическим вопросам Д. Тюрк, комиссар ЕС Бенита Ферреро-Вальднер, генсек НАТО Ян де Хооп Схеффер, исполнительный секретарь СНГ В. Рушайло. На инаугурации также присутствовал экс-президент Чехии В. Гавел.

1.1.3. Одними из наиболее интригующих в течение месяца были "правительственные вопросы": сначала - о судьбе "старого" правительства, затем о предложениях президента Ющенко по новому правительству.

В декабре (1.12.2004) ВР приняла постановление, которым выразила недоверие Кабмину, результатом чего должна стать его отставка. Премьер-министр Янукович назвал это решение незаконным (с достаточными основаниями) и отказался его выполнять. Однако в новогоднем обращении (31.12) он заявил о намерении уйти в отставку. Президент Л. Кучма принял отставку Януковича (5.01) и назначил и. о. главы правительства первого вице-премьера Н. Азарова. Одновременно в соответствии с Конституцией Кучма подписал указ об отставке Кабмина, поручив ему исполнять обязанности до назначения нового правительства (которое состоялось 4.02). Азаров возглавлял правительство с 5.01 по 4.02. В течение всего этого времени правительство, "сидя на чемоданах", практически бездействовало.

Страна с нетерпением ожидала завершения избирательной эпопеи и назначения нового правительства. В СМИ обсуждались возможные кандидатуры нового премьера, прежде всего Юлии Тимошенко, П. Порошенко, А. Зинченко, А. Мороза и А. Кинаха.

Президент Ющенко предложил кандидатуру премьера 24.01 - на другой день после инаугурации и непосредственно перед рабочим визитом в Россию. Он назвал Ю. Тимошенко. (По Конституции, кандидатура премьера предлагается президентом и утверждается парламентом. После этого премьер предлагает кандидатуры членов правительства, которые утверждает президент).

Выдвижение Тимошенко вызвало неоднозначную реакцию в обществе. Она приобрела стойкую репутацию энергичного и целеустремлённого, но одновременно радикального экстремистского политика. В частности, таковой она проявила себя во время "оранжевой революции". Её прихода опасались многие политики, ожидавшие, что она серьёзно ограничит их влияние и возможности. Особые опасения проявляли представители бизнес-элиты, ожидая от неё расправы со своим бизнесом. (Для этого есть серьёзные основания - прежде всего, для тех из них, кто в своё время так же расправился с её бизнесом.) Тимошенко является одним из лидеров по уровню недоверия граждан (уступая только Л. Кучме): по данным за декабрь 2004, ей не доверяет 51%; особенно велико недоверие в Восточном регионе, например, в Донецкой обл. - около 90%.

Тем не менее, выдвижение Тимошенко вызвало сравнительно слабое сопротивление действующих политиков. Любопытно, что наиболее резкие возражения звучали со стороны политиков из самой "Нашей Украины" - от депутатской группы "Солидарность" (сторонники Порошенко) и одного из ближайших сторонников Ющенко, коменданта акции на Майдане н. д. Р. Бессмертного. По оценке Бессмертного, выдвижение Тимошенко приводит в острому конфликту в НУ и делает невозможным выполнение порученного ему партийного проекта - построение на базе НУ новой партии (см. п. 4.1.1). Очевидно, ближайшее окружение Ющенко опасается усиления влияния Тимошенко1.

1.1.4. Одновременно с выдвижением Тимошенко (24.01) президент Ющенко сообщил, что намерен назначить секретарем СНБО н. д. П. Порошенко (глава парламентского комитета по вопросам бюджета, уполномоченный представитель фракции НУ), и государственным секретарем Украины - н. д. А. Зинченко, (заместитель председателя ВР, во время выборов начальник избирательного штаба Ющенко).

Секретариат президента во главе с госсекретарём создан в результате реорганизации Администрации президента (соответствующий указ - 24.01). Вступая в новую должность, Зинченко заявил (29.01), что функции секретариата президента будут серьезно отличаться от функций АП: "Секретариат президента ни в коем случае не может использовать административные рычаги влияния. Закончена эра "телефонного права", закончена эра, когда звонок определял все". Очевидно, реорганизация (читай: переименование) АП вызвано резко негативным имиджем, созданным бывшей оппозицией этому органу, само наименование которого стало одиозным.

Бывшие секретарь СНБО В. Радченко и глава АП В. Медведчук были освобождены от должности указами президента Кучмы (соответственно 20.01 и 21.01).

1.1.5. Уходящий президент Л. Кучма в январе был уже мало активен. Он продолжал играть принятую в последнее время роль национального примирителя ("над схваткой"). В примирительном тоне выдержано и одно из его последних публичных выступлений в роли президента - новогоднее обращение (31.12.2004). Интересно, что многие моменты этого выступления читаются как похвала "оранжевой революции" (тем самым кардинально отличаясь от оценок, даваемых Януковичем): "Мы преодолели свой "исторический Рубикон" - доказали право быть независимым, свободным и демократическим государством". "Хотел бы высказать слова искренней благодарности также всем тем, кто... отстаивал право на политический выбор во время прошедшей президентской гонки - независимо от персональных симпатий. Кто обеспечивал мирный выход из недавнего политического кризиса и способствовал примирению в обществе". В завершение Кучма призвал поддержать нового президента. "И вся Украина, каждый ее регион и отдельный гражданин должны принять этот демократический выбор как свой собственный. Ведь этот человек будет нуждаться в вашей поддержке".

В предшествующие месяцы Кучма неоднократно заявлял, что после ухода с поста президента намерен создать фонд и работать в нем. В ноябре 2004 он представил свой фонд "Украина". Фонд является благотворительной организацией, главной целью которого названы развитие и консолидация гражданского общества, защита прав и свобод граждан.

По сообщению ТВ ("оранжевый" 5-й канал, 28.01), Кабмин издал распоряжение (19.01), по которому экс-президент Кучма получит от государства денежное содержание, двух помощников и советника, охрану. В пожизненное пользование ему также передается дача, два автомобиля и четыре водителя. На сайте ВР это распоряжение отсутствует, предполагается, что оно издано для служебного пользования. "Оранжевые" СМИ выступили с его критикой. Ранее министр юстиции А. Лавринович предлагал урегулировать этот вопрос законодательно, однако его не поддержала ВР.

1.1.6. Разное

Продолжали поступать поздравления в адрес Ющенко со стороны глав государств и международных организаций. В частности, дождавшись официального оглашения результатов выборов, его поздравили президенты США Дж. Буш и России В. Путин.

По данным финансовых отчётов кандидатов в президенты (опубликованы 14.01), Ющенко потратил на свою избирательную кампанию 16,8 млн. грн., Янукович - 14,4 млн. грн.

В конце месяца сенаторы США Хилари Клинтон (жена экс-президента Б. Клинтона) и Дж. МакКейн обратились в Нобелевский комитет, выдвинув В. Ющенко и М. Саакашвили на Нобелевскую премию мира2. Ранее (13.01) с таким предложением выступила группа украинских учёных (в т. ч. ректоры ряда университетов).

Умерла мать Ющенко Вавара Тимофеевна (31.01).

Об общественных акциях, связанных со становлением новой власти, см. разд. 5.1.

1.2. Верховная Рада

ВР, в отличие от предыдущих месяцев, работала спокойно, занимаясь в основном законотворчеством. В связи с необходимостью провести инаугурацию президента, работа 6-й сессии была продолжена. 23.01 по завершении церемонии инаугурации председатель ВР В. Литвин объявил о закрытии сессии.

За время работы 6-й сессии ВР рассмотрела более 560 законодательных вопросов. Приняты изменения к Конституции в отношении политической реформы. Приняты или подтверждены 137 законов.

В течение января отмечалось сокращение численности фракций и групп прежнего парламентского большинства. Сократились фракции РУ и СДПУ(о), выросла фракции и НАПУ (лидер партии - В. Литвин).

Была создана депутатская группа "Демократическая Украина" (20.01).

На момент закрытия сессии (23.01) в парламенте насчитывалось 14 парламентских фракций и групп. Указываем состав в сравнении с 24.12.2004:

Фракция (группа)24.1223.01
НУ (Ющенко - до 23.01)10199
КПУ (Симоненко)5959
РУ (Богатырёва)6158
НАПУ 2831
СДПУ(о) (Кравчук)3029
"Единая Украина" (Губский)2022
СПУ (Мороз)2021
БЮТ (Тимошенко)1919
"Союз" (Гапочка)1717
"Центр" 1414
"Воля народа" -14
"Демократическая Украина" (Шаров)-14
ТУ-НДП -14
"Деминициативы" (Гавриш)1113
ТУ 12-
НДП-ПППУ 9-
Внефракционные4925

Отметим, что фракция "Единая Украина" ориентируется на В. Литвина, группа "Воля народа" - на А. Кинаха, "Центр" - на Ю. Тимошенко, "Союз" - на В. Пинчука.

Условно можно разделить ВР на следующие неформальные блоки:

  • Коалиция, поддерживающая исполнительную власть: "Наша Украина", БЮТ, СПУ, "Воля народа" - 14, "Центр". Всего - 169 депутатов.

  • Блок, ориентирующийся на В. Литвина: НАПУ, "Единая Украина". Всего - 53.

  • Центристские фракции со слабо выраженной ориентацией ("болото"): "Регионы Украины", "Демократическая Украина", "Союз", "Демократические инициативы", "Трудовая Украина" - НДП. Всего - 116.

  • Оппозиция: КПУ, СДПУ(о). Всего - 86.

  • Внефракционные - 25.
Коалиция новой власти вместе с "блоком Литвина" имела всего 222 голоса, что меньше предельного минимума (226), необходимого для утверждения законопроектов. Тем не менее, очевидно, что проблем с голосованием по вопросам, в которых заинтересована коалиция, не предвидится ввиду готовности "болота" её поддержать3. В ближайшее время не стоит ожидать формирования более жесткого и постоянного парламентского большинства.

1.3. Законодательство

1.3.1. ВР продолжала внесение изменений в бюджет 2005, направленных на повышение выплат населению. Так она преодолела вето президента Украины на закон об утверждении прожиточного минимума на 2005 в размере 423 грн. (13.01, за - 365). (В утверждённом ранее бюджете минимум был установлен на уровне 382 грн.) По оценке (на тот момент) главы бюджетного комитета П. Порошенко, новый прожиточный минимум обойдется государству в 1,5 млрд. грн.

Вместе с тем при обсуждении бюджетных вопросов позиции фракций изменились на противоположные. Бывшая оппозиция, став властью, стала беспокоиться о выполнении бюджета, а бывшая власть, став оппозицией, - об "интересах населения". Так фракция НУ выступила за изменения к бюджету, предлагающие повышение минимальной пенсии до уровня прожиточного минимума с 2006, а не с 2005, против чего выступили фракции СДПУ(О), КПУ и ПР. ВР не поддержала (13.01) законопроект об этих изменениях.

1.3.2. Среди других ВР приняла законы:

  • об усилении социальной защиты ветеранов войны (13.01, за - 228);

  • о праве на аргументированный ответ на жалобы граждан в органы госвласти и местного самоуправления, если доступ к интересующей информации ограничен (20.01, за - 278).
В последний день пребывания в должности президента (23.01), Л. Кучма подписал 14 принятых Радой законов, в т. ч. "О конституционных правах граждан на землю", а также изменения в УПК, Жилищный и др. кодексы.


1Однако в феврале (4.02) ВР поддержала кандидатуру Тимошенко, причём рекордным количеством голосов - 273. В тот же день президент подписал указы о назначении всех министров, тем самым сформировав новое правительство.

2Выдвижение в паре с Саакашвили заметно ухудшает шансы. В феврале ПАСЕ жёстко критиковала Саакашвили, обвиняя его в нарушении прав человека, недостаточном уровне демократии, отсутствии оппозиции, всевластии президента.

3Это засвидетельствовали результаты первых же голосований в феврале. Кроме того, в результате переформатирования фракций в первых числах февраля коалиция новой власти и "блока Литвина" составила 226 человек.












Copyright © 2002-2012 Киевский центр политических исследований и конфликтологии
Copyright © 2002-2012 Центр эффективной политики

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.






bigmir)net TOP 100