Перейти на главную страницу





главная страница | наши сотрудники | фотобанк | контакт
 



  Цели и задачи Центра  
  Текущий комментарий  
  Тема  
  Автор дня  
  Социология и политика  

  Аналитика  
  Социологические исследования  
  Публикации и интервью  
  Новости  


Ежемесячные аналитические обзоры  

Социально-политическая ситуация в Украине

[ Февраль-2005 ]

Структуры власти

1.1. Становление новой власти. Утверждение правительства,

назначение глав администраций

1.1.1. На другой день после своей инаугурации (24.01) президент В. Ющенко предложил на пост премьер-министра кандидатуру Юлии Тимошенко. Утверждение премьер-министра стало главным вопросом на открывшейся VII сессии ВР.

Большая часть фракций поспешили заявить, что поддержат кандидатуру Тимошенко, в т. ч. и те, от кого ждали оппозиции. Едва ли не последней о поддержке заявила фракция НУ - форма протеста против назначения премьера не из фракции.

ВР утвердила Тимошенко (4.02) в должности премьера 373 голосами - рекордное голосование. Не голосовала "за" только фракция КПУ, и отдельные депутаты других фракций.

Сразу же после утверждения премьера в зале заседаний ВР президент подписал указы о назначении членов правительства (4 вице-премьеров, 17 министров, главы СБУ) и 27 глав региональных госадминистраций ("губернаторов"). Последнее назначение произошло без представления КМ, что противоречит Конституции.

Непосредственно перед этим В. Ющенко уволил всех прежних глав администраций. Таким образом, состав власти оказался сменен полностью: никто из высших должностных лиц, прямо или косвенно зависящих от президента, не сохранил свой пост.

До 4.02 главой правительства был Н. Азаров в ранге и. о. премьер-министра.

1.1.2. Состав правительства Тимошенко

Вице-премьеры:

Анатолий Кинах - первый вице-премьер (премьер-министр в 2001-02 гг., лидер ПППУ, глава УСПП);

Олег Рыбачук - вице-премьер по вопросам европейской интеграции (депутат ВР, близкий друг Ющенко, руководитель его офиса в ходе избирательной кампании, депутат ВР, член фракции НУ);

Николай Томенко - вице-премьер по гуманитарным и социальным вопросам (депутат ВР, глава парламентского комитета по вопросам свободы слова, член фракции НУ);

Роман Безсмертный - вице-премьер по административно-территориальной реформе (депутат ВР, член фракции НУ).

13 министров - представители окружения Ющенко и участники его предвыборной кампании. 12 из них - депутаты ВР из фракции НУ:

Виктор Пинзеник - министр финансов (ранее - вице-премьер в правительствах Кучмы и Лазаренко),

Давид Жвания - министр по вопросам чрезвычайных ситуаций,

Роман Зварич - министр юстиции (бывший гражданин США, этнический украинец, ранее - представитель Ющенко в ЦИК).

Борис Тарасюк - министр иностранных дел (экс-министр),

Сергей Терехин - министр экономики,

Николай Полищук - министр здравоохранения,

Павел Игнатенко - министр охраны окружающей природной среды,

Вячеслав Кириленко - министр труда и социальной политики,

Владимир Шандра - министр промышленной политики,

Евгений Червоненко - министр транспорта и связи,

Оксана Билозир - министр культуры и искусств (известная эстрадная певица),

Юрий Павленко - министр по делам семьи, детей и молодежи.

Также к штабу Ющенко относится

Анатолий Гриценко - министр обороны (президент Украинского Центра экономических и политических исследований им. Разумкова).

Перед назначением правительства СПУ жестко требовала предоставления ей ряда ключевых постов в правительстве. Тем не менее, ее требования были удовлетворены лишь частично. СПУ представлена тремя министрами, все трое - депутаты ВР:

Юрий Луценко- министр внутренних дел,

Александр Баранивский - министр аграрной политики,

Станислав Николаенко - министр образования и науки.

Министр топлива и энергетики Иван Плачков (глава правления АО "Киевэнерго") считается общей креатурой Ющенко, Тимошенко и киевского мэра А. Омельченко. АО "Киевэнерго" находится в долевом владении киевской мэрии и американского инвестора.

Вначале предполагалось, что в новом правительстве не будет должности министра Кабмина, которая существовала в прежних правительствах. Однако 8.02 были назначены заместители министра Кабмина, тогда как сама должность в феврале оставалась вакантной.

В середине месяца (14.02) Тимошенко подтвердила наличие соглашения о распределении полномочий в исполнительной власти, пописанного Ющенко, Морозом и ею самою. Документ предусматривал предоставление 1/6 должностей представителям СРУ, 1/4 - БЮТ, остальные - блоку "НУ".

Вместе с тем, Тимошенко оказалась в немалой степени изолирована в собственном кабинете. Однако она провела на ключевой пост председателя СБУ своего соратника, депутата ВР от БЮТ Александра Турчинова 1 .

1.1.3. Новые главы администраций:

Главой Винницкой обладминистрации назначен А. Домбровский (мэр Винницы, член НДП).

Волынской - В. Бондарь, депутат от НУ, лидер областной организации партии "Наша Украина" 2 .

Донецкой - В. Чупрун, в 1995-2004 гг. посол Украины в Туркменистане, с сентября 2004 1-й зам. главы правления НАК "Нафтогаз Украины".

Днепропетровской - С. Касьянов, депутат ВР (фракция НАПУ; см., однако, разд. 7.1).

Житомирской - П. Жебривский, депутат от НУ.

Закарпатской - В. Балога, депутат от НУ. В 1999-2001 он уже был главой Закарпатской обладминистрации.

Запорожской - Ю. Артеменко, депутат от НУ.

Ивано-Франковской - Р. Ткач, депутат от НУ.

Киевской - Е. Жовтяк, депутат от НУ, лидер областного УНР.

Кировоградской - Э. Зейналов, директор сети автозаправок, во время президентской кампании доверенное лицо Ющенко в области.

Луганской - А. Данилов, замглавы партии "Яблуко", в 1994-1997 мэр Луганска.

Львовской - П. Олийнык, депутат от НУ.

Николаевской - А. Садыков, председатель совета акционеров АКБ "Юнэкс".

Одесской - В. Цушко, депутат от СПУ.

Полтавской - С. Бульба, депутат от СПУ.

Ровенской - В. Червоний, депутат от НУ, кошевой атаман Украинского козацтва "Волынская сечь", один из руководителей УНР.

Сумской - Н. Лаврик, вице-президент УСПП.

Тернопольской - И. Стойко, депутат от НУ.

Харьковской - А. Аваков, президент банка.

Херсонской - Б. Селенков, мэр Новой Каховки.

Хмельницкой - В. Олуйко, депутат от фракции "За единую Украину" (см., однако, разд. 7.1).

Черкасской - А. Черевко, начальник областного управления НБУ, во время кампании руководитель областного штаба Ющенко.

Черниговской - В. Атрощенко, депутат от НУ.

Черновицкой - Н. Ткач, ректор Черновицкого университета.

Севастопольской - С. Иванов, депутат от фракции "Народовластие".

Ющенко подтвердил полномочия главы Киевской горадминистрации А. Омельченко.

1.1.4. Комментарии.

В итоге 14 министерских портфелей получили представители НУ, 3 - СПУ. 10 новых глав обладминистраций - представители НУ, по 2 - СПУ и НАПУ, один - от группы "Центр". Из них 20 прошли в парламент по спискам, 16 - по округам.

Массовые назначения депутатов на посты в администрации (на 5.02 - 36 депутатов) создают для нового парламентского большинства определенные проблемы, так как эти голоса могут быть необходимы для проведения той или иной меры. Часть депутатов придет по парламентской квоте НУ, СПУ или БЮТ, но в 17 округах создаются вакансии, которые уже не удастся заполнить по действующему законодательству (довыборы не проводятся, если осталось менее года до новых выборов - иначе говоря, выборы могут проводиться только до конца марта, и уже не успеть). Поэтому в новом большинстве начали обсуждать возможность изменения закона с тем, чтобы все-таки заполнить эти вакансии.

Эксперты высказывают сомнения насчет единства нового правительства. Так, если Пинзеник и Терехин считаются экономистами либеральной (даже жестко либеральной) направленности, то Тимошенко считают политиком популистского направления. Об этом говорят и первые шаги нового правительства по реприватизации (см. разд. 1.5).

Лидер СДПУ(о) В. Медведчук, критикуя состав нового правительства, высказал мнение, что в нем не представлены интересы Юга и Востока Украины, т.е. бюджетообразующих регионов.

Ни один из министров прежнего Кабинета не сохранил своей должности. Тем не менее, по настоянию спикера парламента В.Литвина на своих постах остались глава Госкомитета по охране государственной границы Н. Литвин, председатель Гостаможни Н. Каленский и председатель НАК "Нефтегаз Украины" Ю. Бойко.

Сохранение А. Омельченко на посту главы Киевской обладминистрации объясняется, с одной стороны, его частичной поддержкой Ющенко в период "оранжевой революции", с другой - статусом Киева, при котором Ющенко не может уволить Омельченко с должности мэра.

1.2. Президент

Внутриполитическая активность президента В. Ющенко в течение февраля сводилась к многочисленным выступлениям, зачастую по принципиальным вопросам.

В Донецке он выступил перед руководством области (11.02), причём выступление отличалось необычной резкостью. Он жёстко критиковал руководство области, обвиняя его в разрушении экономики области, взяточничестве, криминализации и т. п., а заодно припомнил, как они приняли его в октябре 2003 (по городу были развешаны изображения Ющенко в эсэсовской форме, организованы толпы его противников и т. п.). Ещё более неожиданно прозвучали нападки Ющенко на оппозицию как таковую: "Пройдет время, и я скажу о каждом оппозиционере - что за ним стоит. Если он не успеет еще до того времени сесть в тюрьму. Я вам даю слово: я расскажу все про так называемую украинскую оппозицию". Как преступление он расценил и агитацию за федеральное устройство Украины, смешав его с сепаратизмом: "Никакая патологическая идея, которая принадлежит больным людям о сепаратизме, федерализме, не будет иметь развития, я вам это обещаю. Это не шутки, эти люди будут отвечать перед законом".

Большое внимание привлекло заявление Ющенко (на конференции для инвесторов 15.02), о концепции административно-территориальной реформы. По его словам, она будет начата с правительства. Шла речь о сокращении в 2-3 раза числа заместителей министра, формализации структуры министерств, ликвидации половины или трети госкомитетов с усложненными функциями.

Ющенко заявил журналистам (15.02), что в стране на руководящих должностях не будет людей, выступавших против смены власти. Он пообещал, что не оставит ни одного председателя райадминистрации, начальника райотдела милиции или налоговой администрации, которые "скомпрометировали себя во время выборов". Радикально настроенные сторонники президента восприняли это заявление как руководство к действию (см. разд. 7.1 и 8.1).

На инвестиционном форуме 21.02 Президент заявил, что в Украине формируется концепция регулирования отношений на государственном уровне между властью и бизнесом. В ряду проблем, тормозящих экономический прогресс, первой он назвал теневую экономику. Вторая проблема - "глубокая, по всем вертикалям, коррупция". Третья проблема -"неэффективность значительной части национального законодательства, которое ставит бизнес в сложные условия".

Ющенко заявил (на представлении главы Львовской обладминистрации 16.02), что власть "начала переговорный процесс" о примирении ветеранов Советской армии и воинов ОУН-УПА.

Он также призвал бороться с коррупцией в Вооруженных силах (на встрече с руководством Минобороны при представлении министра обороны А. Гриценко 17.02).

С 11.02 по 14.02 Ющенко находился на лечении в Швейцарии.

1.3. Кабинет министров

1.3.1. Одновременно с утверждением премьер-министра (4.02) парламент утвердил и программу деятельности нового правительства "Навстречу людям", рассчитанную на 5 лет (357 голосов "за").

Программа состоит из разделов "Вера", "Справедливость", "Жизнь", "Гармония", "Безопасность" и "Мир".

В программе идет речь о евроинтеграции как приоритете международной деятельности Украины; намерении не допускать коррупции в стране; прекратить практику "теневой" приватизации; реализовывать "качественно новую" гуманитарную политику; провести административную реформу; создать общественное вещание; перейти на профессиональную армию к 2010 и др.

Критики отмечали отсутствие к программе конкретных цифр и критериев, по которым можно было бы оценить выполнение или невыполнение программы. Отвечая депутату, указавшему на эти недостатки, Тимошенко возразила, что при коммунистической власти в программах было очень много цифр, а народ жил все хуже.

В выступлении Тимошенко обратил на себя внимание тот факт, что она назвала Россию приоритетным партнером, и в то же время не говорила о сотрудничестве с США. "Мы должны подвести черту под враждой и противостоянием", - сказала она, имея в виду избирательную кампанию и сопутствовавшие события.

Выступая при своем утверждении, Тимошенко обещала более чем на 30% увеличить доходную часть бюджета за счет повышения эффективности функционирования государственных монополий. Она заявила также, что ее правительство предпримет меры по разделению власти и капитала. По оценке Тимошенко, дефицит бюджета 2005 составляет 18-21 млрд. грн.

Отметим также, что становясь премьером, Ю. Тимошенко стала осторожнее говорить о конституционной реформе, существенно расширяющей права премьер-министра (ярым противником которой она была до сих пор). Она заявила (1.02), что хотя и является последовательным противником изменений Конституции, но не может не считаться с тем, что изменения приняты.

1.3.2. Правительство приняло постановление (16.02) о запрете реэкспорта нефти с территории Украины и одновременно о поддержке транзита нефти. По словам Тимошенко, реэкспорт является нарушением соглашения с Россией о поставках нефти.

С этим решением связан первый крупный скандал в новом правительстве. Была сделана попытка завизировать это решение в Минюсте в обход министра юстиции Р. Зварича. Зварич расценил это как попытку "бизнесменов, являющихся также народными депутатами и имеющими очень мощные позиции в нефтеперерабатывающей сфере, напрямую вмешиваться в работу" его ведомства и заявил в связи с этим (17.02) о намерении подать в отставку. Президент Ющенко косвенно поддержал Зварича, заявив (19.02), что реэкспорт предусмотрен Таможенным кодексом. Тем не менее, вице-премьер А. Кинах обвинил Зварича (22.02) в том, что его позиция связана с "причастностью его родственников (жены - КЦПИК) к коммерческому контракту, связанному с реэкспортом", а министр экономики С. Терехин вообще заявил, что "пока я министр, реэкспорта не будет". Кабмин принял компромиссное решение: реэкспорт не запрещён, но при ввозе начисляется НДС, что уменьшает возможности незаконных доходов. Зварич взял назад заявление об отставке, заявив (23.02), что намерен продолжить работу в правительстве.

1.3.3. Правительство приняло решение о наведении порядка в работе таможенных органов. В результате работа таможни застопорилась. От импортёров (в основном, мелких предпринимателей) стали требовать полной выплаты таможенных сборов, доходящих до 50% стоимости товара, так что они не смогли выкупать товары (раньше они платили значительно меньше, давая взятки). Прошли массовые митинги торговцев. 21.02 Тимошенко признала, что жертвами операции "Контрабанда-стоп!" стали не лидеры контрабандных операций, а мелкий и средний бизнес. 25.02 она провела совещание с представителями предприятий-импортеров, на котором пообещала существенно снизить таможенные ставки на ввозимые товары. Подписан протокол о взаимопонимании между Кабинетом министров и предпринимателями. КМ принял решение (28.02) передать в ВР, как неотложный, законопроект об уменьшении импортной пошлины. Как сообщила Тимошенко, "некоторые позиции были сокращены и в десять, и двадцать, и в тридцать раз, некоторые в сто раз", "как правило импортная пошлина будет 2-3%". Самое существенное снижение импортной пошлины коснется, в частности, импорта обуви, одежды, белья.

1.3.4. КМ передал на срочное рассмотрение в ВР (26.02) и другие актуальные законопроекты. В частности, по инициативе Минобороны внесен законопроект о сокращении срока службы призывников до 12 месяцев и о сокращении армии. Одновременно были отозваны из ВР как неактуальные некоторые законопроекты, подготовленные прежним правительством.

1.3.5. КМ отменил (26.02) постановление прежнего правительства (от 19.01 - для служебного пользования) о предоставлении льгот экс-президенту Л. Кучме. Подтверждено, что статус экс-президентов определяется постановлением ВР от 1992.

1.3.6. Ющенко подписал (28.02) указ о реорганизации Министерства по делам семьи, детей и молодежи и Госкомитета по вопросам физической культуры и спорта - в Министерство по делам молодежи и спорта. Министром реформированного министерства остаётся министр по делам семьи Ю. Павленко.

1.4. Верховная Рада. Законодательство

1.4.1. 1 февраля открылась VII сессия ВР. Выступая на открытии (1.02), председатель ВР В. Литвин предостерег от попыток пересмотреть решение ВР от 8.12.2004 об изменениях в Конституции, которые могли бы привести к новому противостоянию.

В начале работы основным был вопрос об утверждении премьер-министра (см. разд. 1.1).

1.4.2. Из 36 депутатов, получивших назначения на правительственные и губернаторские должности, заявления о сложении депутатский полномочий к концу месяца подали только 11: сама Тимошенко (непосредственно после утверждения), вице-премьеры Рыбачук, Бессмертный и Томенко, министры Барановский, Павленко, Билозир, Зварич, Луценко, Кириленко, Игнатенко. Министры-депутаты, избранные по мажоритарным округам и входившие во фракцию НУ, приняли решение сдать мандаты только после довыборов по этим округам (что является нарушением Конституции).

1.4.3. ВР приняла ряд законопроектов, среди которых:

- о моратории на приватизацию памятников культурного наследия до утверждения реестра памятников, не подлежащих приватизации (1.02 - 316 голосов);

- о повышении размера одноразовой помощи при рождении ребенка до 3-х прожиточных минимумов (около 1270 грн.) (3.02, за - 366).

ВР поддержала в первом чтении (2.02, за 318) закон о запрещении приватизации стратегических объектов. Закон внесен Валентиной Семенюк (СПУ).

В ВР зарегистрированы два проекта закона о люстрации (3.02 и 9.02). Первый подготовлен В. Червонием, А. Шкилем и С. Олексиюком (НУ и БЮТ); второй - Л. Лукьяненко (БЮТ). Последний предлагает увольнение из органов власти, вузов, с высших армейских должностей, из руководства телекомпаний и т. п. лиц, занимавших ответственные должности в КПСС и сотрудничавших с КГБ.

1.5. Приватизация и реприватизация

Одной из центральных проблем месяца стала возможность массовой реприватизации (или национализации) украинских предприятий.

На первом заседании КМ (5.02) было принято решение начать процесс о возвращении "Криворожстали" в собственность государства и проведении нового конкурса по его приватизации. (Этот крупнейший в стране производитель металлопродукции был приватизирован в 2004 компаниями, принадлежащими В. Пинчуку и Р. Ахметову.) Генпрокуратура внесла в Верховный суд (7.02) представление с требованием отменить постановление Высшего хозяйственного суда (22.10.2004), признавшее приватизацию "Криворожстали" законной. КМ отменил (12.02) решения прежнего правительства, узаконившие эту приватизацию. По заявлению министра экономики С. Терехина (17.02), правительство считает оптимальным вариантом сохранение "Криворожстали" в госсобственности.

Вопросы о реприватизации поднимались ещё в ходе избирательной кампании. Тогда В. Ющенко заявил о необходимости пересмотреть итоги приватизации "Криворожстали" и еще нескольких объектов. Затем глава бюджетного комитета ВР (а ныне секретарь СНБО) П. Порошенко сказал о возможной реприватизации 8-10 объектов.

В течение февраля высшие руководители Украины делали противоречивые заявления о возможности реприватизации. Ющенко заявил (на конференции для инвесторов 15.02), что исчерпывающий перечень объектов будет включать 30-40 позиций, и подчеркнул, что массовой реприватизации не будет. В то же время Тимошенко обратилась в Генпрокуратуру с поручением проанализировать законность "каждого объекта, приватизированного в стране" и заявила (16.02) о планах правительства оспорить приватизацию около 3 тыс. объектов, проданных в последние 5 лет. Она сообщила также, что Кабмин отозвал из ВР программу приватизации, и таким образом пока действует запрет на всякую приватизацию. Председатель ВР В. Литвин направил Тимошенко письмо (21.02), в котором обратил ее внимание на то, что ревизия приватизированных предприятий создает негатив у предпринимателей и может неблагоприятно повлиять на активность потенциальных инвесторов. Президент Ющенко в конце месяца несколько раз подчёркивал, что реприватизация будет касаться нескольких десятков объектов. Он смягчил слова Тимошенко, разъяснив, что, говоря о 3000 объектов, она не имела в виду их реприватизацию.

Заявления представителей власти вызвали широкий отклик в политикуме и среди экспертов. Большинство из них (ряд ведущих депутатов от НУ, советник президента А. Пасхавер) отмечали опасности реприватизации, даже в ограниченном масштабе, для экономики Украины. Посол США Дж. Хербст заявил, что это неприемлемо для притока прямых инвестиций.

Противоположную позицию заняли представители левых сил. Н. д. Валентина Семенюк (СПУ; главный претендент на пост председателя ФГИ), заявила, что решения о реприватизации должны приниматься в зависимости не от сроков, а исключительно от обстоятельств приватизации (другими словами, реприватизировано должно быть вообще всё).

Лидер КПУ П. Симоненко заявил (25.02) о готовности КПУ поддержать самые радикальные шаги правительства, направленные на возвращение государству стратегических промышленных предприятий и предприятий энергокомплекса, вплоть до национализации.

Создана рабочая группа по проблемным вопросам приватизации госимущества, в которую вошли представители Кабмина, Фонда госимущества, генпрокуратуры, министерств экономики, юстиции и финансов (16.02). Группу возглавил первый вице-премьер А. Кинах.

1.6. СНБО

Н. д. П. Порошенко назначен секретарем СНБО (20.02; о намерении назначить его Ющенко заявил 24.01.) Тем же указом определен состав СНБО, в который входят 12 человек под председательством президента. Указом президента (22.02) резко расширены полномочия секретаря СНБО: он получил не только право участия в заседаниям КМ, но и полномочия инициировать неотложное рассмотрение Кабмином вопросов исполнения решений СНБО, вносить в министерства обязательные для рассмотрения предложения и рекомендации по проблемам нацбезопасности и др.

Хотя расширение полномочий СНБО вызвало очевидное недовольство премьер-министра Тимошенко, её заявление по этому поводу выглядело корректно: "Я не знаю такого органа в Украине, который бы помешал работать правительству".

1.7. Кадровые решения

Бывший министр образования и науки В. Кремень назначен (11.02) первым заместителем госсекретаря. Незадолго до этого Кремень вышел из СДПУ(о). Его назначение трактовалось в СМИ как сигнал представителям "старой власти", что своевременная переориентация может помочь привлечению в новую власть.

Ирина Геращенко назначена (12.02) пресс-секретарем президента.

Н. Каленский уволен (25.02) с поста главы таможенной службы. Каленский был креатурой Литвина, одним из немногих чиновников высокого ранга, который не был уволен в ходе радикальной кадровой перемены в первых числах февраля. Сам Литвин расценил увольнение Каленского как пример действий новой власти против него.

1.8. Скандалы

Выступая по радио (20.02), вице-премьер по гуманитарным вопросам Томенко заявил, что "в Украине должны выступать украинские артисты, а не табачники и кобзоны". Народный артист Украины Я. Табачник обвинил Томенко (22.02) в антисемитизме. Томенко не счёл нужным отвечать по существу, выдвинув против Табачника встречное обвинение: на выборах тот активно поддерживал Януковича. Скандал широко комментировался в СМИ.


1По оценке "Зеркала недели" (19.02), "в самое мрачное ведомство пришёл самый мрачный представитель новой власти".

2Иными словами, ПРП; эта партия недавно была переименована в "НУ".












Copyright © 2002-2012 Киевский центр политических исследований и конфликтологии
Copyright © 2002-2012 Центр эффективной политики

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.






bigmir)net TOP 100