Перейти на главную страницу





главная страница | наши сотрудники | фотобанк | контакт
 



  Цели и задачи Центра  
  Текущий комментарий  
  Тема  
  Автор дня  
  Социология и политика  

  Аналитика  
  Социологические исследования  
  Публикации и интервью  
  Новости  


Ежемесячные аналитические обзоры  

Социально-политическая ситуация в Украине

[ Март-2005 ]

Структуры власти

1.1. Президент

Президент В. Ющенко достаточно активно выступал на различных мероприятиях, сделав ряд принципиальных высказываний по различным вопросам.

Так на бизнес-форуме (11.03; см. разд. 1.5) он заявил о проведении в стране полной кадровой реформы. Через несколько дней (14.03) на совещании с главами обладминистраций (14.03) он сказал, что около 60% руководителей райадминистраций уже назначены, а в ближайшие 7 дней "завершится работа по назначению руководителей региональной власти". Первоочередной задачей губернаторов он назвал избавление от клановой экономики, а также борьбу с бедностью.

На пленуме Совета организации ветеранов (16.03) Ющенко призвал организации ветеранов Советской армии и УПА в день 60-летия Победы подписать декларацию о взаимопонимании.

При представлении нового главы таможенной службы В. Скомаровского (30.03) он заявил, что дает таможенникам два месяца на решение проблемы коррупции в своих рядах. "Люди, которые не достойны, должны идти либо в тюрьму, либо, если они этого не заслужили, на другое место работы".

При представления нового главы Госдепартамента по исполнению наказаний В. Кощинца (31.03) президент заявил о намерении снизить показатель количества осужденных - по его словам, один из самых высоких в мире (413 заключенных на 100 тысяч населения). Он отдал распоряжение разработать программу приведения норм содержания осужденных в соответствие с нормами законодательства.

Выступая на коллегии Министерства образования и науки (24.03), Ющенко резко осудил руководителей вузов, которые принуждали студентов голосовать на выборах "за того или иного кандидата" (читай: за Януковича), и предложил им подать в отставку.

По словам Ющенко (17.03), путь выведения диоксина из его организма был найден только 2 месяца назад. Теперь ему нужно раз в 3-4 недели проходить обследование. Он сослался на мнение врачей, по которому динамика лечения в целом "превосходная".

1.2. Кабинет министров

1.2.1. Правительство Юлии Тимошенко за первый месяц своей работы (с 4.02) приняло ряд решений, направленных на радикальную ломку экономического пространства. Запущен механизм реприватизации (см. разд. 1.5), революционные решения в сфере таможенной политики, отменены старые схемы проведения тендеров по закупке лекарств (см. ниже), строится новая схема управления госсектором (отчисления составляют 50% прибыли в бюджет, ранее было - 15%).

1.2.2. Кабмин отменил (2.03) тендеры по закупке лекарств, которые состоялись в начале года, незадолго до отставки прежнего правительства. Мотивация - большинство этих тендеров было проведено по закупке неэффективных и очень дорогих лекарств.

1.2.3. Возник конфликт в связи с объявленным намерением министра транспорта и связи Е. Червоненко повысить тарифы на железнодорожные грузовые перевозки в 2-2,5 раза, а также на железнодорожные билеты примерно в 1,5 раза. Руководители ряда крупных промышленных предприятий выступили (15.03) с обращением к президенту, КМ и СНБО, требуя не допустить этого. Разные мнения об этом высказывались в правительстве. Первый вице-премьер А. Кинах пообещал (18.03), что правительство не допустит волюнтаристских решений. Против повышения тарифов на железнодорожные перевозки выступил также глава АМК А. Костусев (22.03). В то же время Тимошенко по существу поддержала (19.03) повышение тарифов, но высказалась против повышения цен на купейные билеты.

1.2.4. КМ отменил свое решение о запрете на реэкспорт нефти и других товаров, (по сообщению Тимошенко на пресс-конференции 30.03). Правительство дополнило ранее принятое постановление "специальным порядком относительно реэкспорта для всех без исключения товаров, которые нуждаются в реэкспорте по территории Украины".

1.3. Верховная Рада

1.3.1. Одним из главных результатов работы ВР стало принятие изменений в бюджет 2005 (25.03). Правительственный законопроект поддержали 376 депутатов, что выглядит как сенсация. Почти все фракции, включая оппозиционные КПУ и СДПУ(о), проголосовали за него полным составом. Представитель фракции СДПУ(о) Н. Шуфрич объяснил голосование фракции тем, что главное в этом законе - повышение пенсий и зарплат. Исключение составили только фракции РУ ("за" - 3 из 53) и, как ни странно, ПППУ (5 из 17).

Параметры нового бюджета: расходы 115,3 млрд. грн., доходы - 108,5 млрд., дефицит - 6,8 млрд. Предусматривается нулевой прирост государственного долга. Номинальный ВВП планируется в размере 436 млрд. грн., что дает дополнительно по всем бюджетным фондам 12 млрд. грн.

Установлен прожиточный минимум 423 грн. в месяц (по сравнению с 382 грн. в прежней редакции). Минимальная зарплата устанавливается на уровне: 262 грн. в месяц, с 1.04 - 290 грн., с 1.07 - 310 грн., с 1.09 - 332 грн. (Ранее госбюджет предусматривал уровень минимальной заработной платы с 1.01 - 262 грн., с 1.12 - 282 грн.). Минимальная пенсия устанавливается на уровне 332 грн. в месяц. Планируется увеличение зарплат в бюджетном секторе с 71% по отношению к среднему показателю в экономике до 87%. Разовая выплата при рождении ребенка будет увеличена в 12 раз - до 8,5 тыс. грн., выплаты помощи одиноким матерям - в 4,1 раза, помощь детям сиротам в 5,2 раза - с 90 грн. до 468 грн.

Некоторые экономисты назвали этот бюджет "бюджетом проедания", имея в виду огромные социальные выплаты при отказе от выделения денег на науку, высокие технологии и т. п. Бюджет расценивают также как вызов, брошенный крупному бизнесу. Первый вице-премьер А. Кинах также критиковал новый бюджет, назвав (27.03) внесенные в него изменения "хаотичными".

1.3.2. Почти за два месяца после назначений министров и других руководителей исполнительной власти большинство из депутатов, назначенных на эти должности, вопреки Конституции так и не прекратили свои полномочия. По состоянию на 17.03 совмещали депутатские полномочия, работая в исполнительных структурах, 25 депутатов, из которых сложили полномочия только 12. Министры-депутаты, избранные по мажоритарным округам и входившие во фракцию НУ, приняли решение сдать мандаты только после довыборов по этим округам (грубое нарушение Конституции). Регламентный комитет ВР порекомендовал (17.03) председателю ВР В. Литвину обратиться в суд по вопросу досрочного прекращения полномочий депутатов-совместителей.

1.3.3. Произошло заметное переформатирование ВР.

В составе фракции НУ создана (15.03) депутатская группа НСНУ, в которую вошло 40 депутатов. Ее возглавляет Н. Мартыненко. Одновременно было объявлено о роспуске двух групп, входивших в состав фракции НУ - "Солидарность" и "Разом".

Создана фракция УНП (16.03), в которую вошел 21 депутат, входившие ранее во фракцию НУ. Фракцию возглавил Ю. Костенко. Костенко пояснил создание фракции тем, что фракция НУ по существу становится фракцией НСНУ, а, по уставу УНП, её члены не могут входить во фракцию другой партии. Тем не менее, по его словам, УНП останется в пропрезидентском большинстве и намерена сотрудничать с блоком НУ и с партией НСНУ.

После этого (18.03) во фракцию НУ вошли десять депутатов, а депутатская группа "Центр" была распущена.

Усиливается фракция БЮТ. В нее вступают бизнесмены из прежнего большинства, в частности, из фракции СДПУ(О). Это вызывает недовольство "старых борцов", из фракции по этой причине вышел С. Хмара.

1.4. Взаимоотношения ветвей власти

1.4.1. Президент Ющенко сделал несколько заявлений, свидетельствующих о непростых отношениях в верхних эшелонах власти.

Так он говорил (в интервью газете "Коммерсант" 18.03) о своих колебаниях при назначении премьера в январе в связи с тем, что Ю. Тимошенко не выполнила предвыборные обязательства. "По тем областям, которые она брала на себя в предвыборную кампанию, начиная с Луганска и Донецка, я имею очень скромную оценку ее достижений". Тимошенко ответила на это (на пресс-конференции 19.03), что выполнила все предвыборные договоренности с Ющенко, добавив: "Мне кажется, что мы такое большое дело сделали, что должны с честью это знамя пронести и показать теперь результаты".

Ющенко признал наличие противоречий между Ю. Тимошенко и секретарём СНБО П. Порошенко и призвал их найти взаимопонимание (на пресс-конференции 29.03). "Это не вопрос ваших интересов, это не вопрос моих интересов, это вопрос государственных интересов". И Тимошенко, и Порошенко немедленно опровергли информацию о наличии конфликтов между ними.

1.4.2. Один из первых конфликтов между новым правительством и ВР возник в связи с представленным Кабмином (28.02) законопроектом об уменьшении импортной пошлины. Первоначально ВР отказалась включить проект в повестку дня, потом приняла в первом чтении, но отказалась ставить на рассмотрение в целом (4.03). Тимошенко заявила (на встрече с региональными СМИ 13.03) о сопротивлении работе правительства "отдельных сил" в ВР, имея в виду вопросы об изменениях не только в Таможенном кодексе, но и в бюджете. Она заявила также, что в случае продолжения такого сопротивления Кабмин намерен призвать к поддержке своих решений участников "оранжевой революции". "Оранжевая революция - она не закончилась. Когда будет тяжело, правительство будет обращаться к Майдану".

Эффективность таких методов давления превзошла ожидания. ВР огромным большинством внесла изменения в Таможенный кодекс, снизив ставки таможенного сбора на некоторые группы товаров (15.03; за - 346). Не принимали участие в голосовании депутаты фракции КПУ.

Одним из главных противников тарифной политики правительства стала НП (хотя фракция голосовала за изменения). Её парламентская фракция инициировала "круглый стол" (30.03) с обсуждением этой политики. Участники обсуждения обратились с открытым письмом к В. Ющенко, Ю. Тимошенко, В. Литвину. В письме утверждается, что предлагаемое существенное снижение пошлин на импорт продовольствия "открывает украинский рынок для интервенции дешёвого импорта и ставит под удар отечественное производство". В случае принятия этих изменений в Таможенный тариф "отечественные сельскохозяйственные производители будут поставлены на грань банкротства, а сотни тысяч людей потеряют работу". "До сих пор на продовольственных прилавках мы имели 94% отечественной продукции только благодаря жёсткой протекционистской политике государства".

1.4.3. Возник конфликт вокруг увольнения первого заместителя председателя СБУ А. Скибинецкого. Президент подписал указ об этом увольнении (18.03), не согласовав его с главой СБУ А. Турчиновым. В тот же день Турчинов выступил с резким заявлением, выразив мнение, что увольнение Скибинецкого - это "последствие интриг и доносов со стороны секретаря СНБО П. Порошенко", и попросил прощения у Скибинецкого за то, что не смог его защитить. Порошенко расценил заявление Турчинова как неуважение к президенту.

Таким образом, Турчинов демонстративно подчеркнул независимость от главы государства. Подобное поведение является следствием особенностей созданной В. Ющенко системы взаимоотношений с главами силовых структур. Ни один из них (Ю. Луценко, А. Турчинов, А. Гриценко) не является "человеком президента". Порошенко пытается играть роль "государева ока", и несогласованная с Турчиновым отставка, по всей видимости, является попыткой продемонстрировать, "кто в доме хозяин", и ограничить независимость главы СБУ.

1.4.4. В КС поступило два представления (16.03 - от депутатов фракций СДПУ(О) и РУ, 17.03 - от депутатов КПУ) о конституционности указа президента от 8.02 (опубликован в конце февраля), которым расширяются полномочия СНБО и его руководителя. По заявлению депутатов, "Ющенко противозаконно и безосновательно расширил полномочия СНБО и его секретаря Порошенко".

Порошенко расценил представление депутатов (19.03), как неудачный PR-шаг. "Главой СНБО является президент, и в соответствии со своими конституционными полномочиями он имеет непосредственное право назначать на должности руководителей судебных и правоохранительных органов." (Ответ явно не по теме. - КЦПИК).

1.5. Власть и бизнес

1.5.1. В течение марта руководители страны предприняли ряд шагов, чтобы снизить беспокойство бизнесменов и потенциальных инвесторов, вызванное сделанными ранее заявлениями о пересмотре результатов приватизации. И Ющенко, и Тимошенко неоднократно повторяли, что ревизия приватизационных процессов коснется нескольких десятков предприятий. В частности, Ющенко несколько раз заявлял (на встрече с российскими бизнесменами 14.03, в интервью 17.03 и 18.03), что "никакой национализации и реприватизации не будет".

Состоялась (11.03) крупномасштабная конференция "Власть и бизнес - партнеры", в которой приняли участие Ющенко и Тимошенко. Выступая на форуме, Ющенко обещал в ближайшем будущем упростить процедуру регистрации новых предприятий, а также заговорил о возможности 3-летних налоговых каникул для новых предприятий. Тимошенко заявила на форуме, что Кабмин предполагает резко сократить число налогов, в частности, рассматривается вопрос об отмене НДС. Она критиковала возникшую ситуацию, когда на всех уровнях власти начался массовый грабеж, а именно - власти отнимают у бизнесменов предприятия. "Я хотела, чтобы вы знали позицию правительства: мы ни в коем случае не будем поощрять такое - отобрать и поделить". Она призвала "прекратить политические репрессии" против бизнесменов, заявив, что теперь "проверок, давления, репрессий в десятки раз больше, чем было перед выборами". Она высказалась за то, чтобы приватизированная собственность осталась у нынешних владельцев, которые бы доплатили справедливую цену, однако вновь заявила, что "Криворожсталь" будет отобрана у нынешних владельцев через суд.

Вместе с тем, либеральным заявлениям Ющенко и Тимошенко противоречит предложение Ющенко парламенту (21.03) о назначении на должность главы ФГИ н. д. Валентины Семенюк (СПУ), известной как противницы приватизации в принципе 1 .

1.5.2. Верховный суд удовлетворил (1.03) кассацию Генпрокуратуры и направил дело о признании недействительной продажу пакета акций ОАО "Криворожсталь" на новое рассмотрение в хозяйственный суд Киева.

1.5.3. Тимошенко заявила (20.03), что правительство не намерено выставлять на продажу в нынешнем году стратегически важные для страны предприятия, в том числе объекты энергетики и ОАО "Укртелеком".

1.6. Кадровые решения

1.6.1. Основные назначения:

Главой налоговой администрации назначен А. Киреев (3.03), директор центра научных исследований НБУ. Освобождён от этой должности Ф. Ярошенко.

Председателем таможенной службы назначен н. д. В. Скомаровский (фракция НУ) (5.03). Ранее (25.02) с этого поста был уволен Н. Каленский.

Советником президента и его представителем в КМ назначен В. Лановой (12.03), доктор экономических наук, член НРУ с 1999, кандидат в президенты на выборах 1994.

Министром Кабмина назначен П. Крупко (24.03), до того первый замминистра Кабмина. Его первым заместителем назначен Е. Шаго, который до недавнего времени проходил по делу ЕЭСУ (как один из ближайших сотрудников Ю. Тимошенко) и находился в международном розыске. (В настоящий момент дело против ЕЭСУ прекращено).

Главой Госдепартамента исполнения наказаний назначен В. Кошинец (22.03). Ранее с этой должности президентом был уволен В. Лёвочкин в связи с выходом на пенсию.

Первым заместителем министра ИД назначен А. Бутейко (9.03). Он уже занимал этот пост в 1995-1998 гг., затем был послом в США, в Румынии. С последнего поста подал в отставку в сентябре 2003 по причине "принципиального несогласия" с участием Украины в формировании ЕЭП. После этого работал вице-президентом Ассоциации украинских банков.

1.6.2. Ушел в отставку (11.03), проработав едва месяц, первый заместитель госсекретаря В. Кремень. До января 2005 он был видным членом СДПУ(о), по квоте которой занимал пост министра просвещения; однако Ющенко заявил, что он активно сотрудничал с оранжевыми, и вполне пригоден для высоких постов. Наблюдатели объясняют эту отставку, с одной стороны, давлением "непримиримых" на президента, с другой - проявлением им либо слабости, либо невнимания к кадровым вопросам.

1.6.3. Ющенко подписал указ (11.03), которым ликвидируются должности первых заместителей министров - руководителей аппарата министерств, первых заместителей руководителей по связям с ВР в министерствах и других центральных органах исполнительной власти.

1.7. Разное

1.7.1. Политреформа; планы контрреформы. Руководители страны время от времени критиковали конституционную реформу.

Ю. Тимошенко заявила (в интервью журналу "Итоги" 15.03), что "это была банальная политическая глупость,... олигархия в чистом виде, власть пяти-шести лидеров фракций". Вместе с тем, она пообещала, что в этом вопросе будет "четко следовать политической стратегии и тактике президента".

Имеется информация о том, что П. Порошенко уже "договорился" с Конституционным судом относительно признания незаконным "пакетного голосования" в ВР (8.12.2004; см. Доклад за ноябрь-декабрь 2004), частью которого был закон N 4180 о внесении изменений в Конституцию.

Ряд общественных организаций обратился к президенту Ющенко (28.03) с рекомендацией обратиться в Конституционный суд с представлением о признании неконституционным закона N 4180. Это обращение подписали, в частности, Центр политико-правовых реформ, Харьковская правозащитная группа и др.

Между тем, сам Ющенко заявил (29.03), что он остается последовательным сторонником политреформы, однако добавил: "К сожалению, те изменения, которые были приняты предварительно к Конституции, были несколько скомканными, приняты с большим авансом, в том числе по разным полномочиям правительства, президента, парламента. Но, несмотря на это, я считаю, что она должна идти своей дорогой".

1.7.2. Секретариат президента. Указом президента (11.03) предельная численность его секретариата была определена в 565 человек. Эта цифра на 5 человек меньше, чем число сотрудников прежней АП, названное бывшим главой АП В. Медведчуком. Ранее новая власть заявляла о предстоящем "значительном сокращении численности" секретариата в сравнении с АП.

1.7.3. АМК. В конце месяца в ходе переговоров АМК с компанией "Western Union", фактически монополизировавшей международные денежные переводы, компания согласилась снизить с 1.04 тарифы на переводы в Украину из Италии, Испании, Португалии в размере EUR100-200 не менее чем на 40%.

Председатель АМК А. Костусев заявил (31.03), что обнаружил за собой слежку. Кроме того, он сообщил, что 28.03 в АМК, впервые за 12 лет его существования, началась проверка Генпрокуратурой. Костусев "не исключил" связь между проверкой Генпрокуратуры и конфликтом с "Western Union". Он назвал возможной и другую версию, по которой происходящее является реакцией на его политическую позицию как лидера партии "Союз" и еще, "возможно, все проще - очень нужны места руководителей комитета".

Пресс-служба Генпрокуратуры опровергла (31.03) утверждение, что проводимая ею проверка связана с решением АМК относительно "Western Union".


1 7.04 ВР 313 голосами дала согласие на назначение В. Семенюк на эту должность.












Copyright © 2002-2012 Киевский центр политических исследований и конфликтологии
Copyright © 2002-2012 Центр эффективной политики

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.






bigmir)net TOP 100