Перейти на главную страницу





главная страница | наши сотрудники | фотобанк | контакт
 



  Цели и задачи Центра  
  Текущий комментарий  
  Тема  
  Автор дня  
  Социология и политика  

  Аналитика  
  Социологические исследования  
  Публикации и интервью  
  Новости  


Ежемесячные аналитические обзоры  

Социально-политическая ситуация в Украине

[ Апрель-2005 ]

Структуры власти

1.1. Общие вопросы

Подведение первых итогов

26.04. На совещании по вопросам местного самоуправления и административно-территориальной реформы (см. ниже) главным моментом стало выступление президента В. Ющенко, в котором он подвёл итоги "100 дням" новой власти1. Выступление свелось к перечислению достижений, главными из которых президент назвал: утверждение свободы слова, честного правосудия и повышение социальных выплат.

27.04. Прошло расширенное заседание Кабмина с участием президента, на котором обсуждались итоги его работы на протяжении первых трех месяцев.

Президент выразил удовлетворение работой правительства, оценив её на "отлично", однако сделал ряд критических замечаний, в частности, по кадровой политике.

В ходе обсуждения был сделан ряд важных заявлений.

Ющенко заявил, что через три года Украина получит энергетическую независимость. (Судя по всему, основными направлениями этой стратегии будут пуск нефтепровода "Одесса-Броды" в прямом направлении, проведение газовой трубы из Туркмении в обход России, создание нового газотранспортного консорциума, диверсификация источников нефтепродуктов в самой Украине и т. п.)

Министр финансов В. Пинзеник и министр экономики С. Терехин обратили внимание на существенное падение темпов роста промышленного производства, связав их с неопределенностью в вопросах собственности. Президент поручил в ближайшее время опубликовать список предприятий, условия приватизации которых должны быть пересмотрены (задним числом).

Заявлено о принятии Национальной программы развития села.

Обсуждалась проблема ревальвации гривни (см. одноименный раздел).

Одной из главных целей заседания было показать единство правительственной команды и прорекламировать достигнутые успехи. Надо думать, поставленная цель была достигнута.

Совещание по вопросам местного самоуправления и административно-территориальной реформы

На этом совещании (26.04) присутствовали первые руководители государства: президент В. Ющенко, премьер-министр Юлия Тимошенко, председатель парламента В. Литвин и др.

Основные темы собрания:

1) Политическая реформа

Ющенко пообещал лидеру СПУ А. Морозу, что политическая реформа не будет отменена и вступит в силу не позднее 1.01.06.

Речь идет о принятом парламентом законе, согласно которому административные функции президента существенно сокращаются, а полномочия правительства существенно увеличиваются. В зависимости от принятия (или непринятия) конституционного закона, расширяющего права местного самоуправления, эти изменения могут вступить в действие с 1.09.2005 или 1.01.2006.

Часть окружения Ющенко (в частности, госсекретарь А. Зинченко и председатель СНБО П. Порошенко) не заинтересованы во вступлении в действие этой реформы вообще и в получении премьером Юлией Тимошенко дополнительных полномочий - в особенности.

2) Административно-территориальная реформа

Основными спикерами по этому вопросу были президент и вице-премьер по вопросам административной реформы Р. Бессмертный. Логика их выступлений: власть дает услуги гражданам, а потому надо приблизить центр принятия решений к месту жительства людей. Если власть этих услуг дать не может, то "дело не в финансах, а в системе управления" (В. Ющенко).

Р. Бессмертный обратил внимание на то, что расширение прав местного самоуправления позволит создать новые рабочие места (в комитетах местного самоуправления) и в то же время сократить численность чиновников (?). (Более подробный анализ правительственных предложений - см. ниже.)

3) Выборы в местные органы власти

В соответствии с принятыми изменениями Конституции, выборы в некоторые органы местного и регионального самоуправления (городские и областные советы) должны проходить по партийным спискам. Против этой нормы выступают городские головы (их лоббистом выступил киевский мэр А. Омельченко), заинтересованные в формировании "послушных" советов при помощи административного ресурса. Новая система выборов ставит под угрозу их власть.

4) Изменение бюджетной системы

Премьер-министр Юлия Тимошенко изложила мнение правительства относительно расширения прав местного самоуправления. Она предлагает довольно радикально изменить бюджетную систему, дав возможность местным бюджетам получать средства от продажи земли несельскохозяйственного назначения, а также обязав предприятия платить налоги и сборы по месту фактического расположения (сейчас они собираются по месту нахождения центральной контры собственника; как правило, это Киев). Возможно, Кабмин пересмотрит бюджет-2005 во втором полугодии в сторону "улучшения сообщения центра и регионов".

"Подводные камни" административно-территориальной реформы

Опубликован правительственный вариант административно-территориальной реформы, за обсуждение которого отвечает Бессмертный. Он подчеркивает, что реформу необходимо провести до выборов (парламентских и органов местного самоуправления) в марте 2006.

Предполагается создание трехуровневой системы: громада (население не меньше 5 тыс.), район (не менее 70 тыс.), регион (не менее 750 тыс.), при этом предполагается предоставить статус районов и регионов городам соответствующего размера. Бессмертный полагает, что такая численность - не догма и минимальное население соответствующих административных единиц может составлять соответственно - 8 тыс., 60 тыс. и 1,5 млн. Кроме того, он утверждает, что предпочтителен вариант сохранения современного областного деления (т. е. регионы создаваться не будут, а два других уровня будут откорректированы).

При этом местным советам и их исполнительным органам передаются функции исполнения бюджетов. Государственные администрации превращаются в контролирующие органы, имеющие очень узкий круг исполнительных функций.

Комментарии:

1. Предполагаемая реформа невозможна без изменений Конституции, а также противоречит Европейской хартии местного самоуправления.

Даже в случае сохранения нынешнего областного деления, согласно ст. 140 действующей Конституции, предполагается добровольный порядок объединения сел в сельскую громаду, а создание громад из населенных пунктов смешанного типа не предполагается. Ст. 5 ратифицированной Украиной Европейской хартии местного самоуправления гласит: "Изменения территориальных границ органов местного самоуправления не могут осуществляться без предварительного выяснения мнения соответствующих местных общин, возможно путем проведения референдума, если это разрешается законом". Таким образом, в существующем виде планы административного реформирования не легитимны.

2. Целесообразность админреформы, тем более в форсированном варианте вызывает вопросы. Главные цели, задекларированные ее авторами: 1) создание достаточной финансовой базы для местного и регионального самоуправления; 2) преодоление диспропорций в населении территорий одинакового уровня. Любопытно, что первая цель в Европе не достигнута, а вторая - вообще не ставится.

Так, дотации отстающим регионам - главная расходная статья бюджета ЕС, после дотаций сельскому хозяйству. Несмотря на это обстоятельство и несравненно более высокий уровень развития в ЕС, различия в ВВП на душу населения между самым развитым и самым депрессивным регионом почти в каждой из стран ЕС выше более, чем вдвое.

В условиях Украины, где депрессивными в целом являются макрорегионы Центра и Запада, реформа будет чаще всего представлять объединение нескольких небольших бедных районов в один большой бедный. А практически устранить неравенство может только фантастический вариант раздела областей этих макрорегионов между не граничащими непосредственно с ними регионами Востока.

Что же касается разницы в численности населения административных единиц разного уровня, то тут не существует никаких общих закономерностей. Во Франции, например, самый многочисленный департамент по населению в 25 раз больше самого малочисленного; в Италии разница между областями - в 40 раз. На этом фоне пример 18-кратной разницы в населении двух районов Харьковской области, которые постоянно упоминает Бессмертный, не является чем-то исключительным.

Установление же минимальной численности населения самоуправляющегося региона и вовсе лишено логики. В случае принятия такой нормы правительство и парламент вынуждены будут постоянно укрупнять и разукрупнять территориальные единицы в соответствии с динамикой численности населения.

3. Возможные ближайшие последствия админреформы.

Для граждан, а в особенности для жителей сельской глубинки, реформа означает, прежде всего, бытовые неудобства. Так расстояние, необходимое для поездки за справкой, которую прежде брали в сельсовете, заметно удлинится, причем в условиях неприспособленной к новому делению транспортной инфраструктуры.

Села лишатся самоуправления, точнее оно будет для них факультативным, типа нынешних советов микрорайонов в городах.

Предполагаемое совпадение админреформы с началом избирательной кампании облегчает новой власти применение админресурса на парламентских выборах.

Ликвидация административных границ, существовавших на региональном уровне с 50-х годов, сделает невозможным объективное сравнение динамики развития регионов Украины на основе статистических данных.

1.2. Премьер-министр

Отмена визита Тимошенко в Москву

Намеченный визит премьер-министра Юлии Тимошенко в Москву был отложен на неопределенный срок.

Фабула такова. 12.04 генпрокурор РФ Устинов заявляет, что уголовное дело в ее отношении не прекращено, однако она может беспрепятственно приезжать в Россию, пользуясь иммунитетом государственного деятеля.

Утром 13.04 источники в Кабмине Украины сообщают о переносе визита без объяснения причин.

Вечером 13.04 после совещания президента В. Ющенко с правительством сообщается о распоряжении президента премьеру и членам правительства, имеющим отношение к весенней посевной, воздержаться от поездок в зарубежные командировки до ее завершения.

Утром 14.04 "Независимая газета" (финансируемая Березовским) со ссылкой на депутата из фракции Тимошенко сообщила о том, что разногласия между премьером и президентом достигли критической точки, и скорая отставка Тимошенко не исключена. Одной из причин такой напряженности называлось намерение Тимошенко посетить Москву. При этом "пророссийский" глава правительства противопоставлялся "прозападному" президенту.

Днем 14.04 сначала Тимошенко, затем Ющенко категорически отвергают информацию о возможной отставке премьера.

Параллельно 13-14.04 представители российской власти (С. Лавров, Б. Грызлов, Л. Слиска) один за другим высказываются за скорейший визит Тимошенко, подчеркивают ее безопасность в России, но не критикуют генпрокурора.

Почему же был отменен визит?

Версия о том, что причиной отмены визита было заявление генпрокурора, не выглядит убедительной. Скорее те, кто не заинтересован в визите Тимошенко в Москву, могли использовать это заявление как повод для того, чтобы убедить Ющенко не пускать Тимошенко в Москву.

Маловероятно и то, что отмена визита стала результатом интриг украинских политиков антироссийского направления - их влияние недостаточно для проведения такой акции.

А официальная версия о том, всё дело в посевной, выглядит скорее как анекдот.

Нам представляется наиболее вероятным, что происшедшее стало результатом борьбы между разными политическими группировками внутри новой власти.

Если такие политики как министр ВД Ю. Луценко и вице-премьер Н. Томенко борются за право считаться главными "терминаторами" нового режима, делая максимально эпатажные заявления по проблемам внутренней политики (кстати, именно они заняли первые места в ТВ-синхронах, оттеснив Ющенко), то вице-премьер О. Рыбачук и министр иностранных дел Б. Тарасюк, министр экономики С. Терёхин регулярно позволяют себе антироссийские выпады - во внешней.

Но есть в новой власти и ряд политиков, которые пытаются закрепить за собой "российский вектор" внешней политики, успехи на котором хотели бы использовать для укрепления своих личных позиций. Это и первый вице-премьер А. Кинах, и секретарь СНБО П. Порошенко, и премьер Ю. Тимошенко. Президент поручил именно Порошенко вести переговоры со своим российским коллегой по ряду деликатных вопросов украино-российского диалога.

"Известия" предполагают, что визит мог быть отменен из-за того, что он грозил провалом. Нам представляется более убедительной противоположная версия: Тимошенко заставили отказаться от визита, опасаясь его успеха. Если не содержательного (визит соответствующим образом не готовился), то, по крайней мере, успеха виртуального, легко конвертируемого в повышение и без того быстро растущего рейтинга.

Наименее заинтересован в успехе Тимошенко на "российском фронте" конечно же П. Порошенко, который сам рассчитывал на кресло премьер-министра и продолжает борьбу с Тимошенко уже на должности секретаря СНБО.

Добавим к этому, что взятый Ющенко курс на евроатлантическую интеграцию не пользуется популярностью в Украине вообще, а на Юго-Восточной - в особенности. Борьба за право представлять в новом парламенте (выборы - в марте 2006 г.) Юго-Восток - это борьба за половину электората. Ни националисты, ни их союзники не имеют здесь шансов. Порошенко, по-видимому, тоже не прочь сыграть на этом поле и рассматривает Тимошенко как своего конкурента.

Что касается самого Ющенко, то он также, видимо, будет стремиться ограничить роль своего чересчур самостоятельного премьер-министра во внешней политике.

1.3. Экономические решения. Власть и бизнес

Совещание правительства с аграриями

Тимошенко провела совместное заседание (4.04) правительства с руководителями предприятий АПК. По её утверждению, правительство нашло с ними взаимопонимание. "Мы нашли форму, которая дает возможность покрыть дефицит на продукты питания в Украине и в то же время ни в коем случае не навредить собственным товаропроизводителям". Агропромышленники признали приемлемым установление ввозной пошлины на мясо в размере 10% от цены, устанавливаемой для аналогичной украинской продукции. С учетом взимаемого с импорта 20% НДС это должно обеспечить запас прочности для отечественных товаропроизводителей.

По сообщению н. д. Екатерины Ващук (фракция НП) (5.04), Кабмин согласился с предложением аграриев не снижать ввозную пошлину на некоторые виды сельхозпродукции, потребность в которых обеспечивается за счет внутреннего производства. В частности, это относится к молочной продукции, овощам, фруктам, зерновым, масличным культурам, сахару-тростнику и солоду. Правительство не поддержало предложение аграриев ввести ввозную квоту на мясо в размере 400 тыс. тонн.

На заседании руководителей фракций и групп ВР с участием первого вице-премьера А. Кинаха (4.04) достигнута договоренность о создании парламентско-правительственной рабочей группы по разработке предложений, касающихся изменений в таможенный тариф на товары продовольственной группы.

Нефтяные войны в Украине

Согласно приказу Минэкономики (14.04) был установлен предельный уровень оптово-отпускной цены нефтепродуктов на внутреннем рынке. Приказ должен вступить в силу с 25.04. Тем не менее, одна из киевских АЗС компании ТНК-ВР была уже 14.04 оштрафована за нарушение предельных цен на топливо.

18.04 российско-британская нефтяная компания ТНК-BP приостановила реализацию нефтепродуктов на принадлежащих ей 51 АЗС в Украине "из-за действий киевского регионального подразделения комитета по ценам при правительстве Украины".

19.04 АМК возбудил дело по признакам антиконкурентных согласованных действий между рядом компаний ("Линос", "ТНК-ВР Украина", "Лукойл-Украина", "Литаско-Украина" и "Лукойл-Одесский НПЗ"). АМК также возбудил дело по признакам злоупотребления компанией "Торговый дом ТНК-Украина" монопольным положением на рынке нефтепродуктов. В случае, если нарушения этими предприятиями законодательства о защите экономической конкуренции будут доказаны, комитет может наложить на них штраф в размере до 10% от выручки за 2004.

К давлению на российских нефтетрейдеров подключились и общественные организации. Перед зданием госсекретариата была проведена демонстрация организации "Молодь - надія України" с требованиями изгнать россиян с нефтяного рынка Украины, национализировать НПЗ и т. п.

Руководители НПЗ обратились к премьерам Украины и России с просьбой урегулировать ситуацию в отрасли. Российские нефтяные компании просили премьер-министра России М. Фрадкова принять меры по защите их интересов в Украине. Компании выразили также обеспокоенность обсуждением на правительственном уровне возможности реприватизации принадлежащих российским компаниям НПЗ, в частности, Лисичанского.

Ю. Тимошенко не обратила внимания на письмо предприятий отрасли и провела совещание Кабмина по проблемам отрасли без основных НПЗ. По итогам совещания стало ясно, что Кабмин пока собирается не договариваться с НПЗ, а предпринимать другие меры: проведение ежедневного мониторинга цен на топливо на автозаправках во всех регионах, жесткое применение штрафных санкций к нарушителям и т. п.

Данные действия правительства демонстрируют как склонность к административным методам, так и нежелание считаться с интересами и правами частного капитала (в частности - российского).

Ревальвация гривни

21.04 НБУ объявил о повышении курса гривни. В результате курс американского доллара снизился до самого низкого уровня за последние годы - 5,05 грн. (с 5,25), а в обменных пунктах упал до менее чем 5 грн.

Выступая в ВР, глава НБУ В. Стельмах охарактеризовал ситуацию как нормальную, вызванную значительной недооценкой гривни в предыдущие годы (по его словам, оптимальный курс может составлять 3,80/USD). Основными факторами, вынудившими НБУ к принятию решения, Стельмах назвал высокие темпы инфляции на фоне существенного замедления экономического роста. По его мнению, укрепление курса гривни должно позитивно отразиться на социально-экономической ситуации в стране, сделать ее более привлекательной для внешних инвесторов (что вызывает сомнение).

На антиинфляционной направленности укрепления гривни акцентировал внимание и министр финансов В. Пинзеник.

Безусловно, определенные объективные предпосылки для укрепления курса гривни были. Это, прежде всего, позитивное сальдо торгового и платежного балансов Украины в последние годы, значительное превышение предложения валюты над спросом на нее. Однако то, как резко было осуществлено укрепление курса гривни, не выдерживает никакой критики.

Антиинфляционный эффект укрепления курса гривни в действительности весьма незначителен, инфляция провоцируется прежде всего бюджетно-налоговой политикой власти.

Вопрос повышения курса гривни обсуждался на заседании Кабмина 27.04. Президент подверг критике НБУ и КМ за несогласованность действий и "залповое" повышение курса гривни.

Там же Ю. Тимошенко заявила, что правительство справилось с инфляцией и намерено не допустить дальнейшего роста цен. По её словам, ревальвация - решение НБУ, и она не связана с проблемами регулирования цен на нефтепродукты. В качестве ближайшей цели правительства указано прекращение "спекуляций мясом". Заявление о победе над инфляцией выглядит неубедительно: в нём не учтено давление на динамику цен возрастающих социальных выплат на фоне некоторого падения темпов прироста производства товаров широкого потребления. И совсем не вызывает доверия отрицание связи с ценами на нефтепродукты: как раз очевидно, что повышение курса гривни является частью соглашения между правительством и нефтяниками с тем, чтобы компенсировать последним часть ущерба. В этом контексте решение НБУ, сделанное, очевидно, под давлением правительства, имеет совершенно определенный политический характер.

Судебные процессы по поводу приватизации "Криворожстали" и Запорожского алюминиевого комбината

21.04. Печерский районный суд Киева отменил свое решение от 17.02, которым признавалась незаконной приватизация "Криворожстали" по иску частного лица.

22.04. Хозяйственный суд Киева признал незаконной продажу "Криворожстали" по иску "Индустриальной группы".

Помимо того, что стала очевидной невозможность завершения процесса реприватизации "Криворожстали" в текущем году, дал сбой механизм, на который возлагали основные надежды организаторы реприватизации, - судебные иски от частных лиц.

26.04. Хозяйственный суд Киева принял решение о возврате в госсобственность контрольного пакета акций Запорожского алюминиевого комбината (ЗАлК). Этим были нарушены права российского ЗАО "АвтоВАЗ-Инвест", который был признан владельцем комбината Высшим арбитражным судом еще в 2001. До последнего времени одновременно продолжал действовать судебный запрет на инвестирование в модернизацию предприятия. Именно невыполнение инвестиционных обязательств послужило причиной решения суда.

Хотя судебные процессы вокруг ЗАлКа продолжаются уже не первый год, тема оказалась более чем важной. Таким образом были даны два сигнала. Во-первых, реприватизация, причем не в форме доплаты, а в форме прямого отнятия предприятия, стала реальностью. Во-вторых, украинские власти продемонстрировали незаинтересованность в поддержке отношений с российским бизнесом.

1.3. Фонд госимущества

7.04. ВР дала согласие на увольнение М. Чечетова с должности главы ФГИ и на назначение на эту должность н. д. Валентины Семенюк (СПУ), долгое время возглавлявшей контрольную комиссию ВР по вопросам приватизации. Уровень поддержки Семенюк был необычно высок: за - 313.

Поскольку Семенюк давно зарекомендовала себя как решительный противник приватизации и сторонник возврата крупных предприятий в госсобственность, можно прогнозировать, по меньшей мере, корректировку концепции Программы приватизации и блокирование приватизации крупных объектов. Весьма вероятно, что уже обозначившаяся тенденция к национализации крупных народно-хозяйственных комплексов усилится.

Характерно, что против утверждения Семенюк голосовали коммунисты и СДПУ(о). Первое могло бы удивить (ведь коммунисты - тоже противники приватизации), но очевидно, здесь более важную роль играет соперничество между КПУ и СПУ. Фракция Партии регионов раскололась по этому вопросу: больше половины депутатов фракции проголосовали за её кандидатуру.

Ющенко и Семенюк сделали ряд заявлений (18.04), из которых следует, что ближайшими задачами ФГИ будет реорганизация, представление новых принципов работы с государственной собственностью и реприватизация.

1.4. Перспективы конституционной реформы

По мере приближения сроков вступления в действие конституционной реформы, усиливается критика в её адрес со стороны руководителей государства.

Тимошенко в большом интервью газете "Зеркало недели" заявила, что "после реформы в стране не будет человека, отвечающего за то, что в Украине происходит", и что реформа предусматривает "не парламентскую республику, а передачу власти капиталу".

Госсекретарь А. Зинченко предложил вынести вопрос имплементации конституционных изменений на референдум. Тем самым предложен еще один путь торпедирования реформы.

С критикой закона о конституционной реформе выступил и первый вице-премьер А. Кинах (в интервью еженедельнику "Киевский телеграф" 9.04). По его словам, "то, что происходило в контексте внесения изменений в Конституцию, полноценной политической реформой назвать нельзя - это компромисс, борьба за передел полномочий."

Комментарии Тимошенко ряд экспертов оценивают как политическую игру, имея в виду её фактическую заинтересованность в усилении правительства и ослаблении президента, т. е. в скорейшей имплементации политреформы. Зинченко, напротив, заинтересован в блокировании реформы, которая существенно ограничит его полномочия.


1 Так было представлено; на самом деле, считая от дня инаугурации (23.01), 100 дней исполняется 2.05.












Copyright © 2002-2012 Киевский центр политических исследований и конфликтологии
Copyright © 2002-2012 Центр эффективной политики

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.






bigmir)net TOP 100