Перейти на главную страницу





главная страница | наши сотрудники | фотобанк | контакт
 



  Цели и задачи Центра  
  Текущий комментарий  
  Тема  
  Автор дня  
  Социология и политика  

  Аналитика  
  Социологические исследования  
  Публикации и интервью  
  Новости  


Ежемесячные аналитические обзоры  

Социально-политическая ситуация в Украине

[ Май-2005 ]

Структуры власти

1.1. Отношения ветвей власти

В мае заметно обострились отношения во властных структурах, - прежде всего, между президентом В. Ющенко и премьер-министром Юлией Тимошенко.

Нефтяной кризис

Одной из главных проблем, по которой разошлись позиции в высших эшелонах власти, стала проблема цен на нефть и взаимоотношений с российскими нефтетрейдерами.

В 2005 Россия увеличила вывозную пошлину на нефть с $ 83 за тонну до $ 102, а с 1.06.2005 - до $ 136; это означает повышение цены на нефть до $ 340 за тонну. Переговоры об условиях поставки российской нефти в Украину между министром топлива и энергетики Украины И. Плачковым и вице-президентом российско-британской компании ТНК-ВР Т. Консидайном (3.05) по существу не дали результатов. Ударом по российским нефтетрейдерам стало административное ограничение цен на бензин.

Ю. Тимошенко резко осудила повышение цен, заявив (12.05): "Сложилась интересная ситуация, когда на мировых рынках цена на нефть составляет $ 318 за тонну, а Россия предлагает Украине покупать нефть по $ 340 за тонну. Это происходит из-за того, что за много лет в Украине создана фактически монополия российской нефти". При этом Тимошенко неоднократно обвиняла Россию и российские НПЗ в сознательном подрыве экономики Украины: "Идет сознательное прекращение поставок нефти в Украину". "Российские нефтетрейдеры и переработчики нефти хотят дискредитировать новую украинскую власть". Она заявила также, что в связи с этим Украине выгоднее закупать нефть не в России, а на международных рынках. В кругах, близких к правительству, всё чаще звучали угрозы реприватизации НПЗ, принадлежащим российским компаниям.

Одним из главных критиков позиции Тимошенко в этом вопросе выступает первый вице-премьер А. Кинах. Противоположную позицию выразил и президент Ющенко, высказавшийся (16.05) за поиск компромисса с российской стороной: "Я уверен, что есть возможность сегодня договориться с российской стороной по урегулированию этого конфликта взамен изменения позиции Украины - прогнозированной, ожидаемой, более ясной - в таком деликатном вопросе, как ценообразование".

Тимошенко, не рискуя критиковать президента, резко реагировала на критику своих противников, обвинив их в создании нефтяного кризиса (18.05): "Не только бывшие олигархи сегодня работают против правительства, но и сегодняшние олигархи, которые попали во власть... Второе крыло власти определило функцию первого вице-премьера А. Кинаха так публично демонстрировать такую отличную от всего правительства позицию" 1 .

Переход к открытому конфликту

Тлеющий конфликт между высшими руководителями Украины выплеснулся наружу во время совещания с российскими нефтетрейдерами (19.05).

Кинах в своём выступлении критиковал правительство по двум позициям: (а) за административное управление рынком нефтепродуктов (тем самым поддержав позицию россиян) и (б) за политику в области реприватизации (см. разд. 1.3). Президент Ющенко по существу поддержал Кинаха и извинился перед российскими нефтетрейдерами за то, что правительство Украины не давало им возможности работать, добавив: "Я подтверждаю, что мы будем работать исключительно рыночными инструментариями на рынке нефти".

Реакция Тимошенко была беспрецедентно острой. Она не только заявила, что отправит Кинаха в отставку, но трижды повторила, что не согласна с указом президента по проблеме нефтепоставок. В ответ на это вышедший из себя Ющенко предложил ей в таком случае уйти в отставку.

Скандал выплеснулся на страницы прессы, после чего президент и премьер сделали примирительные заявления.

Противоречия в руководстве можно объяснить идеологической несовместимостью. Ющенко - либерал, сторонник рыночных механизмов, и для него неприемлемы и курс на реприватизацию, и командно-административные методы, которым отдаёт предпочтение Тимошенко.

Одним из важных факторов, способствующих выходу конфликта наружу, стала негативная реакция Запада на экономическую политику властей Украины (см. разд. 2.4).

Создание "каневской тройки"

22.05 в Каневе, на мероприятиях, посвященных памяти Т. Шевченко, лидеры провластной коалиции вновь подтвердили намерение создать предвыборный блок партий трех лидеров страны - президента (НСНУ), премьер-министра ("Батьківщина") и спикера (Народная партия).

Однако, по модальности их заявления несколько различались. Если Ющенко утверждал о предстоящем объединении как о неоспоримом факте, то заявления Тимошенко и Литвина носили менее обязывающий характер. Так, Тимошенко сказала: "Я всей душой поддерживаю наше объединение, нашу командную работу, нашу политическую деятельность вместе", - откуда ещё не следует создание единого блока. Литвин также слишком абстрактно говорил о необходимости "консолидироваться в главном, принципиальном".

Вместе с тем, наряду с демонстрацией единства президент и премьер-министр вновь продемонстрировали свои расхождения по вопросу о том, кто же виноват в нефтяном кризисе, а также - в вопросе реприватизации. Правда, теперь это было сделано в более примирительной форме.

1.2. Президент

Публичные выступления Ющенко

Во вторую неделю мая В. Ющенко провёл три публичных выступления: обширное интервью каналу "1+1" (9.05), беседу с гражданами в прямом эфире трех каналов ТВ (12.05), пресс-конференцию (13.05). В их ходе были освещены позиции новой власти по ряду важных проблем внутренней и внешней политики государства. Данные мероприятия имели большой позитивный PR-эффект.

В интервью 9.05 В. Ющенко сделал ряд значимых заявлений, касающихся будущих выборов:

1) По его словам, Ю. Тимошенко инициирует как можно более скорое создание предвыборной коалиции на парламентских выборах. (Между тем, именно Тимошенко совсем недавно призывала не спешить с созданием блока).

2) Президент высказался в пользу паритетного распределения мест в будущем блоке трех сил.

3) Он подверг резкой критике правые партии - НРУ и УНР за отказ от вхождения в НСНУ и их заявленное стремление создать собственную коалицию.

Другие заявления Ющенко в этих выступлениях касались кадровой политики новой власти.

1) Он определенно взял на себя ответственность за действия правительства: "Я правительству сказал, что не буду пассивно смотреть на ситуацию, если она не совпадает с моим видением. Мы единая команда". "Вызовы, которые стоят перед правительством - это вызовы, стоящие передо мной". При этом, он довольно жестко высказался относительно действий НБУ, "не согласовавшего" резкое укрепление курса гривни с правительством.

2) Президент повторил, что с момента его вступления на пост было сменено более 18 тысяч человек. При этом, по его словам, политические должности должны занять представители новой команды.

3) Он признал наличие ошибок новой власти при назначении на руководящие должности, но назвал при этом только 15-20 кадровых решений (достаточно малая доля).

Заявления на саммите Совета Европы

16.05 Ющенко принял участие в III саммите глав-государств и правительств СЕ в Варшаве. (Заметим, что делегации крупнейших стран ЕС и России не были представлены первыми лицами).

Выступление Ющенко большей частью состояло из традиционной риторики: акцентирование европейского выбора Украины, благодарность СЕ за поддержку демократии в стране, заверения в демократичном характере будущих парламентских выборов и скором раскрытии дела Гонгадзе. Подчеркнута также необходимость защиты прав нацменьшинств и борьбы с антисемитизмом и ксенофобией.

Помимо этих тем, следует выделить два момента из его выступления:

1) Рассуждения о необходимости создания общего безвизового пространства для стран-членов СЕ, в создание которого СЕ должен, по мнению президента, внести решающий вклад;

2) Политическая реформа упомянута в позитивном контексте - как нацеленная на защиту прав и свобод граждан и постановку власти на службу народа. При этом сказано, что "в ходе внесения изменений в Конституции мы будем учитывать выводы Венецианской комиссии".

Создание безвизового пространства для членов СЕ было бы весьма желательным для Украины, в частности, такая инициатива позволила бы безболезненно совместить интеграцию в ЕС с сохранением безвизового режима с Россией. Однако сегодня достижение такой цели не представляется реальным.

В замечании же о политреформе симптоматичны слова о внесении изменений в Конституцию как о будущем акте (в действительности изменения приняты 8.12.2004, так что сейчас можно говорить только о новом изменении Конституции). Фраза президента может означать, что ревизия реформы может быть предпринята под предлогом исправления недостатков, отмеченных Венецианской комиссией. Однако нельзя с полной определенностью говорить, что таковы его намерения. Ведь главные недостатки реформы, с точки зрения комиссии, - императивный мандат депутатов и расширение полномочий прокуратуры, а сам принцип формирования правительства парламентским большинством, разрушающий нынешние полномочия президента, там не критикуется. Ющенко и раньше осуждал положение об императивном мандате, однако в его критических замечаниях о реформе этот тезис присутствовал далеко не всегда.

1.3. Власть и бизнес

Противоречия во власти по вопросам приватизации

На заседании Кабмина (27.04) президент дал указание в 10-дневный срок составить список предприятий, за приватизацию которых необходимо доплатить. Однако уже 2.05 Ю. Тимошенко заявила, что она против составления такого списка, и считает необходимым составление списка критериев для дооплаты, не ограничивая заранее число объектов. Примеры таких критериев: при приватизации не был проведен реальный конкурс; новые собственники не выполнили инвестиционные обязательства и т. п.

Дальнейшие заявления запутали дело еще больше; приведем только часть этих заявлений:

  • 12.05. А. Кинах: Кабмин сформировал окончательный вариант списка из 29 предприятий, законность приватизации которых будет проверяться.

  • 16.05. Юлия Тимошенко: Кабмин не имеет и не будет иметь списка.

  • 17.05. П. Порошенко: "Список есть, я сам его видел". Не исключено, что он будет расширен: "Этих предприятий может быть больше". Но список "не может быть обнародован... с моей точки зрения, его публиковать нельзя".

  • 22.05. В. Ющенко: в течение недели список будет опубликован.

  • 25.05. Юлия Тимошенко: списка из 29 предприятий не существует, "в правительство эти списки не приходили".

  • 30.05. Юлия Тимошенко: "проект о дооценке на конкурсной основе перечня [значит, списка? - КЦПИК] объектов рассматривается Кабмином".

Ющенко хочет принять политическое решение, исходя из того, что обсуждение вопросов реприватизации подрывает внешнеполитический имидж Украины и создаёт внешнеполитические трудности. Тимошенко хочет сохранить для себя механизмы диалога с бизнесом с позиции силы, что будет небесполезно на выборах.

В течение мая список так и не был опубликован. Это очевидная победа Тимошенко, являющейся решительным его противником.

Борьба вокруг Никопольского завода ферросплавов и новые тенденции в отношениях власти и крупного бизнеса

В первую неделю мая обострилась борьба вокруг Никопольского завода ферросплавов (НЗФ) между корпорацией "Интерпайп" (В. Пинчук) и группой "Приват" (И. Коломойский).

До последнего времени НЗФ контролировался "Интерпайпом". После недавнего решения суда, признавшего незаконным приобретение завода Пинчуком, считается, что государство контролирует 50% + 1 акцию. Согласно заявлению дирекции, 3-5.05 возникла угроза захвата предприятия группой "Приват", инициировавшей собрание акционеров с целью смены менеджмента завода. Близкие к "Интерпайпу" источники подчеркивали, что "Приват" действует при поддержке властей. На НЗФ проходили энергичные выступления его работников, протестующих против действий "Привата".

5.05 состоялась встреча Пинчука с Тимошенко и Кинахом. Благодаря их вмешательству были получены гарантии того, что МВД не допустит захвата предприятия. Ю. Тимошенко взяла тайм-аут, чтобы разобраться в ситуации (она считала, что завод уже в госсобственности).

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что параллельно с переговорами Пинчук-Тимошенко прошла встреча президента Ющенко с крупнейшим донецким предпринимателем Р. Ахметовым. Похоже, что она не привела к каким-либо результатам.

В течении длительного времени создавалось впечатление, что основными направлениями власти во взаимоотношениях с крупным бизнесом были избраны, во-первых, угроза реприватизации, во-вторых, стимулирование противоборства между бизнес-группами. В случае с НФЗ были применены оба эти подхода. Однако согласие власти на встречи с В. Пинчуком и Р. Ахметовым может свидетельствовать о появлении новой тенденции: власть, нуждающаяся в деньгах, направляет сигнал о возможности договориться, а давление на НФЗ является средством для обеспечения большей сговорчивости бизнесменов.

Власть делает шаги навстречу малому бизнесу

25.05 прошел форум "Регуляторная политика - залог открытости и прозрачности власти", в котором приняло участие руководство государства. Целью мероприятия было показать, что власть поворачивается к малому и среднему бизнесу. На форуме выступил Ющенко.

На форуме представители власти говорили о реальных шагах, сделанных навстречу малому бизнесу. Принят указ "О либерализации предпринимательской деятельности и государственной поддержки предпринимательства". В соответствии с ним, до 1.06 правительство обязано предложить закон об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства. До 1.10 правительство должно внести на рассмотрение парламента проекты законов о едином социальном сборе, а также о внесении изменений в закон об НДС и ряд других законопроектов. С 1.06 должны быть открыты "единые окна" на каждой украинской таможне, а с 1.07 - "единые окна" для регистрации предприятий в каждом регионе.

Для сведения: Малый бизнес обеспечивает рабочие места 2 млн. украинцев. По результатам одного из последних исследований КМИС, 48% предпринимателей считают, что их положение при новой власти не изменилось вообще, а 33% отмечают его ухудшение.

1.4. Перспективы политреформы

Среди руководящих политиков всё чаще раздаются призывы отказаться от проведения конституционной реформы.

В интервью газете "Україна молода" (28.04), в эфире УТ-1 (4.05) и "1+1" (8.05) президент Ющенко выразил своё отношение к политреформе. Комментируя слова госсекретаря А. Зинченко, который заявил о необходимости проведения референдума относительно реформы, Ющенко, хотя и назвал это "самодеятельностью", но не осудил, более того, сказал, что понимает его, и фактически высказался в поддержку идеи референдума. Центральная мысль Ющенко относительно того, почему он вообще подписал соглашение о проведении политреформы: "Я подписывал соглашение о реформе, чтобы не было гражданской войны, а не потому, что она такая хорошая. Скорее наоборот". Теперь Ющенко демонстрирует, что ему лично не хотелось бы инициировать отмену политреформы, но он не будет особенно сдерживать силы, которые будут делать такие попытки.

В усилении полномочий премьера (с большой вероятностью - Тимошенко) явно не заинтересованы Зинченко и секретарь СНБО П. Порошенко, уже начавшие "торпедировать" политреформу.

Публично против реформы высказывается и Тимошенко, для которой она объективно выгодна (сильно увеличивает ее полномочия). Ведь, скорее всего, до выборов в марте 2006 она останется на своем посту.

В защиту политреформы активно выступает фракция СПУ; лидер социалистов А. Мороз критиковал заявление Ющенко о вынужденности его поддержки реформы. Потенциальные защитники реформы есть и среди других участников провластной коалиции (например - крымский премьер А. Матвиенко). Её поддерживает и ряд влиятельных "нейтральных" депутатов: например, - В. Мусияка (группа "Деминициативы").

У противников Тимошенко, а также принципиальных противников реформы в целом задача минимум - не допустить принятия законопроекта 3207-1 (о расширении прав местного самоуправления) и тем отсрочить вступление реформы в силу до 1.01.2006; к этому времени позиции Тимошенко, скорее всего, будут уже не такими прочными.

В прессе, в основном, обсуждаются два пути "торпедирования" политреформы: проведение референдума по этому вопросу и решение Конституционного Суда. Инициатива Зинченко о референдуме даже при поддержке со стороны Ющенко имеет мало шансов, так как это не предусмотрено Конституцией.

1.5. Скандалы

Развитие скандала вокруг министра юстиции Романа Зварыча

В начале мая министр юстиции Роман Зварыч (до 1991 - гражданин США) был вынужден признать, что обманывал украинскую общественность относительно полученного в США высшего образования и научной степени. Он не являлся ни доктором, ни профессором и, по всей видимости, вообще не имеет диплома о получении какого-либо высшего образования. Этот скандал бьет по имиджу новой власти как "честной" и "моральной".

Распоряжение об интернет-сайтах

В конце месяца министр транспорта и связи Е. Червоненко издал распоряжение о регистрации всех интернет-сайтов. Оно было отменено через день, поскольку вызвало резкую негативную реакцию интернет-сообщества.


1 Интересно сравнить заявления на эту тему сторонника Тимошенко вице-премьера Н. Томенко и самого президента Ющенко. Томенко: "Нефтяной кризис в Украине стал результатом совместной работы российских, украинских финансово-политических группировок и некоторых украинских высокопоставленных чиновников". Ющенко: "Я утверждаю, что никакого российского вмешательства не было в эти процессы, никакого вмешательства определенных украинских кругов в этот процесс не было".












Copyright © 2002-2012 Киевский центр политических исследований и конфликтологии
Copyright © 2002-2012 Центр эффективной политики

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.






bigmir)net TOP 100