Перейти на главную страницу





главная страница | наши сотрудники | фотобанк | контакт
 



  Цели и задачи Центра  
  Текущий комментарий  
  Тема  
  Автор дня  
  Социология и политика  

  Аналитика  
  Социологические исследования  
  Публикации и интервью  
  Новости  


Ежемесячные аналитические обзоры  

Социально-политическая ситуация в Украине

[ Июль-2005 ]

Структуры власти

1.1. Президент

Визит Ющенко в Донецк

Президент В. Ющенко посетил Донецк (15.07), где выступил перед местным руководством с многочасовой импровизированной речью.

В целом этот визит главы государства в вотчину украинской оппозиции прошел намного спокойнее в сравнении с предыдущим, состоявшим в феврале, когда Ющенко сделал ряд крайне резких заявлений. В то же время высказывания президента произвели двойственное впечатление. С одной стороны, Ющенко говорил о том, что приехал "не для того, чтобы сводить счеты с прошлым". Но одновременно он потребовал в течение 10 дней разыскать авторов оскорбительных для него плакатов, которые были вывешены в Донецке в период избирательной кампании.

Неожиданным стало то, что Ющенко объявил о проведении в Украине с сентября коммунальной реформы, предполагающей монетизацию льгот в этом секторе экономики.

Депутаты из фракции "Регионы Украины" приветствовали Ющенко на аэродроме. Во время встречи представители местной элиты сделали множество комплиментарных заявлений в его адрес.

Визит Ющенко не привел к отставке донецкого губернатора В. Чупруна (несмотря на критику местных властей). На отстранении последнего от должности настаивал состоявшийся недавно съезд НСНУ: местные активисты НСНУ испытывают явное недовольство неудовлетворенностью своих кадровых амбиций в условиях губернаторства Чупруна.

Конфликт между Ющенко и журналистским сообществом

Интернет-издание "Украинская правда" (УП) опубликовало (19.07) журналистское расследование относительно стиля жизни старшего сына В. Ющенко - Андрея. Андрей ведет образ жизни, который не укладывается в представления о его личных доходах (он студент дневного отделения) и даже его семьи: сверхдорогой автомобиль, большие траты в ресторанах, платиновый мобильный телефон и т. п. Ющенко в ходе пресс-конференции (25.07) ответил на вопросы корреспондента УП С. Лещенко в крайне эмоциональной форме, назвав его "киллером". Это вызвало взрыв возмущения журналистской общественности. Письмо с требованием к президенту извиниться и опубликовать данные о доходах своей семьи подписали свыше 700 журналистов. В результате Ющенко позвонил Лещенко (27.07), преследуя цель добиться примирения с журналистом. Материалы об этом скандале были широко опубликованы как в украинских, так в зарубежных, в частности, западных СМИ. Можно ожидать, что этот конфликт заметно повлияет на имидж Ющенко.

1.2. Верховная Рада

Голосование законов по ВТО

Последняя неделя работы сессии (первая неделя июля) была очень бурной. Премьер-министр Тимошенко добивалась проведения через парламент пакета из 16 законов, которые, по утверждениям правительства, необходимы для вступления Украины в ВТО. Законы, по мнению критиков премьер-министра, были совершенно не подготовлены. По словам спикера В. Литвина, он иногда ставил на голосование законы, имея только их номер (т. е. - даже без названия).

На заседание 5.07 президент сам явился в парламент поддержать законопроекты, но без особого успеха. Оппозиция (фракции РУ, СДПУ(О), КПУ) бурно протестовала, применяя методы, опробованные прежней оппозицией (нынешней властью): блокировала президиум, ломала микрофоны и т. п. Основные аргументы оппозиции: отсутствие экономического обоснования законопроектов и прогноза последствий их принятия; процессуальные ошибки - проекты не прошли через комитеты и т. п. Отказываясь голосовать, оппозиция также выдвигала требование лишить полномочий депутатов-совместителей. В парламенте все еще оставалось примерно 20 депутатов, которые в феврале были назначены министрами, губернаторами и т. п.

В итоге от пакетного голосования отказались. Часть законов была принята, часть - проведена в первом чтении, что позволило также и правительству говорить о своем успехе. По словам вице-премьера О. Рыбачука, "мы прошли Рубикон", и голосование на 50% улучшило шансы Украины быть принятой в ВТО уже осенью.

По окончании эпопеи президент заявил, что непринятие законопроектов, касающихся вступления страны в ВТО, усложняет выход Украины на внешние рынки и приводит к финансовым потерям. Парламентская фракция "Наша Украина" заявила: "Идет речь не об узко политических вопросах, а о попытках перечеркнуть европейский выбор Украины, и, таким образом, утратить шанс на европейский уровень жизни граждан".

По ходу дела произошел резкий конфликт внутри правительственной коалиции между премьером и министром экономики - с одной стороны и СПУ - с другой. Социалисты выступили против принятия тех законов по ВТО, которые, по их мнению, угрожают сельскому хозяйству (заметим, что эту позицию могли бы занять также НПУ Литвина и УНП Костенко, чего, однако, не произошло).

В отношении депутатов-совместителей оппозиция достигла частичного успеха: большинство совместителей отказались от мандатов.

Закон о совместителях

Успехом оппозиции стало также принятие (8.07) закона об особенностях увольнения депутатов-совместителей (отныне их можно увольнять без подачи заявления).

Проект закона был внесен социал-демократами (Л. Кравчук, Н. Шуфрич и др.). "За" проголосовали большинство депутатов почти всех депутатские фракций и групп, кроме "Нашей Украины" (только 17 голосов из 77) и половины внефракционных. На момент подписания закона совместителями оставались Э. Гурвиц, К. Морозов и Н. Катеринчук. Закон в тот же день был подписан Президентом. В конце месяца (29.07) Катеринчук написал заявление об уходе с поста замглавы ГНАУ.

Позиция Литвина

С течением времени председатель ВР В. Литвин всё чаще демонстрирует позицию, критическую по отношению к исполнительной власти.

Так при рассмотрении законопроектов в отношении ВТО он вначале дал понять, что не допустит по ним пакетного голосования и заявил, что "необходимо еще раз изучить". Его оценки по этому поводу прозвучали крайне критически: "То, что происходило и происходит в последние дни в ВР - это тревожные симптомы кризиса власти в целом, это симптомы импульсов нестабильности в обществе... Нельзя ломать через колено, выстраивать государственную политику на конфликтной основе, на принципах безоглядного подчинения внешним целям внутренних интересов страны. А диалог и аргументы заменять тупым, я подчеркиваю тупым давлением, с которой бы стороны это давление не происходило". Однако затем его фракция (НПУ) стала систематически голосовать за предлагаемые законы, что обеспечило результативное голосование в ряде случаев. В заключение он вдруг вновь критически отозвался о законопроектах и о собственной позиции: "Очевидно, где-то я тут пошел "на - поводу", однако я хотел сделать как лучше".

Критическими были и другие его выступления. В частности:

• он поддержал запрос СДПУ(О) по поводу политического преследования В. Тихонова (см. разд. 3.2);

• вновь осудил административно-территориальную реформу, дав понять, что ее проведение требует значительного финансирования и возможно лишь после парламентских выборов;

• подверг косвенной критике лидеров НСНУ ("Я не хочу, чтобы кто-то выступал от имени и по поручению, говорил о процентах, местах");

• вновь высказался против "силового" сценария формирования парламентского большинства. При этом он даже сказал, что одним из путей, которые, действительно, могут привести к созданию большинства является принятие Закона 3207-1 на специальной внеочередной сессии парламента.

Эта позиция вызвана тем, что Литвин изначально исполнял в новой власти роль главного миротворца и центра притяжения для оппортунистической части старой элиты.

Закрытие сессии. Расстановка сил

8.07 закрылась текущая сессия ВР, объявлен перерыв до сентября.

Изменение численности фракций с января по июль 2005:

Январь Июль
НУ 101 77
КПУ 59 56
РУ 60 51
НПУ 30 46
БЮТ 19 39
СПУ 20 25
УНП 0 24
СДПУ (о) 30 20
"Единая Украина" 21 20
"Демократическая Украина" 0 19
ПППУ 0 15
"Деминициативы" 14 4 1
ТУ - НДП 18 -
"Центр" 14 -
"Союз" 17 -
Внефракционные 47 37
ВСЕГО 450 433

Из таблицы видно, что с выходом из фракции НУ костенковцев (УНП) и сложением депутатских полномочий ряда мажоритарщиков количество депутатов "Нашей Украины" значительно уменьшилось - со 101 до 77. Значительнее всего, по сравнению с январем, увеличилась численность фракций Тимошенко и Литвина - с 19 до 39 и с 30 до 46. Эсдеки и регионалы продолжали терять людей (потери для них начались еще после второго тура выборов), и в сумме потеряли по сравнению с январем 19 человек. Кроме фракции УНП (Костенко) появились "Демократическая Украина" (Пинчук, Шаров) и ПППУ.

Можно классифицировать все фракции на:

1) Полностью провластные - НУ и БЮТ (всего 116 голосов).

2) "Союзник" власти - УНП (24 голоса)

3) "Попутчики" власти - СПУ, фракция Литвина, фракция Кинаха, (всего 86 голосов).

1)+2)+3) =226

4) "Болото" - "Демократическая Украина", "Демократические инициативы", "Единая Украина", внефракционные (всего 80 голосов).

5) Центристская оппозиция - СДПУ (О) и Партия Регионов (всего 71 голос)

6) Коммунисты - всего 56 голосов.

Таким образом, власть только своими голосами (НУ и БЮТ) плюс голосами союзника в лице Костенко не может провести ничего (в сумме 140 голосов). Нужны или голоса "попутчиков" или голоса "болота".

По сути, наиболее последовательным партнером власти является сейчас как раз "болото". Литвин, Мороз, УНП уже начали играть в "свои игры".

Но власть + "болото" тоже ничего провести не может, тем более, что "болото" недостаточно дисциплинированно. И голосов УНП тоже не хватит (116 + 80 + 24 = 220). Необходимы голоса Мороза или Литвина.

Тогда проблема 226 голосов решается легко. Именно таким образом, например, проходил нашумевший закон о дисках (269 голосов, а именно: все голоса "власти", "союзник", голоса Литвина и Мороза, "болото" - правда, внефракционные дали только половину).

Отметим, что с трудом, но власть может иметь и 300 голосов, но это конечно маловероятно - сумма всех голосов, за исключением оппозиции - 306.

У власти нет надежной опоры в парламенте: так, например, за закон о Севастополе, крайне невыгодный власти, проголосовали: ПППУ, Народная партия, Демократическая Украина, Демократические инициативы, социалисты.

Закон о снижении пошлин на вывоз подсолнечника еле-еле прошел (231 голос), так как не дали свои голоса социалисты. Такой риск у правительства будет всегда - достаточно нескольким внефракционным не отдать голоса, и прохождение закона в опасности.

С учетом конфликта между Литвиным и Тимошенко, позиции правительства стали еще слабее.

1.3. Взаимоотношения ветвей власти

Конфликт правительства и парламента

Сразу по окончании сессии ВР, 11.07, Кабмин выступил с беспрецедентно резким заявлением в адрес ВР. Тимошенко заявила: "На последней сессионной неделе украинская и мировая общественность стала свидетелем спланированной провокации в зале ВР. Жаль признавать, что к этому непосредственно причастно руководство законодательного органа, сделавшее предпочтение сохранению социального и экономического напряжения в обществе и на этой основе дискредитации работы правительства и президента". Кабмин обратился к парламентариям с призывом создать проправительственное большинство.

Через день согласительный совет фракций, срочно созванный Литвином (напомним, что парламент находится на каникулах), принял ответное заявление. В нем позиция правительства была объявлена "попыткой переложить ответственность за провалы своей работы (так!) на плечи законодательного органа государства". Литвин заявил: "Правительство должно дезавуировать свое заявление, а не указывать парламенту, как он должен работать и что он должен создавать... Первое и главное, что бросается в глаза - инсинуации, наветы и интриги, а чаще всего откровенная ложь, кажется, становятся стилем работы правительства".

Данные события можно рассматривать в нескольких контекстах.

С общеполитической точки зрения, речь идет об очередном конфликте внутри оранжевого лагеря (учитывая статус Литвина и Тимошенко как якобы равноправных партнеров в будущей предвыборной коалиции). Это еще не раскол, но как минимум - сигнал о его возможности, а заодно - повод для раскола, который сможет использовать та сторона, которая сочтет раскол для себя выгодным.

С точки зрения политической тактики. Тимошенко ощущает ухудшение общеэкономической ситуации (в июне прирост ВВП составил всего лишь 1,1%, что выглядит особенно уныло в сравнении с результатами прошлого года). Трудно сказать, понимает ли она, в какой мере нынешнее положение вызвано ее собственной политикой, но зато она прекрасно понимает, что нужно срочно переложить на кого-нибудь ответственность за экономический спад. В данном случае, "попался под руку" парламент, который "мешает" правительству.

С точки зрения политической стратегии, одной из существеннейших проблем "оранжевой революции" является ее незавершенность. Удалось провести первый этап "чистки" исполнительной власти, но приходится иметь дело с теми же представительными органами. В частности, с ВР, в которой нет провластного большинства. Ею не может управлять ни правительство, ни тем более госсекретариат. Единственный, кто может в той или иной мере управлять парламентом - это спикер, который и продемонстрировал это во время политического кризиса последней недели. В этом смысле обвинения Тимошенко не лишены основания.

Парламент сейчас единственный орган, который может противостоять продолжению революции. Он сопротивляется достаточно осторожно, практически все правительственные проекты через него проходят, - но власть опасается самой возможности сопротивления. Блокирование правительственных проектов - только предлог для этого.

Соответственно, Тимошенко важно дискредитировать руководство парламента и, по возможности, поставить парламент под контроль правительства. Однако шансов у нее пока немного. Административными методами это сделать невозможно (нет необходимых ресурсов), поэтому делается попытка создать большинство (для чего, правда, тоже нет ресурсов).

Важно также и то, что этой атакой на Литвина (согласованной с Ющенко), Тимошенко уменьшает шансы включения последнего в блок с партией Ющенко.

Визиты Порошенко в Иран и Китай (внутриполитический аспект)

Секретарь СНБО П. Порошенко нанес визиты в Иран (11-12.07) и в Китай (20-24.07). Оба визита состоялись вскоре после того, как Тимошенко заявила, что намерена посетить Иран и Китай.

По-видимому, секретарь СНБО с благословения президента пытается явочным порядком подменить премьер-министра. Характерно и то, что темы переговоров (экономическое сотрудничество, совместные проекты в сфере ВПК и авиакосмической промышленности) не имеют особого отношения к кругу обязанностей секретаря СНБО и явно относятся к "парафии" премьер-министра.

Ситуация во властных структурах

С целью снизить конфликтогенный потенциал внутри власти президент В. Ющенко во время расширенного заседания правительства (25.07) всячески демонстрировал стремление добиться согласия между Литвином и Тимошенко. По итогам заседания Тимошенко и Литвин, только что вступившие с открытый конфликт, заявили, что ныне они готовы подписать совместный документ, "направленный на повышение эффективности сотрудничества парламента и правительства".

Нынешнее символическое примирение Литвина и Тимошенко при посредничестве Ющенко никак не сказалось на взаимоотношениях между Тимошенко и секретарем СНБОУ П. Порошенко. Конфликт между ними еще более усилился в связи с репривативацией Никопольского ферросплавного завода (см. п. 1.5).

Порошенко в этом противостоянии может опираться на поддержку Литвина. Порошенко, конкурируя с Тимошенко, оказывает поддержку "старым кадрам" в лице В. Пинчука (группа "Демократическая Украина"). В свою очередь, депутаты, сгруппировавшиеся в ВР вокруг Пинчука, находятся в сфере влияния Литвина.

Позиции Порошенко как субъекта влияния на президента Украины упрочились. Об этом свидетельствует то обстоятельство, что прошедшую 26.07 встречу Ющенко с руководством правоохранительных органов, которая состоялась в президентском секретариате, вел не глава секретариата А. Зинченко, а Порошенко.

1.4. Кабинет министров

Конфликты в исполнительной власти

В связи с позицией СПУ при голосовании по законопроектам относительно ВТО министр экономики С. Терехин и Ю. Тимошенко заговорили об отставке представителя СПУ министра сельского хозяйства Барановского. В ответ Барановский заявил, что ввоз в Украину сахара-сырца, который лоббирует министр экономики, поставит под угрозу существование отечественной сахарной отрасли. "От этого выиграет один человек, и он заработает на такой операции более 150 миллионов долларов", - сказал он. Другой социалист, И. Бокий, призвал Тимошенко уйти в отставку.

Продолжался конфликт между Тимошенко и главой НАК "Нефтегаз Украины", лидером КУН А. Ивченко. Глава этой ключевой компании де-факто не подчиняется премьеру, согласовывая свои действия с президентской командой. Воспользовавшись неудачами переговоров А. Ивченко в Москве, Тимошенко выдвинула требование его отставки. Однако Ющенко призвал премьер-министра (6.07) "более ответственно относиться к деликатному делу организации "газовой" политики государства", тем самым, косвенно поддержав Ивченко. По мнению Ющенко, Тимошенко и членам правительства следует "срочно пересмотреть" свое отношение к этому вопросу. Отчет Ивченко на заседании правительства, назначенный на 6.07, не состоялся. Все это происходило на фоне резких высказываний В. Путина по поводу украинской позиции в "газовом" вопросе.

Вырвался наружу конфликт между министром внутренних дел социалистом Ю. Луценко и его заместителем А. Фокиным, обвинившим (5.07) своего шефа в незаконном прослушивании и слежке. Ющенко поддержал министра и отправил Фокина в отставку.

Несостоявшаяся отставка вице-премьера Бессмертного

Тормозятся планы административно-территориальной реформы, главным инициатором и идеологом которой выступает вице-премьер Р. Бессмертный. Ударом по этим планам стали не только критические высказывания относительно неё со стороны ряда политиков (как оппозиции, так и частично во властных структурах), но и неприятие её населением Киевской области, где предполагалось провести пилотный эксперимент. Так жители области в ночь на 15.07 провели массовую акцию протеста против неё ("Огненная ночь"). Неудачно для Бессмертного прошла и встреча с общественностью его родного Макаровского района. В результате этой встречи Бессмертный сделал эмоциональное заявление (16.07) о готовности уйти в отставку. Похоже, что вопрос о проведении административно-территориальной реформы временно снят с повестки дня. Президент Ющенко отклонил отставку Бессмертного (20.07); очевидно, он заинтересован в Бессмертном как во влиятельном игроке при сложном раскладе политических сил в своём лагере. Бессмертный заявил (22.07), что продолжит работу над реформой, сосредотачиваясь на финансовых проблемах. Он даже намерен провести повторные слушания в Макарове.

Заседание правительства

Состоялось расширенное заседание Кабмина (25.07) с участием президента Ющенко, председателя ВР Литвина и глав областных администраций. Оно было посвящено подведению итогов 6 месяцев работы нового руководства исполнительной властью. Премьер-министр Тимошенко выступила с оптимистическим докладом, цель которого - опровергнуть прогнозы о постепенном втягивании экономики Украины в состояние рецессии.

Стремясь не обострясь конфликтов во власти, Ющенко, несмотря на свое явное недовольство экономической ситуацией, во время пресс-конференции по итогам заседания правительства уклонился от прямой критики правительства и дал положительную оценку его работе ("Большинство целей первого полугода достигнуты").

1.5. Власть и бизнес

Ситуация с Никопольским ферросплавным заводом

В последнюю неделю июля обострился конфликт, связанный с Никопольским ферросплавным заводом (НФЗ). Это противостояние между группой "Интерпайп" (В. Пинчук), которой принадлежит 76% акций завода, и группой "Приват" (Коломойский), которой принадлежит 26% акций. Несколько лет назад группа Пинчука купила контрольный пакет акций, сумев не допустить к конкурсу группу Коломойского.

На стороне "Привата" открыто выступает Тимошенко, для которой отобрать завод у Пинчука - это предмет личной мести. Стратегия Тимошенко и группы "Приват" - доказать, что контрольный пакет был куплен компанией Пинчука незаконно и вернуть его в собственность государства, а фактически - передать в управление группе "Приват". Видимо, на стороне Пинчука играет Порошенко, отстаивающий одновременно интересы крупных русских бизнесменов, которые намереваются приобрести контрольный пакет акций завода у Пинчука.

Апелляционный хозяйственный суд Киева признал (25.07) приватизацию завода незаконной. Однако уже 27.07 высший хозяйственный суд приостановил выполнение этого решения до рассмотрения жалобы, поданной адвокатами компании Пинчука. Таким образом, "Привату" опять не удалось установить контроль над предприятием. Близкие к правительству журналисты заявили о давлении на судебные инстанции со стороны Порошенко.

Реакция Тимошенко была очень нервной - она заявила о "позоре украинской юриспруденции" и даже пригрозила отставкой зампреду высшего хозсуда Н. Хандурину. В свою очередь Пинчук обвинил судей, принявших предыдущее решение, в получении взятки в размере $ 10 млн. В то же время коллектив работников завода обратился к президенту с письмом, поддержав Пинчука.

Этот конфликт - наиболее яркое подтверждение того, что в противостоянии ФПГ участвуют самые высокие государственные чиновники. Конфликт, кроме урона собственно работе предприятия, ухудшает и без того плохой инвестиционный климат и, что важнее, бьет по репутации украинского суда, что важно для крупного бизнеса.


1Таким образом, состав группы стал меньше допустимого минимума (14), и она должна быть распущена. Роспуску фракции помешали начавшиеся каникулы.












Copyright © 2002-2012 Киевский центр политических исследований и конфликтологии
Copyright © 2002-2012 Центр эффективной политики

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.






bigmir)net TOP 100