Перейти на главную страницу





главная страница | наши сотрудники | фотобанк | контакт
 



  Цели и задачи Центра  
  Текущий комментарий  
  Тема  
  Автор дня  
  Социология и политика  

  Аналитика  
  Социологические исследования  
  Публикации и интервью  
  Новости  


Ежемесячные аналитические обзоры  

Социально-политическая ситуация в Украине

[ Сентябрь-2005 ]

Структуры власти

1.1. Политический кризис

Главным событием сентября стал всесторонний политический кризис.

Хроника первой недели

3.09. Подал в отставку госсекретарь А. Зинченко.

4.09. Президент В. Ющенко принял его отставку.

5.09. Зинченко дал пресс-конференцию, на которой обвинил П. Порошенко 1, А. Третьякова и Н. Мартыненко в коррупции.

5.09. В. Ющенко, а затем премьер-министр Ю. Тимошенко отказались ехать в Польшу на экономический форум.

7.09. Госсекретарем назначен О. Рыбачук.

7.09. Из фракции НСНУ выделилась фракция НРУ.

Прошло многочасовое заседание Кабмина.

8.09. Утро. Секретарь СНБО П. Порошенко подал в отставку и отозвал свое заявление об уходе из парламента. Однако одновременно с этим ВР приняла решение лишить его депутатских полномочий. Утром же заявил о своей отставке вице-премьер Н. Томенко.

Днем В. Ющенко объявил об отставке правительства. Подал в отставку глава СБУ А. Турчинов. Уволен глава Таможенной службы В. Скомаровский. Отстранен от исполнения обязанностей первый помощник президента А. Третьяков.

Главой СБУ назначен И. Дрижчаный.

Ющенко предложил формировать правительство днепропетровскому губернатору Ю. Еханурову.

Вечером Ющенко выступил по телевидению.

9.09. Юлия Тимошенко выступила по телевидению.

Выступления Ющенко и Тимошенко. Причины отставки правительства

В телевыступлении (8.09), объясняя отставку правительства, президент В. Ющенко сослался на неумение членов его команды работать дружно, а также на скандал, связанный с Никопольским ферросплавным заводом; по его словам, речь идет о "передаче завода от одной шайки другой шайке". (В случае с реприватизацией этого предприятия Тимошенко и Порошенко вступили в неприкрытый конфликт, отстаивая интересы противостоящих ФПГ). Ющенко подчеркнул, что при этом считает возможным дальнейшую работу со всеми членами своей команды. На следующий день (9.09) он пригласил для консультаций почти все фракции парламента, исключая КПУ и СДПУ(О).

Юлия Тимошенко в эмоциональном полуторачасовом интервью по наиболее популярному телеканалу "Интер" представила чёрно-белую картину мира, построенную на противопоставлении: с одной стороны - она и её команда, прежде всего, правительство, добившееся небывалых успехов; с другой - насквозь коррумпированное и интриганское окружение президента. К теме окружения она возвращалась постоянно, называя по именам Порошенко, Мартыненко, Третьякова и Бессмертного. Высказывания о самом Ющенко были противоречивы: с одной стороны, подчёркивалось, как она его уважает, поддерживает, готова к сотрудничеству и "всё простила"; с другой, перечисляя конкретные действия, она рисовала образ человека слабого, ненадёжного, поддающегося влияниям, склонного к предательству. Тимошенко заявила о намерении самостоятельно участвовать в парламентских выборах 2006. Показателен ответ Тимошенко на вопрос о политреформе: по её словам, сложившаяся ситуация хуже, чем политреформа. Таким образом, она впервые дала понять, что поддерживает политреформу, очевидно, рассчитывая на должность премьера после парламентских выборов (о чём она также говорила). Прозвучавшее заявление об уважении к "бело-голубой" части Украины свидетельствовало о её претензиях на роль "примирителя нации".

Причиной конфликта во властной команде стали отнюдь не вопросы эффективности политики (хотя по логике вещей, именно провал правительственной политики должен был быть вопросом N 1), и даже, видимо, не проблема формата провластного блока на парламентских выборах 2006. Главная причина - ставшее очевидным стремление Тимошенко оттеснить олигархов из окружения президента и стать по существу с ним наравне, проводя самостоятельную политику. (Демарш Зинченко почти наверняка был с ней согласован или даже ею инициирован.) А с этим президент не мог согласиться.

Обострение противостояния

Через несколько дней после отставки правительства конфликт между лагерями Ющенко и Тимошенко заметно обострился.

В интервью Associated Press (13.09) президент обвинил Тимошенко в лоббировании интересов определенных бизнес-групп в споре вокруг металлургических комбинатов. Он также заявил, что Тимошенко стремилась использовать свою должность премьер-министра, чтобы списать 8 млрд. грн. долга, который она накопила, возглавляя концерн ЕЭСУ. Многие вещи, которые делала премьер-министр, сказал президент, "своей целью имели решение ее проблем". Тимошенко в ответ заявила (15.09), что Ющенко пытается восстановить "старую репрессивную машину, которую использовал Кучма против меня и моей семьи", и посоветовала президенту "признать свои ошибки и вернуться к нормальному сотрудничеству". Еще резче выступил ближайший соратник Тимошенко бывший глава СБУ А. Турчинов (интервью 15.09).

Масла в огонь подлило сенсационное интервью Л. Кравчука (14.09), который заявил, что из неких платежек следует: избирательная кампания Ющенко финансировалась российским олигархом Б. Березовским (находящимся сейчас в эмиграции). Сам Березовский подтвердил существование платежек, не уточняя, кому и для чего он платил деньги. В. Ющенко отверг обвинения, заявив (15.09) о прозрачности своего избирательного фонда и об отсутствии зарубежного финансирования. Однако члены его команды не отрицали таких выплат, стремясь только переложить ответственность. Так и. о. министра по чрезвычайным ситуациям Д. Жвания, который был одним из главным финансовых менеджеров избирательной кампании Ющенко, сказал, что Березовский давал деньги Тимошенко.

Декларация единения

Президент В. Ющенко, и. о. премьер-министра Ю. Ехануров и спикер В. Литвин подписали (13.09) "Декларацию единения и сотрудничества ради будущего Украины".

Декларацию подписали также представители 9 фракций парламента: СПУ, УНП, НРУ, "РУ", Народной партии, "Вперед, Украина", ПППУ, "Наша Украина" и ТУ-НДП.

5 фракций отказались участвовать в подписании: КПУ, СДПУ(О), БЮТ, "Реформа и порядок" и "Единая Украина".

Те, кто подписал Декларацию, говорят о том, что таким образом удалось избежать политического кризиса и продемонстрировать единство Украины. Лидер СПУ А. Мороз заявил, что "не существует более эффективной формы, когда конфликт достиг границы, его нейтрализовать". Ю. Костенко (УНР) сказал, что без подписания этого документа "эмоции могли выйти наружу парламента, на улице".

Представители же не подписавших фракций заявили, что это "очередная бумажка" (КПУ), "очередная фикция, очередной пиар-ход" (СДПУ (О), н. д. Е. Фикс), что это неуместная и "общественно не мотивированная" декларация (Н. Томенко - сторонник Тимошенко), что она преждевременна (заявление партии "Единая Украина"), что необходимы не декларации, а реальные действия (пресс-служба фракции партии "Реформы и порядок").

Подписанием Декларации Ющенко решил для себя тактическую задачу: дал сигнал, что кризис якобы позади.

Хотя содержание Декларации сводится к общим словам, ее подписание эксперты расценивают как достаточно важное событие. Речь идет, во-первых, о попытке Ющенко перехватить инициативу у Тимошенко, в частности, опередить её в попытке сформировать большинство накануне голосования по утверждению кандидатуры премьера Еханурова. И во-вторых, о возможной смене курса, при которой линия раздела пройдет уже не между "оранжевыми" и "бело-синими", как это было последние 12 месяцев, а между сторонниками Ющенко и оппозицией трех направлений: коммунисты, "синие" и БЮТ.

Утверждение кандидатуры премьер-министра

Президент внес (13.09) на утверждение ВР кандидатуру днепропетровского губернатора Ю. Еханурова. Он предложил участвовать в обсуждении правительства всем фракциям, кроме СДПУ(О) и КПУ, что свидетельствует об отходе от прежних позиций, когда предполагалось, что фракции прежнего большинства (ПР и др.) являются представителями "кучмизма", переговоры с которыми немыслимы.

На следующей неделе в ВР состоялись два голосования по кандидатуре Еханурова. Результат первого голосования (20.09) был отрицательным: "за" - 223 голоса (при необходимом количестве 226). При втором голосовании (22.09) кандидатура была утверждена с высоким уровнем поддержки ("за" - 289).

При обоих голосованиях 8 пропрезидентских фракций (прежде всего НСНУ, НП В. Литвина и СПУ) практически в полном составе поддержали предложенную кандидатуру; 4 фракции (КПУ, СДПУ(О), БЮТ и "Единая Украина") не голосовали. Высокий результат второго голосования обеспечила фракция РУ (50 человек), не голосовавшая в первый раз и поддержавшая Еханурова во второй (необходимых голосов на этот раз хватило бы и без её поддержки, чего заранее, впрочем, точно сказать было нельзя).

Собственно кандидатура Еханурова ни у кого не вызывала возражений. По общему мнению, в нынешних условиях этот квалифицированный технократ, не связанный ни с политическими, ни с бизнес-группировками, представлял наиболее подходящую кандидатуру. Отказом его поддержать фракции и партии демонстрировали или свою оппозиционность (КПУ, СДПУ(О)), или несогласие с отставкой Тимошенко (БЮТ, "ЕУ").

Президент оба раза присутствовал в парламенте, накануне обоих голосований встречался с руководителями фракций и убеждал депутатов поддержать предложенную кандидатуру. (Из выступления 21.09: "Я просил бы всех, независимо от роли и места, принять первый тезис - закопать "топор войны".) Поскольку общий расклад по фракциям, кроме ПР, в целом был ясен (с точностью до нескольких голосов, от которых и зависел результат), усилия президента были направлены на то, чтобы уговорить именно эту партию. С этой целью он ещё перед первым голосованием провёл встречу с Януковичем (впервые после президентских выборов). Это выглядело как жест "протянутой руки", встреча прошла вполне корректно, но её оказалось недостаточно. Перед вторым голосованием прошла ещё одна встреча Ющенко и Януковича с участием Еханурова, на которой они подписали "Меморандум взаимопонимания между властью и оппозицией". Меморандум в основном состоит из общих положений (принятие необходимых законов, проведение демократических выборов и т. п.). Содержательными являются несколько положений, актуальных для оппозиции. (1) О внедрении политической реформы; похоже, что Ющенко теперь действительно не намерен ей противодействовать. (2) О недопущении политических репрессий; тем самым косвенно признано, что ранее они были. (3) О внесении изменений в закон о депутатах местных советов, предполагающих придание им депутатской неприкосновенности.

Подписание Меморандума и назначение Еханурова существенно меняют политический ландшафт Украины. Теперь Ющенко окончательно порвал с Тимошенко и одновременно отдалил от власти ряд ключевых игроков своей политической команды. Вместе с тем он навёл мосты для цивилизованных отношений с оппозицией. (И не только с ПР; теперь могут сложиться отношения и с не подписавшей Меморандум СДПУ(О).)

Указанные изменения вызвали бурную дискуссию в стране, в частности, в СМИ. Примерно одинаково распространены две точки зрения. Первая: Ющенко сделал правильный шаг, пытаясь помирить страну и передавая бразды правления в руки прагматиков. Вторая: Ющенко изменил идеалам Майдана, отмежевавшись от верных союзников и пойдя на сговор с бандитами; тем самым он превращается во второго Кучму.

Разошлись мнения и у сторонников оппозиции. Одни считают, что худой мир лучше доброй ссоры, другие - что ПР поступила беспринципно, обеспечив Меморандумом главным образом безопасность для своих руководителей от преследований, и не обеспечила других интересов - в частности, это относится к экономическим интересам промышленных регионов, к проблеме русского языка и др.

Реформирование аппарата президента

Перед вторым голосованием по кандидатуре Еханурова президент огласил содержание своих указов, изменяющих структуру его аппарата. Были ликвидированы посты государственного секретаря и первого помощника президента. Взамен вводится пост главы секретариата. Кроме того, из ведения СНБО изымаются (и возвращаются в секретариат) функции внесения кадровых предложений относительно руководства силовых структур.

Причины таких изменений двояки. С одной стороны, перед голосованием, результат которого в тот момент был далеко не очевиден, президент стремился завоевать симпатии депутатов. С другой стороны, полномочия СНБО и секретариата формировались "под определенных людей" (П. Порошенко и А. Зинченко), в соответствии с амбициями возглавивших их лиц и потребностями создать центры влияния, уравновешивающие влияние Тимошенко. Как только все они ушли в отставку, поддержание соответствующей "формы" структур стало ненужным.

Наконец, реформирование аппарата президента - шаг навстречу политической реформе. После развала союза Ющенко-Тимошенко президент в значительной мере оказался без команды. В новых условиях он ищет пути адаптации своих вспомогательных структур в направлении исполнения новых функций. Если раньше он был настроен в пользу отмены конституционной реформы, то в новых условиях может быть сам заинтересован в ее проведении.

Формирование правительства

В последнюю неделю сентября почти сформировано новое правительство (с точностью до четырёх вакансий). Состав правительства:

 Старое правительствоНовое правительство
Премьер-министрЮлия ТимошенкоЮрий Ехануров
Первый вице-премьерАнатолий КинахСтанислав Сташевский
Вице-премьер по админреформеРоман БессмертныйРоман Бессмертный
Вице-премьер по гуманитарной политикеНиколай ТоменкоВячеслав Кириленко
Вице-премьерОлег Рыбачук(вакансия)
Министр обороныАнатолий ГриценкоАнатолий Гриценко
Министр КабминаПетр КрупкоБогдан Буца
Министр внутренних делЮрий ЛуценкоЮрий Луценко
Министр иностранных делБорис ТарасюкБорис Тарасюк
Министр экономикиСергей ТерехинАрсений Яценюк
Министр по чрезвычайным ситуациямДавид ЖванияВиктор Балога
Министр труда и социальной политикиВячеслав КириленкоИван Сахань
Министр топэнергоИван ПлачковИван Плачков
Министр углепромаВиктор ТополовВиктор Тополов
Министр промполитикиВладимир ШандраВладимир Шандра
Министр аграрной политикиАлександр БарановскийАлександр Барановский
Министр по делам молодежи и спортаЮрий ПавленкоЮрий Павленко
Министр охраны окружающей средыПавел ИгнатенкоПавел Игнатенко
Министр образованияСтанислав НиколаенкоСтанислав Николаенко
Министр юстицииРоман Зварич(вакансия)
Министр финансовВиктор ПинзеникВиктор Пинзеник
Министр транспортаЕвгений ЧервоненкоВиктор Бондарь
Министр культурыОксана Билозир(вакансия)
Министр здравоохраненияНиколай Полищук(вакансия)
Министр строительства, архитектуры и ЖКХ(министерство только создано)Павел Качур
   
Секретарь СНБОПетр ПорошенкоАнатолий Кинах
Госсекретарь (глава Секретариата)Александр ЗинченкоОлег Рыбачук
Глава ГлавКРУНиколай СивульскийНаталья Рубан
Глава СБУАлександр ТурчиновИгорь Дрижчаный

Новый кабинет является почти однопартийным: 10 его членов входят в президентскую партию (НСНУ), причем в его составе - председатели совета и исполкома партии. 3 министерских поста сохранила СПУ. По одному министру имеют три других союзных президенту партии (УНП, ПРП и НРУ).

Из кабинета ушли люди Ю. Тимошенко, а также наиболее одиозные фигуры, или фигуры, замешанные в крупных скандалах (за исключением Ю. Луценко).

Следует ожидать, что стратегия нового правительства будет определяться лично президентом. Сигналы в этом отношении достаточно неопределенные.

Во-первых, президент указал новому гуманитарному вице-премьеру на первоочередность реализации социальных программ. Это сигнал: "проедание" экономического роста будет продолжаться.

Во-вторых, непонятные сигналы идут относительно реприватизации. Ехануров говорит, что правительство намерено предложить крупному бизнесу "мировые соглашения" по объектам, приватизированным с нарушениями; исключение делается только для "Криворожстали", которая подлежит реприватизации. Однако, в ФГИ заявили о начале комплексной проверки условий приватизации ряда машиностроительных заводов, входящих в состав торгово-промышленной компании "Укруглемаш".

Хотя одной из главных задач правительства Еханурова считается восстановление отношений с Россией в плане поставок энергоносителей, не совсем понятно, как он будет это делать инструментально. Ни Б. Тарасюк, ни И. Плачков, ни даже А. Ивченко в отставку не отправлены (хотя именно они виновны в срыве переговоров с Россией).

"Новейшая оппозиция" Тимошенко

Позиционирование Ю. Тимошенко к концу сентября выглядит довольно странно - она не власть (поскольку в отставке), но и отказывается считать себя оппозицией (поскольку стоит на той же "платформе Майдана", что и президент). Тем не менее, по всему поведению как самой Тимошенко, так и её команды (с точностью до ритуальных заверений в верности президенту), это - явная оппозиция, причём крайне агрессивная.

Позиционирование Тимошенко в качестве сторонницы президента вызвано заботой о своём имидже: подчёркнутый формальный разрыв сейчас сказался бы на нём отрицательно. Однако при этом Тимошенко сознательно разрушает имидж не только окружения В. Ющенко, но и его лично.

На последней неделе Ю. Тимошенко и ее сторонники дали несколько важных информационных поводов:

1) Тимошенко приняла участие в телевизионной программе, где изложила свою политическую платформу. Суть ее сводится к тому, что она не является оппозицией президенту, но идет на выборы отдельно от НСНУ и сформирует свое правительство.

2) Бывший вице-премьер Н. Томенко дал пресс-конференцию, на которой заявил о том, что "сегодня Украина превращается в страну Кучмы". Он утверждал, что будет в составе первой десятки блока Тимошенко и что этот список займет первое место на выборах.

3) Бывший госсекретарь А. Зинченко заявил, что намерен возглавить одну из политических партий и принять участие в выборах в составе блока Тимошенко.

4) Заметным шагом стал визит Тимошенко в Москву, в Главную военную прокуратуру России, после чего Генпрокуратура РФ сообщила (26.09) о прекращении ее международного розыска. В сообщении отмечается договоренность с Тимошенко, что она будет добровольно являться для проведения следственных действий. Очевидно, этот визит был подготовлен влиятельными российскими кругами, имеющими доступ к администрации В. Путина. За этим последовал ряд комлиментарных высказываний Тимошенко в адрес России и президента Путина. Результаты визита являются явно выгодными для Тимошенко: во-первых, она продемонстрировала, что не боится обвинений, а во-вторых, может более успешно разыгрывать роль "друга России".

Вместе с тем внутри сил, которые считаются союзниками Тимошенко, обострились противоречия.

1) Усиливается напряжение внутри партии "Реформы и порядок". Н. Томенко категорически выступил против участия лидера партии В. Пинзеника в составе нового правительства.

2) Группа активистов Майдана обвинила двух лидеров близкой к Тимошенко партии "Пора" в краже благотворительных взносов, собиравшихся на Майдане.

1.2. Президент

Президент подписал (15.09) указ "Об обеспечении участия общественности в формировании и реализации государственной политики". Указ направлен на налаживание эффективных механизмов сотрудничества государства с институтами гражданского общества и предполагает проведение ежегодных президентских слушаний как постоянно действующего механизма общественных консультаций и оценки деятельности органов государственной власти, а также образование при президенте Стратегического совета по развитию государственной политики, целью которого, в частности, будет определение стратегических направлений развития государства.

Параллельно с этим, госсекретарю О. Рыбачуку было поручено разработать проект усовершенствования института президентства в Украине.

1.3. Кабинет министров

12.09. Кабмин одобрил проект закона о бюджете 2006, который предполагает рост ВВП на уровне 7% в год и инфляцию в будущем году 8,7%. Законопроект о бюджете 2006 внесен в парламент (15.09).

13.09. Во время первого совещания и. о. премьер-министра с представителями ФГИ было принято решение, что основными направлениями работы Фонда на будущий год будут "Криворожсталь", НФЗ, "Укртелеком" и облгазы, относительно которых будет проведен тщательный анализ целесообразности их приватизации.

1.4. Верховная Рада

6.09 началась очередная сессия.

В сентябре депутатская группа "Демократическая Украина" реорганизована во фракцию партии "Вперед, Украина!" (8.09).

Из фракции "Наша Украина" вышла фракция "Реформы и порядок".

В середине месяца ВР лишила полномочий депутатов-совместителей. В результате в парламенте осталось 425 депутатов.

Состав фракций и групп:

 07.09.200521.09.2005
КПУ5656
"Регионы Украины"5352
Народная партия4447
"Наша Украина"6345
БЮТ4340
СПУ2525
УНП2523
СДПУ(О)2020
"Демократическая Украина"19 
   
("Вперёд, Украина!") 20
"Единая Украина"2016
ПППУ1515
НРУ1415
"Реформы и порядок" 15
НДП и "Трудовая Украина" 14

13.09 перед началом работы дня правительства в парламенте представители фракции СДПУ(О) заблокировали трибуну, требуя освобождения из-под стражи бывшего председателя Закарпатской обладминистрации И. Ризака. Объясняя поведение своей фракции, н. д. В. Заяц сказал, что "в государстве нет возможности бороться правовыми методами с политическими преследованиями и репрессиями". В тот же день Ризак был освобожден под залог.

Зарегистрирован (15.09) проект постановления ВР о средствах предупреждения углубления энергетического кризиса (разработан С. Гавришем и А. Клюевым). Проектом предусматривается (1) разработка совместно с Кабмином Программы антикризисных мер в ТЭК; (2) проведение при участии премьер-министра переговоров с представителями РФ с целью создания межгосударственной группы стратегического планирования, которая должна будет разработать условия участия Украины и России в совместных энергетических проектах; (3) контроль кадровой политики в топливно-энергетической отрасли; (4) разработка Концепции энергетического законодательства Украины, которая бы регулировала последовательность подготовки законодательных актов в сфере ТЭК.

1.5. Власть и бизнес

Развитие ситуации вокруг НЗФ

В конце августа - начале сентября крайне запутанный конфликт вокруг Никопольского завода ферросплавов вступил в решающую фазу.

30.08 председатель ФГИ В. Семенюк высказала мнение, что предприятие должно остаться в госсобственности, а также сообщила, что ФГИ принимает меры для снятия судебного запрета на собрание акционеров. Ю. Тимошенко, активно добивавшаяся передачи завода ФПГ, контролируемой "Приватбанком", заявила, что государство может выручить от его продажи 2-3 млрд. грн. Однако, акции предприятия государству еще не были переданы, потому прошедшее в тот день собрание акционеров не было легитимным. Собрание акционеров НЗФ в Орджоникидзе избрало нового председателя правления и главу наблюдательного совета. В это время возле предприятия начался многодневный митинг трудового коллектива в поддержку фактического собственника предприятия В. Пинчука с его участием.

Одновременно было принято два взаимоисключающих судебных решения. Городской суд Никополя запретил выполнять решения собрания акционеров в Орджоникидзе, а Ленинский райсуд Полтавы признал его законным и запретил препятствовать выполнению обязанностей новым руководством завода.

31.08 вновь избранное руководство НЗФ не смогло попасть на предприятие, блокированное участниками митинга. На митинге экс-депутат ВР И. Богословская обвинила Тимошенко в коррупционных связях с "Приватбанком". Председатель ФГИ В. Семенюк расценила собрание акционеров в Орджоникидзе как незаконное.

1.09 милиция 6 раз предпринимала попытки провести судебных исполнителей в здание НЗФ, однако не смогла оттеснить несколько тысяч митингующих, возглавляемых Богословской. В поддержку митинга прибыли депутаты ВР Ю. Кармазин и В. Мусияка.

В тот же день В. Ющенко встречался с Ю. Тимошенко. По сообщению пресс-службы Ющенко, он провел по поводу НЗФ телефонные беседы с премьером, генпрокурором, главой ФГИ и главами других заинтересованных ведомств, раскритиковал Кабмин за неумение отстоять интересы государства и потребовал назначить руководителем завода менеджера, не связанного ни с одной из ФПГ. 2.09 Ющенко поручил Генпрокуратуре и Минюсту в трехдневный срок обеспечить законную передачу госпакета акций НЗФ в ФГИ, а ФГИ обеспечить собрание акционеров в установленные законом сроки. В поручении также говорилось о недопустимости использования государства в интересах частных структур.

Тимошенко на пресс-конференции заявила, что собрание акционеров в Орджоникидзе было законным, и что решение высшего хозсуда по НЗФ вступило в законную силу, хотя и обжалуется в Верховном суде.

3.09 НСНУ осудила "попытки использования полномочий правительства для вмешательства в бизнес-конфликт вокруг НЗФ на стороне одного из его участников", что "бросает тень на всю украинскую власть, дискредитирует украинское государство".

Ситуация вокруг НЗФ стала одним из сигналов о серьёзном конфликте в президентском окружении, который окончательно выявился через несколько дней.

По мнению экспертов, в правовом плане приватизация НЗФ была крайне сомнительной, однако сами действия команды Тимошенко с экстренным проведением собрания акционеров также нелегитимны.

Во внешнеэкономическом плане обострение конфликта вокруг НЗФ вновь снизит инвестиционную привлекательность Украины и может уменьшить ожидаемые доходы от приватизации "Криворожстали".

Реприватизация: "Азот"

2.09 здание управления ЗАО Северодонецкое объединение "Азот" было захвачено вооруженными людьми. Они заняли здание заводоуправления, опечатали кабинеты и не допустили на рабочие места прежних руководителей предприятия.

Хотя подобный перехват управления уже происходит на других предприятиях, но впервые новая украинская власть пошла на открытый конфликт с мощной американской компанией-инвестором, которая вложила в реконструкцию завода 60 млн. USА.

1.7. Кадровые решения

24.09 было сообщено о новых отставках и назначениях. Президент уволил Ю. Еханурова с должности губернатора Днепропетровщины; назначил А. Егорова главой Гостаможни; уволил Н. Катеринчука с должности первого заместителя главы ГНАУ и И. Грынива - с поста директора Национального института стратегических исследований. Последние две отставки связаны с желанием соответствующих политиков вернуться в парламент.

1.8. Разное

Конституционная реформа

Конституционный суд огласил (13.09) решение по поводу законопроекта 3207-1 (изменения Конституции в части местного самоуправления). Законопроект признан приемлемым. Решение принято голосами 10 судей (минимально возможное число) против 4.

Законопроект 3207-1 являлся, по сути, составной частью политической реформы, объявленной президентом Л. Кучмой 3 года назад. Его проведение предполагалось осуществить на предыдущей сессии ВР; в этом случае конституционная реформа, предусмотренная уже принятым законом 2222 (он же - законопроект 4180) и передающая значительную часть полномочий от президента премьер-министру, вступила бы в силу уже с 1.09. Однако это оказалось невозможным, в частности, из-за того, что Конституционный суд, работающий в неполном составе (должно быть 18 судей), не смог своевременно вынести свое решение.

Ряд политиков предлагает, ссылаясь отчасти и на это решение, ввести конституционную реформу в действие немедленно. Более вероятно, однако, что она войдет в силу только с 1.01.2006.

Закон 3207-1 теперь требуется принять большинством в 2/3 от состава Верховной Рады.

Возможны два варианта дальнейшего продвижения этого закона. Вариант 1: он будет принят и подписан президентом уже на нынешней сессии. Вариант 2 (предложенный А. Морозом, более вероятный и юридически аккуратный): доработать закон 3207-1, принять его заново на этой сессии, заново внести в Конституционный суд - и принять окончательно на следующей сессии.

1 Показательно, что через несколько дней польский журнал “Wprost” назвал Порошенко одним из 100 богатейших людей Восточной Европы.












Copyright © 2002-2012 Киевский центр политических исследований и конфликтологии
Copyright © 2002-2012 Центр эффективной политики

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.






bigmir)net TOP 100