Перейти на главную страницу





главная страница | наши сотрудники | фотобанк | контакт
 



  Цели и задачи Центра  
  Текущий комментарий  
  Тема  
  Автор дня  
  Социология и политика  

  Аналитика  
  Социологические исследования  
  Публикации и интервью  
  Новости  


Ежемесячные аналитические обзоры  

Социально-политическая ситуация в Украине

[ Октябрь-2005 ]

Структуры власти

1.1. Президент

Публичные заявления президента

В течение месяца президент В. Ющенко сделал довольно много публичных заявлений.

Так в первую неделю он дал интервью корреспондентам 4-х общенациональных каналов, выступил на заседании Кабмина и на экономическом форуме во Львове. Основные темы этих заявлений:

Политическая реформа. Ющенко, с одной стороны, осудил политреформу в её нынешнем варианте; с другой - повторил обещание, что не будет предпринимать никаких деструктивных действий по отношению к её ходу.

Депутатская неприкосновенность. Ющенко выступил против депутатской неприкосновенности на всех уровнях. Однако он в эти же дни подписал поправку к закону о статусе депутатов местных советов, усложняющий процедуру привлечения их к уголовной ответственности. Подписание было вынужденным (в связи с тем, что пропущены сроки наложения вето), и президент заявил о намерении обратиться в Конституционный суд с запросом о конституционности этого закона.

Раскол в "оранжевой коалиции". Президент, с одной стороны, говорил о готовности протянуть руку своим бывшим союзникам (Ю. Тимошенко и др.), а с другой выступал с резкими обвинениями в их адрес ("Если Ю. В. ставит целью власть, и только власть..."). Он заявил, что до последнего момента пытался сохранить команду своих единомышленников, понимая, что отставка части соратников на президентских выборах могла послужить психологическому разочарованию для украинских граждан.

Реприватизация. Президент сказал, что реприватизация закончена, 98% предприятий приватизированы совершенно законно. 2% - это, вероятно, названные им "Криворожсталь" и НЗФ.

Об отношениях с оппозицией. Знаковым является даже не заявление о том, что "ни один человек в Украине в период президентства Ющенко не будет преследоваться по политическим мотивам". Наиболее важным представляется характеристика подписания Декларации о сотрудничестве между политическими силами и общего Меморандума с В. Януковичем. Ющенко заявил, что при их подписании взяли верх идеи государственного, а не корпоративного характера.

Власть и политика. Президент заявил, что губернаторы должны заниматься экономикой, а не строительством партийных организаций. "Губернаторы, которые будут заниматься политикой, т. е. возглавлять партии, будут освобождены". При этом он не считает, что его участие в избирательном списке НСНУ было бы применением административного ресурса.

По общему впечатлению, Ющенко чувствует себя с новым правительством явно комфортнее и увереннее, больше надеется с ним сработаться. Вместе с тем, бросается в глаза противоречивость его позиций по большинству рассматриваемых проблем (политреформа, неприкосновенность, раскол в команде). Существенным моментом новой ситуации является, по-видимому, искреннее его желание перевести в более цивилизованные рамки отношение с политическими противниками, прежде всего с Януковичем.

Интервью Ющенко британским СМИ

Президент В. Ющенко дал два больших интервью газете "Financial Times" (14.10 и 19.10), а также интервью Би-Би-Си (17.10). В этом же ряду стоит его выступление в "Четем хаус" в Лондоне (17.10). Большинство высказанных там тезисов хорошо известны, поскольку ранее неоднократно повторялись президентом. Вместе с тем есть отдельные новые идеи или акценты.

Так, неизменно критикуя позицию правительства Ю. Тимошенко по реприватизации, Ющенко сказал (14.10), что "Криворожсталь" не будет последним реприватизируемым предприятием. По его словам (19.10), на его встречах с представителямибизнесом все соглашались с тем, что поскольку большая приватизация последних 5 лет проходила с нарушениями закона, надо заново оценить приватизацию отдельных предприятий и прийти к "мирным договорам с их собственниками". Однако он не стал прямо отвечать на вопрос, как будут определяться "отдельные предприятия", приватизация которых будет пересматриваться, и каков будет механизм урегулирования отношений с собственниками.

Относительно внутренних проблем Ющенко заявил (19.10), что Л. Кучма не будет пользоваться иммунитетом, если на него выведет расследование убийства Г. Гонгадзе, и сказал (14.10), что Меморандум с В. Януковичем не предполагает амнистии организаторов фальсификаций на выборах.

Касаясь выборов, президент четко сказал (14.10), что не будет в них участвовать, но будет советовать "своим друзьям" как можно больше консолидировать политические силы. Он отметил, что коалиция на выборах с Ю. Тимошенко была бы предпочтительней, но для этого обеим сторонам нужно "честно оценить случившееся и охладить страсти".

В плане выборов В. Ющенко старается выглядеть формально надпартийным, говоря о "своих друзьях", а не о НСНУ, почетным председателем которой он является. В то же время он стремится показать отсутствие сотрудничества с Януковичем и другой новой оппозицией. Хотя он и не делает резких высказываний в их адрес, такая позиция показывает, что Меморандум был для него жестом отчаяния для утверждения Ю. Еханурова, а не продуманной стратегией.

Во внешнеполитической части выступлений Ющенко повторил оптимистические заявления относительно перспектив Украины в ВТО и ЕС (см. разд. 2.8).

Другие действия президента

Президент Ющенко наложил вето на закон об образовании (25.10). Речь шла о том, чтобы студент по окончании вуза обязан был отработать три года по направлению. Предполагалось, что в противном случае выпускники вузов, учившиеся за средства госбюджета, будут обязаны возместить государству расходы на их обучение.

Ющенко создал Политический совет при главе государства (12.10). Согласно указу, такой совет создается "с целью налаживания постоянного и конструктивного диалога между президентом и представленными в ВР политическими силами, обеспечения наиболее полного учета из позиций и рекомендаций в процессе формирования и реализации государственной политики". Политический совет возглавляет президент, который председательствует на его заседаниях. В состав Политсовета входят руководители парламентских фракций и групп. Секретарем Политсовета назначен первый заместитель главы секретариата президента И. Васюник.

1.2. Кабинет министров

Формирование правительства

В первой половине октября завершилось формирование правительства.

Вице-премьером, ответственным за АПК, назначен Ю. Мельник (5.10). На той же неделе министром культуры назначен И. Лиховой, министром юстиции - С. Головатый. Последним стало назначение министра здравоохранения Ю. Поляченко (12.10). В тот же день главой Госказначейства был назначен А. Шлапак.

Кадровый аграрный функционер Ю. Мельник с лета 2002 до лета 2005 занимал руководящие посты в министерстве аграрной политики (заместитель государственного секретаря, заместитель министра). Наблюдатели расценили его назначение как проявление стремления президента ограничить влияние в правительстве СПУ, чей представитель занимает должность министра аграрной политики. Новые министры культуры и здравоохранения также являются отраслевыми чиновниками. Этими назначениями В. Ющенко подтвердил свое стремление видеть на министерских постах не публичных политиков, а профессиональных отраслевых функционеров.

В эту логику, однако, не укладывается назначение министром юстиции столь яркого публичного деятеля как С. Головатый, отличающегося к тому же бурным своеобразным темпераментом, повышенной конфликтностью и политическим радикализмом. Возможно, что он назначен на должность для того, чтобы привлечь симпатии радикального "оранжевого" электората к правительству Ющенко-Еханурова. Головатый известен также как принципиальный противник политической реформы. Возможно, при назначении имелось в виду, что он, если не подорвёт реформу, то, по крайней мере, хоть как-то ее ослабит. Связи С. Головатого в ПАСЕ, ОБСЕ и иных европейских структурах дают возможность В. Ющенко несколько нейтрализовать прогрессирующее разочарование европейцев.

На представлении коллегии медицинских руководителей (14.10) Поляченко после реверанса в адрес начатых реформ в отрасли назвал своей ближайшей задачей "корректировку не совсем доработанных последних приказов Минздрава". При этом он указал проблемы рецептурного отпуска лекарств и реформирования высшего медицинского образования (два места, где "наломал дров" предыдущий министр).

1.3. Верховная Рада

Обсуждение бюджета

20.10 ВР рассмотрела проект бюджета в версии бюджетного комитета. Вариант бюджета, предложенный правительством Ю. Тимошенко, никем не рассматривался всерьез. Премьер-министр Ю. Ехануров сразу после своего назначения заявил, что не отозвал бюджет из ВР по чисто формальным причинам (поджимали сроки). Бюджетный комитет внес новый вариант, в котором, среди прочего, дефицит был повышен до 3% вместо 1,9%, что вынуждало обратиться к займам. Правительство (прежде всего в лице министра финансов В. Пинзеника) резко протестовало.

За то, чтобы принять выводы бюджетного комитета (единственный способ продолжить работу над бюджетом в относительно нормальном режиме), проголосовало 179 депутатов. Голосование получилось весьма любопытное: "за" голосовали КПУ (первый случай, когда коммунисты голосуют за бюджет), СПУ, Народная партия, ПППУ и "Вперед, Украина". Не поддержали бюджет ни НСНУ, которая его, формально говоря, предлагала, ни фракция министра финансов ПРП. Таким образом, парламентское большинство стало не просто ситуативным - оно может меняться от голосования к голосованию самым причудливым образом. В итоге парламент отправил проект на доработку - до 1.11.

Вполне реальна угроза того, что Украина останется без бюджета - возможно, до окончания парламентских выборов. С учетом сложившейся обстановки, руководитель группы советников главы НБУ В. Литвицкий высказал мнение: может быть, лучше отложить принятие бюджета до 2006 года. Учитывая, что после выборов бюджет наверняка будет пересматриваться - возможно, это был бы самый разумный выход из положения.

1.4. Власть и бизнес

Встреча Ющенко и Еханурова с предпринимателями

14.10 президент и премьер-министр провели встречу с лидерами украинского бизнеса, включая тех, которые на президентских выборах оказывали поддержку его конкуренту. Диалог с лидерами бизнеса рассматривается экспертами как сигнал готовности В. Ющенко и Ю. Еханурова подвергнуть частичному или полному пересмотру реприватизационную политику Ю. Тимошенко.

Как показало голосование по "Криворожстали" через несколько дней (см. ниже), наладить диалог с крупным бизнесом президенту не удалось. Увидев слабость власти, "олигархи" через своё лобби в парламенте тут же попытались "поставить ее на место", играя по принципу "чем хуже - тем лучше". С другой стороны, бизнесмены не услышали на встрече никаких определенных гарантий и взаимовыгодных предложений (кроме как "платить налоги", что выглядит довольно загадочно на фоне признания президентом факта выполнения доходной части бюджета 2005 за счет авансовых платежей). Что же касается единственного конкретного обещания - прекратить реприватизацию, то крупный бизнес не доверяет на слово.

Голосование по закону о моратории на приватизацию "Криворожстали"

18.10 ВР приняла постановления, которыми предлагается отменить продажу "Криворожстали", назначенную на 24.10. Постановления имели рекомендательный характер. За них проголосовало от 255 до 259 человек В частности, почти полностью фракции КПУ, СПУ, СДПУ(О), НП, ПППУ, "Вперед, Украина", "Регионы Украины", НДП-ТУ.

В целом постановление ВР указывает на шаткость положения власти, которая не имеет большинства в парламенте и уже не пользуется поддержкой общества, во всяком случае, настолько, чтобы президент мог позволить себе идти на разрыв с парламентом.

Приватизация "Криворожстали"

24.10 октября состоялся конкурс по продаже 93% акций Криворожского горно-металлургического комбината ("Криворожсталь"). На конкурсе победил Mittal Steel Germany GmbH (собственник - индийский бизнесмен Лакшми Митталь), предложивший за комбинат 24,2 млрд. гривень (почти $ 5 млрд., стартовая цена - 10 млрд. гривень). По словам Ющенко, эта сумма на 20% превышает все доходы украинского бюджета за приватизацию за все годы.

Реприватизация и продажа "Криворожстали" - самый крупный экономический успех действующей власти с момента ее формирования. Удалось подтвердить заявления о том, что новая власть будет проводить "честную" приватизацию. Были опровергнуты заявления оппонентов власти относительно снижения инвестиционной привлекательности Украины в результате реприватизации. Удалось выкрутиться из сложной финансовой ситуации - полученных денег не только хватает на покрытие бюджетного дефицита, но и возникает значительная "премия" (около $ 1,2 млрд.), которую можно эффективно использовать в предвыборный период. Использование части полученных средств для активизации государственного инвестирования создает предпосылки для предотвращения стагнации или даже спада, к которым вплотную подошла украинская экономика.

Вместе с тем, имеются негативные моменты. Успех реприватизации "Криворожстали" может побудить власть к использованию подобной практики по другим объектам. О возможности этого говорит заявление Ю. Еханурова о "выкупе" 5-6 ранее приватизированных "по заниженной цене" объектов с их последующей перепродажей. Даже если подобные предложения не будут практически осуществляться, они негативно влияют на инвестиционный климат (поскольку свидетельствуют, что власть по-прежнему стремится к реприватизации; вновь возник вопрос "реприватизационного списка", так как Ехануров ничего не сказал о том, какие именно объекты могут быть "выкуплены" для перепродажи).

Цена покупки чрезмерно велика, так как инвестор платил не только за сам комбинат, но и за вхождение на новый и ранее в значительной мере закрытый для иностранного капитала рынок, откровенно заявляя о намерении продолжать экспансию на нем.

Правительство рассматривает вопрос о том, каким образом будут использованы вырученные от приватизации "Криворожстали" средства.

Сразу после завершения конкурса премьер-министр Ю. Ехануров заявил, что 4,2 млрд. грн. будут возвращены прежним владельцам, 7 млрд. грн. направлены в бюджет, а оставшиеся пойдут в специальный фонд развития (имеются в виду инвестиции в авиастроение, программу развития космической сферы, обустройство международных транспортных коридоров).

Министр финансов В. Пинзеник предлагает досрочно погасить часть взятых ранее дорогих государственных долгов, заместив их новыми более выгодными государственными займами. По его мнению, это позволит сэкономить на обслуживании государственного долга 300-400 млн. грн. Позиция Пинзеника выглядит достаточно обоснованной, поскольку сегодня Украина значительно более кредитоспособна и может получать кредиты под проценты, существенно более низкие, чем несколько лет назад.

1.5. Конфликты и скандалы

Реакция СПУ и "дело Семенюк"

Перепродажа "Криворожстали" вызвала довольно резкую реакцию СПУ - главного левого попутчика нынешней власти, настаивающего на сохранении в государственной собственности стратегических объектов. Политисполком СПУ в знак протеста против реприватизации рекомендовал (21.10) подать в отставку главе ФГИ Валентине Семенюк, одной из лидеров СПУ. Семенюк выступила с заявлением (24.10), содержащим обвинение в адрес неназванных лиц, которое оказывают давление на главу ФГИ и занимаются интригами. При этом основная ответственность за реприватизацию предприятия была возложена на правительство Ю. Тимошенко. Там же сообщалось, что Семенюк подала президенту заявление об отставке. Параллельно с этим в СМИ было распространено сообщение о резком ухудшении состояния здоровья Семенюк и её срочной госпитализации. Однако В. Ющенко отказался принимать отставку главы Фонда, а лидер СПУ А. Мороз заявил о том, что не будет настаивать на выполнении рекомендаций исполкома СПУ.

При обсуждении в ВР вопроса о "Криворожстали" было выдвинуто обвинение против Семенюк в том, что ее позиция относительно продажи комбината связана с ее личными и партийными интересами. Ранее такие обвинения выдвигал н. д. О. Зарубинский (фракция НП). Выглядит правдоподобным, что этот конфликт связан с соперничеством за сельский электорат между Народной партией В. Литвина и СПУ. Скандал может серьезно подорвать репутацию не только Семенюк, но и косвенно лидера СПУ А. Мороза, который до сих пор не был замешан ни в каких крупных коррупционных скандалах.












Copyright © 2002-2012 Киевский центр политических исследований и конфликтологии
Copyright © 2002-2012 Центр эффективной политики

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.






bigmir)net TOP 100