Перейти на главную страницу





главная страница | наши сотрудники | фотобанк | контакт
 



  Цели и задачи Центра  
  Текущий комментарий  
  Тема  
  Автор дня  
  Социология и политика  

  Аналитика  
  Социологические исследования  
  Публикации и интервью  
  Новости  


Ежемесячные аналитические обзоры  

Социально-политическая ситуация в Украине

[ Ноябрь-2005 ]

Структуры власти

1.1. Президент

Выступления президента

В ноябре президент В. Ющенко сделал ряд выступлений.

Начиная с 5.11, президент начал еженедельно выступать по субботам с продолжительными радиообращениями.

Основной и практически единственной темой первого обращения 5.11 президент избрал вступление Украины в ВТО и те выгоды, которые оно должно принести. Президент заявил, что остается оптимистом относительно вступления Украины в ВТО в 2005, однако оставил себе позиции для отступления, упомянув, что ответственность частично остается на парламенте, бюрократическом аппарате и партнерах по ВТО. При всей важности этой темы, создается впечатление, что президент "зациклен" на ней, не считаясь с тем, что шансы на вступление Украины в ВТО в нынешнем году сейчас - нулевые.

Следующее радиовыступление президента (12.11) было посвящено проблемам медицины. 19.11 основной темой была годовщина "оранжевой революции", 26.11 - голодомор 1930-х годов (см. разд. 5.2).

10.11 В. Ющенко провел телевстречу со студентами трех городов (Киев, Львов, Донецк).

Как главное ожидалось выступление Ющенко на Майдане независимости в годовщину Майдана (см. разд. 5.2). Однако ничего значительного он там не сказал. В целом он вновь выступал как "президент Майдана", а не президент Украины. Весь мессидж его обращения был направлен исключительно его сторонникам, а не сторонникам другого кандидата. Общая оценка: "Я убежден, что моя нация, мой народ блестяще прожили, блестяще прошли эти 12 месяцев" - не выглядела соответствующей действительности. Значительная часть выступления была посвящена критике Тимошенко. Президента явно раздражали выкрики в поддержку Тимошенко, организованные её сторонниками.

Создание Нацсовета по вопросам культуры и духовности

В. Ющенко подписал указ "О первоочередных мероприятиях по обогащению и развитию культуры и духовности украинского общества" (25.11).

Перечень мероприятий носит в основном стандартный характер: определить приоритетные задания, подать проект программы действий и т. п. Заметным моментом указа стало создание при президенте Национального совета по вопросам культуры и духовности как консультативно-совещательного органа. Председателем назначен Н. Жулинский; в составе Нацсовета 33 члена. Как правило, в него вошли деятели национально-патриотической ориентации. Представители русской культуры (в отличие от крымских татар) в совете не представлены.

1.2. Кабинет министров

Расширенное заседание Кабинета министров

9.11 состоялось расширенное заседание КМ с участием В. Ющенко.

В повестке дня были две темы: (1) итоги 9 месяцев 2005; (2) обсуждение проекта Государственной программы развития Украины на 2006. Основными докладчиками выступали министр экономики А. Яценюк и министр финансов В. Пинзеник.

Несмотря на сложную ситуацию в энергетическом секторе и усиливающуюся критику главы компании "Нефтегаз Украины" А. Ивченко, эти проблемы не обсуждались.

В ходе заседания наметился конфликт между Ющенко и председателем ВР В. Литвином. Спикер парламента подверг критике существующие подходы во взаимоотношениях между исполнительной и законодательной властью. Тезис спикера о том, что нынешний бюджет, ориентированный на повышенные социальные выплаты, привел к усилению инфляции, вызвал резкую реакцию Ющенко.

Ющенко высказался за проведение специального заседания Кабинета министров по оценке работы руководителей регионов. Это заявление могло свидетельствовать о намерении сменить еще нескольких губернаторов.

Ющенко заявил, что власть "должна сосредоточиться на решении проблем с шахтами, находящимися в государственной собственности". Вероятно, эти слова следует рассматривать как требование их скорейшей приватизации.

Акценты в докладах Яценюка и Пинзеника были расставлены существенно по-разному. Пинзеник дал довольно оптимистические оценки финансового состояния страны. В докладе Яценюка, напротив, экономическая ситуация оценивалась в довольно резких выражениях и мрачных тонах.

В целом по итогам заседания можно сделать вывод, что новое правительство не работает как единая команда.

1.3. Верховная Рада

Утверждение бюджета в первом чтении

ВР в повторном первом чтении приняла (1.11) проект государственного бюджета. (После провала первого чтения 20.10 Бюджетный комитет доработал правительственный проект.)

Поддержку принятию бюджета в варианте Бюджетного комитета оказали фракции "Наша Украина", КПУ, НПУ, УНП, ПППУ, НРУ, "Вперед, Украина!", "Довіра народу". Из 50 голосов "Регионов" "за" было подано 29. Часть "оранжевых" голосовала против - БЮТ с сателлитом "Единая Украина", СПУ, часть ПРП.

Полагают, что поправки ПР были учтены бюджетным комитетом полностью. КПУ голосовала "за", сославшись на то, что нельзя было позволить правительству распоряжаться финансами "в ручном режиме". В. Литвин заявил, что правительство, по его мнению, не было изначально заинтересовано в принятии бюджета.

К изменениям, внесенным бюджетным комитетом, относятся:

- исключение нормы о продаже приватизированным предприятиям земли, на которой они расположены;

- исключение нормы о привлечении для Госслужбы автодорог Украины иностранного кредита на сумму 100 млн. евро;

- исключение нормы о введении налога на недвижимость, увеличении минимальных и граничных размеров ставок единого налога для субъектов малого предпринимательства, фиксированного налога, платы за торговый патент;

- исключение нормы о финансовом обеспечении отраслевых программ судостроения, автомобилестроения, авиастроения, подвижного состава транспортной системы Украины;

- включение нормы об увеличении расходов Минуглепрому на 1,1 млрд. грн;

- установление на следующий год сбора на обязательное государственное пенсионное страхование в размере 30,8%.

В. Пинзеник заявил о своем недовольстве поправками к бюджету. По его мнению, они увеличивают бюджетный дефицит до 16% от ВВП. В то же время он признал возможность поиска компромисса с ВР по вопросу об определении размеров дефицита.

15.11 правительство передало в ВР проект бюджета во втором чтении с параметрами: доходы 125,8 млрд. грн., расходы 138,7 млрд. Дефицит - 12,9 млрд., или 2,5% от проектируемого ВВП.

Законы, нужные для вступления в ВТО

1.11 ВР внушительным большинством приняла 2 закона, необходимых для вступления Украины в ВТО: "О защите национального товаропроизводителя от демпингового импорта" и "О применении специальных мер в отношении импорта в Украину".

В то же время парламент отказался (3.11) даже ставить в повестку дня несколько других "законов по ВТО". Все эти законопроекты, по сути, повторяли аналогичные документы, отвергнутые ВР нынешним летом. За внесение каждого из них в повестку дня проголосовали от 182 до 188 депутатов. Поддержали их лишь фракции НСНУ, БЮТ, ПРП, НРУ, УНП, "Единая Украина", а также частично СПУ и НП (за документы, поддержанные социалистами, не голосовали народники и наоборот).

Однако, через две недели (15.11) Верховная Рада поддержала в первом чтении три из этих законопроектов: об изменениях в закон об экспортной пошлине на живой скот и кожаное сырье; в законы, касающиеся процедуры таможенного оформления товаров; об уменьшении ставки экспортной пошлины на отходы и лом черных металлов ("за" - соответственно 250, 292 и 230 голосов). Два других предложенных правительством законопроекта, нужных для вступления в ВТО, снова не были включены в повестку дня, не набрав нужного числа голосов.

Обсуждение проходило бурно. Особенно агрессивно вели себя коммунисты, которые мешали проведению голосования, блокировали парламентскую трибуну, включали мегафоны и сирены, препятствовали председателю объявлять законопроекты к рассмотрению и помешали выступить министру экономики А. Яценюку. Такое непарламентское поведение было явно нацелено на привлечение симпатий своего электората, и с этой точки зрения было (как считают эксперты) целесообразным.

Сам Яценюк изложил свою позицию в нескольких интервью. Эта позиция выглядит достаточно взвешенной. Он признал, что Украина не вступит в ВТО в этом году, но призвал не придавать этому большого значения. Одной из причин такой задержки он назвал необходимость внимательно обсудить принимаемые законы, а также не спешить при ведении международных переговоров с тем, чтобы добиться наиболее выгодных условий.

Интересное заявление по вопросу о связи между вступлением в ВТО Украины и России сделал председатель ВР В. Литвин (в телевыступлении 16.11): "Я думаю, несерьезно ставить вопрос, что мы должны вскочить в ВТО первыми и обогнать Россию". Он также высказал мнение, что Россия не станет препятствовать вступлению Украины в ВТО, если станет членом этой организации раньше Украины.

По оценке экспертов, в этом году Украина не имеет шансов вступить в ВТО. Наибольшие трудности для этого представляет даже не принятие ею законов, а проведение двусторонних переговоров с оставшимся примерно десятком членов ВТО, согласие которых требуется для вступления. Наибольшие трудности предвидятся со США и с Австралией. Адаптацию законодательства страна может завершить и после вступления в ВТО. С учётом этого эксперты находят шансы вступления в 2006 достаточно высокими.

Голосования по военным вопросам

2.11 ВР не смогла ратифицировать соглашение с НАТО об использовании стратегической транспортной авиации Украины в операциях и учениях альянса ("за" 208).

3.11 ВР приняла (235 голосами) решение, согласно которому парламент может заставить президента отозвать миротворцев (до сих пор парламент должен был ратифицировать решение о посылке миротворцев, но не мог их отозвать).

Оба решения являются чувствительными поражениями власти (хотя во втором случае вполне вероятно вето президента). Мотивы голосования, вероятнее всего - приближающиеся выборы, в преддверии которых многим парламентариям выгоднее показать себя противниками сотрудничества с НАТО.

Голосование за руководство парламента

3.11 состоялось рейтинговое голосование по кандидатурам на посты глав комитетов, а также - тайное голосование на пост заместителя председателя ВР. На пост зампреда выдвигались В. Заец, В. Коновалюк и Ю. Костенко. Из 9 успешных кандидатов на посты глав комитетов 3 принадлежат фракции НП, 2 - нефракционные, по одному - представители КПУ, ПРП, Регионов и СДПУ(О).

Однако, выборы не состоялись: ни постановление об избрании глав комитетов, ни какая-либо кандидатура на пост зампреда не набрали 226 голосов. Вообще, активность депутатов оказалась низкой. Это стало еще одним подтверждением отсутствия в ВР сколько-нибудь четкого большинства.

Состав Верховной Рады

По состоянию на 1.12 состав фракций и групп выглядит следующим образом.

Во фракцию КПУ входят 56 депутатов, "Регионы Украины" - 56, Народной партии - 45, "Наша Украина" - 42, БЮТ - 34, СПУ - 25, УНП - 24, СДПУ(О) - 19, группу Народного блока Литвина - 19, группу "Доверие народа" - 16, "Реформы и порядок" - 15, "Единая Украина" - 15, НРУ - 14, фракцию ПППУ - 14. Внефракционных - 33.

1.4. Законодательство

Президент В. Ющенко ветировал (25.11) закон, позволяющий парламенту требовать от президента отзыва миротворцев из-за границы.

По действующему закону, необходимо согласие парламента на направление миротворцев, но он не может их отзывать. Вопрос приобрел актуальность в связи с отправкой украинских миротворцев в Ирак (предполагается, что контингент будет возвращен домой к 30.12.2005 - см. разд. 2.6).

1.5. Кадровые решения

А. Матвиенко назначен заместителем главы Секретариата Президента (18.11). Очевидно, что это награда за поддержку им президента.

С 20.04 по 21.09 Матвиенко по представлению Ющенко был главой правительства АРК. Не сработавшись с Верховным Советом АРК и крымской элитой, подал в отставку.

1.6. Разное

Тема политической реформы

В конце месяца вновь возникла тема политической реформы.

Вице-премьер Р. Бессмертный высказал мнение (в интервью 21.11), что проект 3207-1 принимать "не целесообразно", а 4180 надо изменить.

В тот же день лидер "Поры" В. Каськив заявил, что Украина не готова к проведению политической реформы, поскольку нет механизмов передачи полномочий (в частности - из секретариата президента в аппарат КМ).

Ю. Тимошенко изложила (в интервью 23.11) свое видение реформы:

  • Реформа вступит в действие, поскольку нынешняя власть не может это предотвратить;

  • она принципиально против реформы, поскольку она несет "бесконтрольность, безответственность, сосредоточение власти в одних парламентских руках";

  • "с 1 января будет и один приятный позитив от этой конституционной реформы - люди получили возможность выбрать еще и премьер-министра";

  • "премьер-министр не сможет уволить своих министров и не сможет назначать своих министров. Это уникальная ситуация, когда неизвестно каким способом премьер-министр будет руководить своим разнообразным коллективом";

  • "вообще было бы верно один раз написать целостную, разумную, сбалансированную Конституцию. Вынести на референдум и действительно обсудить".

Тимошенко выгодно поднимать тему реформы по двум причинам:

  • ее предвыборная "стратегия" сводится к тому, чтобы принудить страну к римейку войны на выборах 2004;

  • тему реформы можно использовать для торга с Ющенко.

Обсуждение темы переноса местных выборов

Ряд общественных и политических деятелей (в частности - глава ЦИК, руководство КИУ и др.) в течение месяца заявили, что было бы целесообразно перенести выборы в местные советы на осень 2006. Объясняется это неготовностью законодательной базы, отсутствием надлежащего финансирования (еще не принят бюджет на 2006). Глава секретариата президента А Рыбачук даже заявил, что соединять выборы можно "только в тоталитарном государстве" (?!).

В то же время, руководитель рабочей группы по доработке изменений в закон про выборы органов местного самоуправления М. Теплюк заявил только о сокращении избирательной кампании до 100 дней, что, очевидно, дает временной резерв для выполнения всех необходимых процедур в парламенте.












Copyright © 2002-2012 Киевский центр политических исследований и конфликтологии
Copyright © 2002-2012 Центр эффективной политики

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.






bigmir)net TOP 100