Перейти на главную страницу





главная страница | наши сотрудники | фотобанк | контакт
 



  Цели и задачи Центра  
  Текущий комментарий  
  Тема  
  Автор дня  
  Социология и политика  

  Аналитика  
  Социологические исследования  
  Публикации и интервью  
  Новости  


Ежемесячные аналитические обзоры  

Социально-политическая ситуация в Украине

[ Декабрь-2005 ]

Внешняя политика

2.1. Газовый конфликт с Россией

Главной внешнеполитической проблемой Украины в декабре, безусловно, была проблема конфликта с Россией по вопросу о ценах на российский газ и ставок на его транзит. Общий результат декабря - проблема зашла в тупик. Российско-украинские отношения оказались в состоянии кризиса, какого ещё не было за все годы независимости.

Календарь событий

28.11. "Газпром" предложил Украине в первоочередном порядке подписать контракт на транзит российского газа. Он выразил готовность платить за транзит по европейским ставкам. "Газпрома" заявил также, что "украинская сторона фактически саботирует подписание документов, от которых зависит надежное снабжение европейских потребителей российским природным газом".

30.11. Зам. председателя правления ОАО "Газпром" А. Медведев заявил, что цена в $ 160 и так является компромиссной; если Украина не примет предложение компании, "Газпром" предложит Украине новую цену на газ, которая будет выше $160.

2.12. Президент В. Ющенко заявил, что он намерен "открыто, на рыночных принципах решить проблематику отношений в теме поставки российского газа и его транзита по украинской территории".

6.12. Министр топлива и энергетики И. Плачков отложил визит в Москву для ведения переговоров на неопределенный срок.

7.12. Проблема тарифов на газ обсуждалась в телефонном разговоре между президентами России и Украины.

6-7.12. Вопрос о транзите российского газа был вынесен на уровень переговоров между российским правительством и Еврокомиссией. В ходе визита в Брюссель российский премьер М. Фрадков пытался активизировать позицию ЕС и организовать давление на Украину. Тем не менее, Еврокомиссия заявила о своем невмешательстве в этот вопрос.

7.12. Прошли переговоры главы комитета ВР по вопросам ТЭК А. Клюева с председателем Комитета по энергетике, транспорту и связи Госдумы РФ В. Язевым (Москва, 07.12). Украинская сторона предложила в 2006 покупать газ по средней цене остается на уровне $ 60. (Предложение явно нереалистичное.) Российская сторона не приняла предложение.

8.12. С резким заявлением выступил президент РФ В. Путин. Он заявил, что поддерживает требование "Газпрома" увеличить цену газа для Украины (до $160 за 1 тыс. кубометров). Возможные потери "Газпрома" от сохранения цен для Украины на прежнем уровне Путин оценил в $ 4,6 млрд. (что, вероятно, несколько преувеличено). Путин сообщил также, что в 1-м квартале 2006 страны ЕС будут получать газ по цене $ 250 за 1 тыс. куб. м. и отметил, что "бытовой потребитель на Украине получает газ ниже той цены, которую за него платят в России". Путин акцентировал, что украинская сторона "была инициатором" перехода на рыночную форму расчетов за газ и транзит.

9.12. Генеральный директор ООО "Газэкспорт" А. Медведев заявил, что рыночной ценой газа для Украины является $ 230 за 1 тыс. кубических метров, и что цена $ 160 является "минимальной".

10.12. А. Ивченко уволен с поста первого заместителя министра топлива и энергетики, однако остался главой "Нефтегаза". Это сделано по представлению Ю. Еханурова о размежевании должностей первого зам. министра топлива и энергетики и председателя НАК "Нефтегаз Украины". По мнению экспертов, эти перестановки отражают соотношение сил в украинском руководстве между прагматиками, которые давно добиваются отставки главы КУН Ивченко, и поддерживающим его мощным националистическим лобби.

12.12. На совещании в Кабмине Украины участники пришли к выводу, что прекращение транзита российского газа через территорию страны технологически невозможно, поскольку ОАО "Газпром" до сих пор не имеет как собственных газохранилищ, так и альтернативных газопроводов.

12.12. Президент Туркменистана С. Ниязов отказал представителю "Газпрома" А. Миллеру в сохранении на 2006 г. цены на газ в $ 44 за 1 тыс. кубометров и выдвинул требование цены $ 60. Почему-то украинская сторона расценила этот факт как выгодный для себя, и министр Плачков снова занял жесткую позицию на переговорах с Христенко. Итоговое решение достигнуто не было.

13.12. ОАО "Газпром" создал "оперативный штаб" по обеспечению бесперебойных поставок газа европейским потребителям по территории Украины. В тот же день председатель правления "Газпрома" Миллер заявил, что компромисс в газовом споре с Украиной возможен в случае допуска "Газпрома" к управлению газотранспортной системой (ГТС) Украины. Фактически "Газпром" предъявил ультиматум - прекращение поставок газа в Украину, если до 1.01.2006 не будет подписан контракт на поставку российского газа.

14.12. В ответном заявлении зампред правления "Нафтогаза" Лопушанский назвал это условие неприемлемым.

14.12. России нанесла главный удар: зампреда правления "Газпрома" А. Медведева заявил, что в связи с затяжкой переговоров "Газпром" отказывается от "компромиссной" цены на газ для Украины на 2006 г. ($160 за 1 тыс. куб. м.) и настаивает на полном переходе на рыночные цены для Украины, которые на данный момент составляют $ 217-230 за 1 тыс. куб. м. (Судя по всему, это стало эмоциональной реакцией россиян на откровенно хамское поведение украинских "переговорщиков", прежде всего Ивченко).

14.12. Президент Ющенко повторил, что Украина настаивает на поэтапном решении вопроса перехода на денежные расчеты с Россией в газовой сфере. По его мнению, основные отрасли индустрии, включая металлургию и машиностроение, способны выдержать повышение цен, однако проблему представляет химическая отрасль. Он заявил также, что его цель - "обеспечить полную энергетическую независимость Украины". Он заявил, что предложит реализовывать российский газ по новым ценам сначала в индустриальном секторе, постепенно повышая его стоимость для частного и коммунального секторов.

15.12. Премьер-министр Ю. Ехануров провел совещание по газовым проблемам. По итогам совещания, министр промполитики Шандра заявил, что промышленность Украины может сэкономить около 13 млрд. куб. м. газа в год из ежегодно потребляемых ею 19,5 млрд. куб. м. за счет перехода на уголь и внедрение энергосбережения.

15.12. Украинское правительство выдвинуло свой вариант выхода из газового кризиса. "Газпрому" был предложен контроль над половиной внутреннего газового рынка в обмен на согласие повышать цены на газ не резко, а постепенно. "Газпром" это предложение отверг.

17.12. Президент Ющенко выступил с радиообращением по вопросам энергетической политики, в котором защищал позицию Украины. (Содержание этого и других заявлений руководителей Украины см. в следующем подразделе.)

19.12. Состоялся рабочий визит премьер-министра Ю. Еханурова и секретаря СНБО А. Кинаха в Москву. Содержание переговоров по газовой проблеме с премьер-министром М. Фрадковым стороны излагали по-разному. По сведениям российского источника, российская сторона выдвинула требование продажи Украиной 50% своей газовой системы или передачи её на условиях концессии международному газотранспортному консорциуму. Ехануров же заявил о подтверждении российской стороной того, что контракт по поставкам и транзиту газа действует. Договоренность не достигнута.

20.12. Состоялась совместная пресс-конференция Ющенко и Еханурова, в основном посвящённая теме газа и новой энергетической политики.

20.10. Компания "Газ Украины" направила региональным предприятиям проекты договоров на поставку газа для населения и бюджетных учреждений и организаций в 2006, в которых утверждается сохранение цен на газ на уровне 2005. Эти успокоительные заявления были нереальны и противоречили ранее обнародованной позиции Ющенко.

21.12. НКРЭ приняла решение поднять предельный уровень цены на природный газ для промышленных потребителей Украины на 11,3%.

29.12. Президент РФ В. Путин провёл совещание по вопросам поставок российского газа в Украину с участием представителей российского (В. Христенко) и украинского (И. Плачков) правительств и руководителей "Газпрома" и "Нефтегаза Украины". На совещании он не подвергал сомнению цену, назначенную "Газпромом", но предложил, предоставить "Нафтогазу Украины" для покрытия расходов кредит у РФ в $ 3,6 млрд. под гарантии солидных западных структур.

В тот же день президент В. Ющенко ответил на это предложение отказом.

31.12. Президент Путин поручил правительству и "Газпрому" обеспечить поставки газа на Украину в 1-м квартале 2006 года по условиям 2005 года в случае, если до конца сегодняшнего дня украинские партнеры подпишут контракт, в котором содержатся предложения "Газпрома" о переходе на рыночные цены со 2-го квартала 2006 года. Он добавил: "В случае отсутствия ясного ответа, будем считать, что наше предложение отклонено".

К концу дня пресс-секретарь главы "Газпрома" С. Куприянов сообщил, что "Газпром" немедленно подписал и направил в Украину соответствующие контракты на поставку газа и транзит, однако украинская сторона официально отказалась от этого предложения.

Руководители Украины о газовой проблеме

Президент Ющенко в радиообращении по вопросам энергетической политики (17.12) сказал следующее. В 2000 "мы не успели решить главную проблему - по либерализации цен на энергорынке и отмене бартерных расчетов за услуги украинского транзита". Бартерные схемы расчетов за энергоносители работали на создание непрозрачных схем и обогащения олигархов. Украинский бюджет годами недосчитывался миллиардов долларов. Это деньги, которые должны были идти на зарплаты и пенсии, развитие науки, технологий, кредитование села. Переход на денежные расчеты в газовой сфере выгоден отечественный экономике.

На совместной пресс-конференции Ющенко и Еханурова 20.12 участники продемонстрировали разное видение газовой проблемы.

Позиция Еханурова:

- Украина может обратиться в Стокгольмский суд, если Россия пересмотрит газовый контракт;

- он подтвердил готовность Украины согласиться на предложения Москвы о либерализации цен на газ;

- газовые вопросы могут комментировать только Президент, премьер-министр, министр топлива и энергетики, субъекты хозяйствования. Слова остальных политиков не могут рассматриваться как официальная позиция (Ехануров тем самым дезавуировал инициативы, например, В. Литвина).

- население Украины будет обеспечено газом, добываемым на Украине, но газовые проблемы отразятся на восточных регионах Украины.

Позиция Ющенко:

- "Украина никогда даром ничего не брала, скорее всего, те схемы, которые были, обдирали Украину, но я не хочу политизировать этот вопрос";

- "Я не могу комментировать заявления о том, что цена должна быть 220-230 долларов за тысячу кубометров. Давайте с 500 начнем или с 700. Это не основания для политического диалога, это безответственный подход";

- Украина нуждается в новой энергетической политике, предполагающей внедрение энергосберегающих технологий, увеличение доли национальной добычи газа, а также использование транзитных преимуществ Украины;

- следует проводить и новую политику в угольной сфере. "Это один из ресурсов, на базе которого ближайшие сто лет можно делать удачный сектор энергетической политики Украины".

Позиция украинской стороны

Ход конфликта свидетельствует о том, что украинское руководство заранее шло на обострение кризиса и не предпринимало мер, способных привести к договоренностям на более ранних стадиях. Можно думать, что украинское руководство исходило из того, что при вступлении в НАТО, раньше или позже, такой кризис неизбежен. Тем не менее, выдвижение новых цен "Газпромом" стало для Киева неожиданностью.

В контексте углубления кризиса и обострения украинско-российских отношений, усиливается перспектива формального выхода Украины из СНГ.

По-видимому, основные лидеры "оранжевой" власти рассматривали газовый конфликт как выгодный для себя. Во-первых, он должен способствовать консолидации "оранжевых" избирателей вокруг власти. Во-вторых, откровенное давление со стороны России, сопровождающееся угрозами уничтожения промышленности Юго-Востока, деморализуют оппозиционный электорат. Таким образом, в результате повышения цен на газ политическая конфигурация в Украине может измениться в направлении, невыгодном для сил, ориентированных на сотрудничество с Россией.

В заявлениях украинских руководителей всех рангов прослеживалась явная несогласованность линии поведения. С одной стороны, они систематически заявляли, что уже практически обо всем договорились. С другой, обвиняли Россию в экономическом шантаже и выступали с угрозами. И. Плачков грозил России Стокгольмским судом (24.12). Высокие чиновники, включая Еханурова (27.12), обосновывали право Украины на 15% газа, проходящего по ее территории.

Позиция российской стороны

Газовый кризис показал, что российское руководство собирается твердо придерживаться новой внешнеполитической концепции, согласно которой цены на газ зависят от оценки политического курса страны-потребителя. Среди стран бывшего СССР как наиболее недружественная "наказана" Украина (очевидно, в немалой степени из-за хамского поведения её "переговорщиков".) Льготные поставки газа предусматриваются только для надёжных союзников РФ - членов ОДКБ (Белоруссия, Армения).

Предложенные "Газпромом" примерные цены для постсоветских государств, потребителей российского газа, составляют:

- Украина $ 220-230.

- Молдова $ 150-160.

- Страны Балтии $ 120-125.

- Грузия, Армения $ 110.

- Беларусь $ 47.

Указанный подход, по мнению некоторых экспертов, противоречит стратегическим интересам самой России, т. к. в результате его применения в "проблемных" странах, в т. ч. Украине, могут усилиться позиции именно антироссийских сил. Возможно, что Кремлю надоела "неопределенность" украинской политики. Могла усилиться точка зрения, в соответствии с которой не имеет смысла бороться за Украину, поскольку она так или иначе все равно попадет в НАТО.

Экономические параметры

К 8.12 были согласованы объем транзита российского газа через Украину в 2006 г. (112 млрд. кубометров) и объем поставок газа для Украины (51 млрд. кубометров). Эта цифра включает поставки газа из Туркменистана, а также российский газ, предназначенный для Украины.

При увеличении цены на газ для Украины до $160 за 1 тыс. кубометров доходы "Газпрома" возрастают на $2,8 млрд. В свою очередь, увеличение ставки транзита с $1,09 до $1,75 уменьшит эту сумму на примерно $ 800 млн. Таким образом, при нынешнем уровне потребления газа платежи Украины должны возрасти примерно на $2 млрд. в год.

Соглашение с Туркменистаном

30.12 В. Ющенко в интервью журналистам центральных телеканалов объявил о завершении переговоров с Туркменистаном. По информации президента, подписано соглашение о поставках 40 млрд. кубометров газа по цене $ 50 за 1 тыс. кубометров. Т.о., по словам Ющенко, вопрос газового баланса снят с повестки дня.

Достижение этой договоренности (если информация Ющенко соответствует действительности) представляется большим успехом. Тем более, что получена цена, которая ниже той, по которой туркменский газ покупает Россия ($ 65 за 1 тыс. кубометров).

Позиция Запада

Страны Запада и международные организации в целом заняли позицию невмешательства в газовый конфликт между Россией и Украиной.

Представитель Госдепартамента США Шон Маккормак заявил (14.12), что "украинское правительство и другие правительства в регионе, если у них есть проблемы по данному вопросу", должны решать проблему цен на природный газ напрямую с российским правительством.

Во время визита в Киев К. Райс (7.12; см. разд. 2.4) украинская сторона пыталась привлечь её внимание к газовой проблеме. Райс ответила бессодержательной отговоркой: "Как я понимаю, страны региона в основном зависят от поставок природного газа из России, и я также понимаю, что имели место соглашения, которые на определенный срок устанавливали уровень цен на природный газ, в особенности для Украины".

Американские аналитики по-разному трактуют позицию США. По сообщению аналитического центра "Стратфор", К. Райс в ходе визита в Киев от имени руководства США поддержала Киев в твердой позиции на переговорах по газу. Другие аналитики упрекают руководство США в отсутствии реальной поддержки Украине.

Если в начале декабря в публичных высказываниях руководители ЕС выражали уверенность в благополучном исходе переговоров (президент Еврокомиссии Ж.-М. Баррозу) и абсолютной надежности Украины как транзитера газа (еврокомиссар по энергетике А. Пибалгс), то в конце месяца представители Запада стали высказывать заметную тревогу.

Так, 29.12 правительство Венгрии обратилось в Еврокомиссию с просьбой выступить посредником в конфликте Украины и России. Сообщалось, что 27.12 российские и венгерские дипломаты совместно убеждали Украину не прерывать транзит газа через свою территорию. Немецкая Партия зеленых призвала экс-канцлера Г. Шредера повлиять на "Газпром", чтобы избежать срыва поставок газа в Европу. При этом официальный представитель фракции по вопросам энергетики, Г.-Й. Фелль, выразил неудовольствие ультимативными методами "Газпрома".

В то же время 29.12 представитель Еврокомиссии в Москве М. Франко сообщил, что ЕС пока не рассматривает возможность вмешательства в спор, но считает, "что проблема обеспечения транзита газа в Европу должна разрешиться на основе принципов рыночной экономики".

Правительство США (по сообщению от 29.12) призвало стороны найти компромисс.

2.2. Отношения с Россией - другие аспекты

Общий формат двусторонних отношений

Становится очевидным, что администрация В. Путина сформировала основные подходы в отношении Украины. По существу она перестала рассчитывать на вовлечение Украины в свою сферу влияния и перешла к жёсткой политике. Характерным примером служит позиция по газовой проблеме. Основные шаги по другим направлениям выглядели следующим образом.

1. Выдвинуты главные условия, при которых может состояться визит В. Путина в Украину (он планировался еще на октябрь 2005). По слухам, такими условиями может стать согласие на проведение референдума по НАТО, непрепятствование избирательным кампаниям ПР и СДПУ(О), нероспуск парламента в случае их победы. Представляется, что выдвинуть такие условия можно только для обоснования отказа Путина от визита.

2. Усиление давления в экономической сфере Москва не сопровождает свертыванием политических контактов. Также не предполагается усложнение режима пересечения российско-украинской границы для граждан.

3. Окончательно сформулирована позиция относительно членства Украины в НАТО, которое Москва считает неприемлемым. Это нашло проявление и в позиции до сих пор относительно либерального министра иностранных дел РФ С. Лаврова (8.12): "Это суверенное право любого государства выбирать себе партнеров, но кое-какие последствия решение Украины вступить в НАТО будет иметь".

4. В рамках 13-го заседания Совета министров иностранных дел ОБСЕ (05.12, Любляна) министры иностранных дел Украины и России обсудили делимитацию и демаркацию сухопутного участка украинско-российской границы и пребывание ЧФ России в Украине. Переговоры также касались согласования двустороннего соглашения о реадмиссии.

5. Россия и Украина согласовали проект договора о разграничении акватории Азовского моря. Также принят проект договора о разграничении территориальных морей, континентального шельфа и исключительных экономических зон в Черном море.

В то же время, сохраняются острые противоречия по вопросу о территориальном разграничении в Керченском проливе. В ходе очередного раунда российско-украинских переговоров по Азово-Керченской проблематике (Москва, 8.12), по вопросу о границе в Керченском проливе позиции сторон остались прежними.

Визит Гриценко в Москву

Министр обороны А. Гриценко нанёс визит в Москву (29-30.11). Он принял участие в заседании Совета министров обороны стран СНГ, где украинская делегация участвовала в качестве наблюдателя. Проведены переговоры с министрами обороны Азербайджана и Таджикистана.

Основной частью визита были переговоры с вице-премьером, министром обороны РФ С. Ивановым. На них подписан План сотрудничества между оборонными ведомствами двух стран на 2006. В документе предусмотрены мероприятия по военному и военно-техническому сотрудничеству, участие вооруженных сил обеих стран в международных учениях, усовершенствование нормативной базы двустороннего сотрудничества. Подписано Соглашение между правительствами двух стран о сотрудничестве в области безопасности полетов государственных воздушных судов.

Однако наибольшее внимание привлекли прозвучавшие после переговоров заявления С. Иванова относительно перспектив сотрудничества с Украиной в случае ее вступления в НАТО. Он заявил о возможности сокращения военно-технического сотрудничества и намекнул на другие последствия, вплоть до касающихся границы. В прессе эти заявления окрестили "ультиматумом Иванова".

Гриценко в ряде выступлений после визита пытался всячески снизить серьёзность этих заявлений и представить итоги визита как нормальное деловое сотрудничество.

Ряд российских военных экспертов аргументировали тезис, что Россия уже не нуждается в военной продукции и технологиях украинского производства.

В структурах украинской власти "ультиматум С. Иванова" был адекватно воспринят и оценен лишь секретарём СНБО А. Кинахом (в заявлении 30.11). Кинах попытался перевести вопрос в плоскость совместного сотрудничества Украины и РФ с НАТО в том смысле, что Украина и РФ могут найти возможность консолидировать свои усилия, "так как стратегическая цель совпадает". При этом он выразил обеспокоенность тем, что военно-техническое сотрудничество Украины и России распространяется только на те виды оружия, которые были произведены еще во времена СССР.

Визит Литвина в РФ

В ходе официального визита в РФ (6-7.12) председатель ВР В. Литвин позиционировал себя как умеренный политик, демонстрирующий конструктивный подход и в отношении России, и в отношении Запада. Главный акцент был сделан на необходимости расширения межпарламентского сотрудничества.

В ходе встречи с Литвином, В. Путин назвал 2005 г. "годом упущенных возможностей" в двусторонних отношениях. "В прежние годы политические отношения развивались энергично, и это отражалось на экономике".

По поводу вступления в НАТО Литвин выразился осторожно: "Я поддерживаю позицию президента Ющенко, который решил, что этот вопрос должен решаться на референдуме".

Проблема базирования Черноморского флота

По ходу развития газового конфликта ряд националистических политиков связали эту проблему с проблемой базирования ЧФ РФ в Крыму. В частности, лидер УРП "Собор" А. Матвиенко заявил (9.12) о необходимости увеличения арендной платы ЧФ РФ.

Вице-премьер и министр обороны РФ С. Иванов отмёл это требование (14.12), заявив, что "сегодня нет оснований для проведения переговоров по этому вопросу", поскольку арендная плата за присутствие ЧФ определена в базовом соглашении в разделе ЧФ на период до 2017.

Интересно, что даже министр ИД Б. Тарасюк (на пресс-конференции 22.12) заявил о нецелесообразности разговоров о пересмотре условий базирования ЧФ РФ в Крыму в связи с требованиями России увеличить цену на газ. Одновременно Тарасюк критиковал российскую сторону за то, что она во многом не выполняет обязательств договоров о базировании ЧФ РФ в Крыму. Это, в частности, касается вопросов аренды, незаконного пользования землей, использования помещений, которые выделены для нужд ЧФ, а не для ведения бизнеса. После дежурных слов о стремлении к развитию партнерских, дружеских и добрососедских взаимоотношений с Россией Тарасюк возложил вину за ухудшение двусторонних отношений на "некоторых российских политиков".

По-видимому, заявление Тарасюка было направлено на то, чтобы смягчить эффект от принятого накануне (21.12) Кабмином Украины постановления о повышении эффективности управления государственным имуществом, которое использовал ЧФ бывшего СССР. Представители украинской власти категорически отрицали увязку этого постановления с намерениями пересмотра ставок за базирование российского флота в Крыму. Так министр экономики А. Яценюк заявил, что принятое постановление является чисто техническим документом, а пересмотр таких ставок может осуществляться только в рамках международного права.

2.3. Отношения с СНГ

Проблема приднестровского урегулирования

В Одессе была открыта (30.11) пограничная миссия ЕС по оказанию содействия в мониторинге молдавско-украинской границы. Меморандум об открытии пограничной миссии ЕС был подписан в октябре Украиной, Молдовой и ЕС. Мандат миссии рассчитан на 2 года с возможностью продления.

МИД Украины объявил (13.12), что считает нелегитимными выборы Верховного Совета ПМР, состоявшиеся 11.12. Россия и ОБСЕ также признали выборы в ПМР нелегитимными.

Президенты России и Украины выступили (15.12) с совместным заявлением об урегулировании приднестровской проблемы. В заявлении президентов подчёркивается близость позиций двух стран и взаимное признание важности вклада другой стороны. Наиболее важный аспект заявления - признание целесообразности трансформации нынешней миротворческой операции в регионе в миротворческую операцию под эгидой ОБСЕ. Наметившееся сближение позиций России и Украины отражает понимание РФ, что в условиях усиления влияния ЕС и НАТО продолжение российского военного присутствия в его нынешних формах невозможно. Совместное заявление Ющенко и Путина несколько сглаживает остроту российско-украинских противоречий последнего времени.

Заявления по СНГ и ЕП

На пресс-конференции (22.12) министр ИД Б. Тарасюк заявил о том, что деятельность СНГ не имеет перспективы. Тарасюк "не исключил", что в следующем году Украина может подать заявку на членство в ЕС. Столь резких заявлений на эту тему со стороны украинских властей ещё не было. Очевидно, они готовят почву для окончательного разрыва с СНГ.

Заявление противоположного характера сделал Ю. Ехануров. Находясь в Луганской области, он заявил (29.12), что Украина заинтересована в формировании ЕЭП и начала активно работать в этом направлении1. Заявление явно направлено на дезавуирование высказывания Тарасюка. Ехануров заявил также, что сам он активно выступает за развитие связей в рамках ЕЭП, но встречает возражения в связи с дискриминационными действиями России в газовых вопросах.

По-видимому, для обработки общественного мнения в вопросе об отношениях с Россией и СНГ используется известная тактика "злого и доброго следователей". Если роль "злого" успешно выполняют Тарасюк, Ивченко и многие другие, то роль "доброго" отведена Еханурову.

Узбекистан денонсировал свое участие в ГУАМ

Президент Узбекистана И. Каримов подписал (21.12) постановление о денонсировании участия страны в организации ГУАМ.

По сообщению пресс-службы президента Узбекистана, ввиду изменения изначально определенных в учредительных документах приоритетных целей и задач объединения Узбекистан в июне 2002 г. приостановил свое членство в ГУАМ, а в апреле 2005 г. из него вышел. "Целью участия Узбекистана в ГУАМ было сотрудничество с государствами - участниками объединения в углублении рыночных реформ и интеграция в мирохозяйственные связи... Однако в своей деятельности объединение все больше ориентировалось на пересмотр существующей в регионе системы безопасности".

ГУАМ, изначально созданный в рамках американского геополитического проекта по "окружению" России союзными с США странами, всё больше показывает свою несостоятельность. Интересы его участников явно расходятся. Разошлись интересы Украины и Азербайджана. Единственным надёжным союзником украинских властей остаётся Грузия.

Очевидно, США и далее будут пытаться создать аналогичные политические проекты. Такой характер носит и "Балто-Черноморско-Каспийское содружество демократий".

2.4. Отношения с США

Визит Кондолизы Райс

Киев посетила госсекретарь США Кондолиза Райс (7.12, в рамках своего европейского турне). Она встретилась с Ющенко, Ехануровым, Тарасюком, а также с Юлией Тимошенко. Это первый за время правления Ющенко официальный визит в Украину представителя одной из западных стран в ранге министра ИД2.

Райс назвала Украину "стратегическим партнером" и очень важным в своем регионе государством. Термин "стратегическое партнерство" употреблен чуть ли не впервые с 2000 г.

В оценках госсекретарем внутренней ситуации выделяются такие высказывания: 1) одобрение прекращения реприватизации, 2) слова о том, что ей очень приятно работать с нынешней властной командой, 3) сделанное на встрече с Ехануровым заявление о важности "совместной работы всех демократических сил на дальнейшее продвижение демократических реформ в политике и экономике с целью достижения целей, поставленных оранжевой революцией".

В контексте последней фразы интерес представляет встреча К. Райс с Ю. Тимошенко, которая превысила запланированный регламент и привела к сокращению общения с Тарасюком. К. Райс пригласила Ю. Тимошенко посетить США.

По неофициальным данным, Администрация США рекомендовала "оранжевым" предпринять усилия для примирения и объединения до регистрации предвыборных списков в ЦИК. По словам представителя НСНУ, "Райс пыталась добиться восстановления взаимодействия между силами, стоявшими на Майдане, однако мы воспринимаем это как дружеский совет, с очень, очень совещательным правом голоса. Диктат в таких вопросах невозможен" (Б. Беспалый).

Относительно признания США Украины как страны с рыночной экономикой, Райс высказалась крайне неопределенно. В беседах с руководителями государства обсуждались возможности подписания двустороннего протокола с США о взаимном доступе на рынки товаров и услуг, шаги Украины по вступлению в ВТО и перспективы совместных энергетических проектов с участием американского бизнеса.

Задержка отмены поправки Джексона-Вэника

По сообщению "Радио Свобода" (16.12), Палата представителей Конгресса США не отменит поправку Джексона-Вэника для Украины, по крайней мере, до конца этого года.

В ноябре Сенат США единодушно поддержал законопроект, отменяющий эту поправку, и это же решение намеревалась подтвердить Палата представителей. Однако в начале декабря влиятельная еврейская правозащитная организация Антидиффамационная лига обратилась в Палату представителей с призывом оставить поправку в силе для Украины. Причиной такого обращения стали систематическая антисемитская деятельность ректора МАУП Г. Щекина, крайним проявлением которой стало заявление Щёкина в поддержку президента Ирана, призвавшего уничтожить Израиль.

В заявлении Антидиффамационной лиги подчёркивается, что украинская власть не предпринимает действий для того, чтобы остановить антисемитскую деятельность МАУП, а такие ее представители, как Кинах, Тарасюк и Пинзеник, даже входят в почетное руководство институтов МАУП.

Ющенко, как известно, осудил заявление МАУП после резкого демарша Израиля. Впрочем, в то же время в список президентского блока "НУ" под достаточно почетным N 17 включен вице-президент МАУП В. Куйбида.

Встреча Ющенко с главой ЦРУ

16.12 президент Ющенко встретился с директором ЦРУ Портером Госсом. О визите Госса в Киев первоначально не сообщалось. Официальные комментарии о ней последовали лишь через несколько дней. По сообщению пресс-секретаря Президента, встреча была непродолжительной и касалась борьбы с международным терроризмом. Сам Ющенко сказал, что речь шла о координации между СБУ и ЦРУ, а также о Приднестровском урегулировании.

То обстоятельство, что визит скрывался, и о нем стало известно случайно, создало весомые основания для подозрений. Депутаты ВР от Партии регионов направили секретарю СНБО запросы относительно характера этой встречи. Секретарь СНБО А. Кинах заявил (22.12), что встреча была плановой, проходила в присутствии руководителей силовых ведомств Украины и касалась углубления сотрудничества спецслужб двух стран в противодействии терроризму, незаконной миграции и контрабанде. При этом Кинах сообщил, что Украина рассматривает возможность создания в стране Международного центра по подготовке специалистов по антитеррористической деятельности.

Другие визиты

Киев посетили:

  • бывший президент США Билл Клинтон (28.11). Правительство и Фонд Клинтона подписали документы, касающиеся борьбы с ВИЧ/СПИДом;

  • известный американский политик З. Бжезинский (2-3.12). По мнению некоторых экспертов основной целью визита Бжезинского была попытка помирить Ющенко и Тимошенко.
2.5. Проблемы Ирака

Визит Ющенко в Ирак

26.12 президент Ющенко провёл рабочий визит в Ирак. Он посетил военный лагерь "Дельта", где встретился с покидающими Ирак украинскими военнослужащими, и провел встречу с премьер-министром аль-Джафари.

В Украине визит подавался в связи с выводом миротворческого контингента из Ирака, который был в основном закончен к 30.12. Вместе с тем в Ираке остаются 50 украинских штабных военных советников и инструкторов, которые будут сотрудничать с бригадой иракской армии, часть из них будет заниматься подготовкой иракских военнослужащих.

В ходе переговоров с властями Ирака Ющенко заявил, что намерен предложить Ираку "особый статус отношений" и выразил заинтересованность в участии в проектах по восстановлению Ирака. По его словам, речь идёт о проектах по развитию транспортной сети, разведке нефтяных и газовых месторождений, восстановлению водоснабжения, поставках сельскохозяйственной техники и продовольствия, транспортных и пассажирских самолетов, подготовке специалистов в вузах.

2.6. Отношения с международными организациями. Евроинтеграция. "Экспорт демократии"

Саммит Украина - ЕС

1.12 в Киеве состоялся 9-й саммит "Украина - ЕС" (первый в президентство Ющенко). Делегацию ЕС возглавлял премьер-министр Великобритании Тони Блэр (президент Совета ЕС). В саммите участвовали Генеральный секретарь Совета министров ЕС Х. Солана, президент Европейской Комиссии Ж. М. Баррозу, комиссары Еврокомиссии Б. Ферреро-Вальднер и П. Мендельсон. С украинской стороны в саммите участвовали В. Ющенко, Ю. Ехануров и Б. Тарасюк.

Обсуждались ход выполнения Плана действий ЕС - Украина и развитие отношений Украины с ЕС. По итогам саммита лидеры ЕС и Украины подписали совместное заявление, основными пунктами которого были:

1) Заявление о готовности начать консультации, касающиеся заключения нового Соглашения между Украиной и ЕС, которое должно заменить Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, как только будут выполнены политические приоритеты Плана действий Украина - ЕС.

2) Поддержка усилий Украины по возобновлению переговорного процесса в Приднестровье, включая начало работы 30.11 миссии ЕС по мониторингу украинско-молдавской границы.

3) Было заявлено о принятии политического решения относительно признания ЕС Украины страной с рыночной экономикой (30.12 это решение вступило в силу).

4) Лидеры ЕС обещали содействовать вступлению Украины в ВТО и, после этого, готовы начать переговоры относительно создания зоны свободной торговли между Украиной и ЕС.

Был подписан ряд совместных документов (о сотрудничестве в энергетической сфере, о некоторых аспектах воздушного сообщения и др.).

Заявления представителей ЕС были обтекаемыми и мало содержательными. Наиболее конкретно выразился саммите депутат Европарламента от Польши М. Камински: "Главная проблема в отношениях Украины и ЕС это то, что никто из европейских государств серьезно не воспринимает возможности членства Украины в ЕС".

Форум Сообщества демократического выбора (СДВ)

Форум СДВ состоялся 2.12, на следующий день после саммита Украина-ЕС.

Надежды организаторов участие в саммите лидеров стран ЕС не оправдались - все лидеры западных стран покинули Киев до Форума. Тем не менее, в Форуме приняли участие президенты 9 стран (включая Украину). Это, прежде всего, последовательные оппоненты России: Грузия, Латвия, Эстония и Литва. Польша была представлена спикером сейма; президент отсутствовал, вероятней всего, по причинам внутреннего характера. Участвовали президенты Македонии, Молдавии и Румынии - стран, заинтересованных в украинской поддержке. Присутствовал также президент Словении. Другие страны (включая союзника по ГУАМ - Азербайджан) были представлены на более низком уровне. Россию представлял сотрудник посольства. США - заместитель госсекретаря Пола Добрянски.

Документы и выступления ФСДВ были выдержаны в довольно осторожном духе, и почти каждый выступавший подчеркивал, что СДВ не направлено против "третьих стран". (Только глава администрации президента Грузии проговорился, что "на этом форуме фактически будет создана ось демократических стран, которые не желают находиться в орбите влияния России".)

В тексте декларации упоминаются задачи утверждения демократии, "учитывая тот факт, что разные страны и сообщества, которые находятся в поле зрения СДВ, пребывают на разных этапах демократического развития". СДВ также намерен реагировать на "дальнейшее существование конфликтов в Европе". Этот пункт, несомненно, был принят в интересах Грузии и Молдавии.

(Идею подобного содружества впервые выдвинул 8.03.2005 один из главных архитекторов расширения НАТО Брюс Джексон, выступая в комитете по международным делам Конгресса США. Официально идея СДВ была "озвучена" 12.08.2005 президентами Ющенко и Саакашвили.)

В дни саммите Украина-ЕС и форума СДВ в Киеве было проведено несколько акций протеста. Число протестующих оценивается в несколько тысяч. Акции были организованы ПСПУ и организацией "Братство" (Д. Корчинский).

Встреча министров иностранных дел ОБСЕ

5-6.12 министр ИД Б. Тарасюк участвовал в 13-й встрече министров иностранных дел ОБСЕ в Любляне, а 8.12 - в Брюсселе в переговорах министров иностранных дел НАТО и его партнеров, а также комиссии "Украина - НАТО". На обоих форумах он провел и ряд двусторонних встреч.

Министерская встреча ОБСЕ была примечательна тем, что в третий раз подряд стороны не смогли принять общеполитического заявления. Большинство государств требовали включить в документ критику России за невыполнение решений Стамбульского (1999) саммита ОБСЕ, которые, в частности, предполагали вывод ее войск из Приднестровского региона Молдавии и на основании этого отказывались от ратификации Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Россия в свою очередь заявляла, что ее вывод войск из Молдавии не входит в обязательства по ДОВСЕ, и критиковала другие страны за затягивание с ратификацией договора. В настоящий момент ДОВСЕ ратифицирован лишь Россией, Белоруссией, Казахстаном и Украиной. Тарасюк в своем выступлении обошел тему выполнения решения Стамбульского саммита и вывода российских войск из Приднестровья. В ходе же встречи с министром иностранных дел РФ Лавровым глава украинского МИД вновь получил поддержку приднестровского плана Ющенко.

Украина продемонстрировала разногласия с Россией в вопросе о Бюро демократических институтов и прав человека (БДИПЧ), которое, в частности, проводит мониторинг выборов от имени ОБСЕ. Россия, Белоруссия, Армения и центрально-азиатских государства обвиняют БДИПЧ в двойных стандартах; на встрече было распространенного заявление исполкома СНГ, отражающего эту позицию. Тарасюк озвучил совместное заявление глав МИД Украины, Грузии и Молдавии, которые резко отмежевались от заявления исполкома СНГ.

Уделив в своей речи большое внимание "замороженным" конфликтам, украинский министр не выдвинул новых инициатив их разрешения. Обращают внимание его слова, что "дискуссии о независимости Косово как о свершившемся факте преждевременны и могут послать ложный сигнал и спровоцировать дестабилизацию во всей Европе".

(Итоги встреч по НАТО - см. разд. 2.7).

Резолюция ГА ООН с осуждением прославления СС

16.12. ГА ООН по инициативе России приняла резолюцию "Недопустимость определенных видов практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии". Резолюция, в частности, ВЫРАЖАЕТ озабоченность по поводу прославления нацистского движения и бывших членов организации "Waffen SS", в т. ч. - путем открытия памятников и мемориалов, проведения публичных демонстраций.

За резолюцию проголосовало 114 государств, против - 4 (в том числе США и Япония). Украина воздержалась. Среди воздержавшихся 57 стран были также страны Евросоюза, Грузия и Молдавия.

Позиция Украины при голосовании по данному вопросу находится в русле как обособления нынешней власти от России, так и стремления солидаризироваться с ЕС по вопросам международной повестки дня.

Голосование Украины в ГА ООН по другим правозащитным вопросам 16.12 также показало, что в случае расхождения позиций ЕС и США Украина голосовала аналогично странам Евросоюза. Она разошлась с ними лишь дважды - не поддержав резолюции с критикой нарушений прав человека в Узбекистане и Туркмении.

Россия в последнее время усиленно старается привлечь внимание к прославлению ветеранов войск СС на постсоветском пространстве (прежде всего, в Латвии, Эстонии и, в меньшей степени, в Украине).

Украина - страна с рыночной экономикой

30.12 вступило в силу решение ЕС предоставить Украине статус страны с рыночной экономикой.

Формальное обещание на этот счет было дано ЕС 1.12 на саммите "Украина-ЕС" (см. выше). Предоставленный статус усложняет проведение против Украины антидемпинговых расследований в странах ЕС.

2.7. Военная политика, отношения с НАТО

Конференция Совета министров обороны стран Юго-Восточной Европы

6.12 в Вашингтоне состоялась X ежегодная конференция Совета министров обороны стран Юго-Восточной Европы (SEDM), на которой Украина была принята в состав (SED. В этот региональный военный проект, созданный по инициативе США, входили Албания, Болгария, Хорватия, Македония, Румыния, Словения, Италия, Греция, Турция и США.

На конференции Украину представлял министр обороны А. Гриценко.

В целях поддержки миссии НАТО в Афганистане, на конференции был утвержден план разворачивания воинской бригады стран SEDM в феврале 2006. Украина внесет свой вклад в деятельность SDEM, обеспечив воздушный мост для войск и оборудования из Европы в Афганистан.

Подписаны документы о присоединении Украины к Соглашению о создании Координационного комитета в рамках деятельности Совета министров обороны. Гриценко подтвердил, что Украина рассматривает участие в SDEM как еще один подготовительный шаг на пути к членству в НАТО.

Комиссия "Украина - НАТО"

Министр ИД Б. Тарасюк участвовал в переговорах министров иностранных дел НАТО и его партнеров, а также комиссии "Украина - НАТО" (Брюссель, 8.12).

Итогом заседания комиссии "Украина - НАТО" стало совместное заявление, где подтверждена открытость дверей альянса, но говорится, что "возможное участие Украины в плане действий по обретению членства зависит от реализации реформ". В то же время целевой план действий "Украина - НАТО" на 2006 г., который планировалось одобрить на встрече, принят не был; в заявлении лишь выражена надежда на его скорое принятие.

Сам Тарасюк сказал журналистам, что Украина может быть готова к членству в альянсе в течение трех лет, однако в рядах НАТО нет консенсуса в вопросе о ее возможном членстве. Министр также резко критиковал инициативу проведения референдума по членству в НАТО.

Одним из главных моментов заседания стало заявление Тарасюка о возможном участии Украины в группах реконструкции провинций в Афганистане. В сходном ключе, но чуть более расплывчато, выразился ранее и Гриценко в Вашингтоне - см. выше). Эти слова прозвучали на фоне принятия НАТО решения о расширении своего присутствия в Афганистане в рамках Международных сил содействия стабилизации.

По-видимому, руководство Украины на уровне президента склоняется к участию в операциях ИСАФ в Афганистане в качестве компенсации за вывод войск из Ирака.

Указ о подготовке к вступлению в НАТО

Президент Ющенко издал указ (27.12), которым поручил Кабмину создать постоянно действующий орган по вопросам подготовки Украины к вступлению в НАТО.

"Признать одним из приоритетов деятельности Кабинета министров Украины обеспечение реализации государственной политики по сотрудничеству Украины с НАТО, в том числе достижение критериев членства Украины в НАТО", - говорится в указе.

Предусмотрено, в частности, включить в программы средней и высшей школы "вопросы, связанные с проблемами международной безопасности, деятельностью НАТО и ЕС, сотрудничеством Украины с этими международными институтами".


1Комический эффект производят цифры, приведенные Ехануровым в обоснование своего тезиса: Украина «работает» по всем проектам 93-х документов по созданию ЕЭП, при этом 10-12 документов согласованы, по 5-6 документам идет процесс их согласования, «по остальным есть разногласия сторон».

21.12 Киев посетил глава британского правительства Т. Блер, но как представитель ЕС, а не Великобритании.












Copyright © 2002-2012 Киевский центр политических исследований и конфликтологии
Copyright © 2002-2012 Центр эффективной политики

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.






bigmir)net TOP 100