Перейти на главную страницу





главная страница | наши сотрудники | фотобанк | контакт
 



  Цели и задачи Центра  
  Текущий комментарий  
  Тема  
  Автор дня  
  Социология и политика  

  Аналитика  
  Социологические исследования  
  Публикации и интервью  
  Новости  


Решение Европейского Совета по Украине (15.12)

[22.12.16]

На саммите 15 декабря главы государств и правительств 28 стран-членов ЕС приняли решение, которое учитывает требования правительства Нидерландов, касающиеся условий ратификации Соглашение об ассоциации между ЕС и Украиной.

Как следует из опубликованных документов, выводы Европейского Совета базируются на решении глав государств и правительств 28 стран-членов (включая Великобританию), которые подписали Соглашение об ассоциации ЕС-Украина. Из этого решения следует, что страны ЕС приняли соответствующее решение в одностороннем порядке.

Текст решения содержит ограничительную трактовку соответствующих положений Соглашения и базируется на статье 478 Соглашения об ассоциации. В соответствии с этой статьей, «каждая Сторона вправе принять соответствующие меры в случае невыполнения обязательств. … Эти меры могут, в крайнем случае, включать приостановку любых прав или обязательств, предусмотренных Соглашением».

С политической точки зрения текст решения ставит точку в спекуляциях украинских политиков, которые пытались представить Соглашение об ассоциации ЕС-Украина как шаг в сторону европейской интеграции Украины.

Представляется вероятным, что ЕС (поначалу сильно расстроенный результатами голландского референдума) теперь рассматривает Голландию как некую «палочку-выручалочку»: дескать, мы бы и рады помочь Украине, да вот беда, голландцы уж слишком неуступчивы. По крайней мере, такая интерпретация происходящего объясняет, почему ЕС так легко пошел на столь значительные уступки Голландии.

Решение носит юридически обязательный характер и вступает в силу после ратификации Соглашения, которое с этого момента будет считаться действующим в полном объеме.

Украинские СМИ фиксируют все более частые заявления представителей украинской власти, которые обвиняют ЕС в двуличной политике. Отдельные эксперты даже высказывали предположения, что официальный Киев готовит почву к смене курса страны – от евроинтеграции к изоляционизму и «опоре на собственные силы». В этом смысле показательны заявления зам. министра иностранных дел по вопросам европейской интеграции Е.Зеркаль, первого вице-спикера И.Геращенко и др.

По слухам, П.Порошенко в узком кругу ставил в пример Эрдогана, который принял в отношениях с ЕС жесткий тон и демонстративно игнорирует требования и наставления Брюсселя.

Примечательно и то, что европейские чиновники явно перестали церемониться с украинской властью. Об этом свидетельствует не только одностороннее утверждение нидерландских требований, ограничивающих смысл Соглашения об ассоциации с ЕС и демонстративно декларирующих возможность ЕС приостанавливать любые положения Соглашения, но и внесение явных политических требований в положение об основаниях, которыми ЕС может руководствоваться при приостановке или отмене безвизового режима в отношении Украины.

Единственное, в чем можно усмотреть если не уступку Украине, то хотя бы слабую попытку пощадить ее самолюбие – это декларативные формулы насчет дружбы и сотрудничества, которыми открывается каждый из ограничительных пунктов.

Уместно отметить, что предоставление Украине безвизового режима еще не утверждено, но в механизме его приостановки или быстрой отмены уже указаны не только риск неконтролируемой миграции, но и чисто политические причины, такие как «разворот реформ в Украине». Применение размытых формулировок позволит применять одностороннее толкование причин и условий отмены безвизового режима и могут использоваться как рычаг произвольного политического давления, включая экономические требования.

При этом, в условиях конфликта и разрушенных экономических связей с РФ, а также крайне неблагоприятных стартовых условий в отношениях с новой администрацией США украинские власти оказались в прямой зависимости европейских структур, что не позволяет отстаивать собственные интересы и претендовать на более уважительное отношение.

В рамках возникшей вынужденной паузы структуры ЕС будут ожидать уточнения внешнеполитических приоритетов новой администрации США. В конечном счете, приоритеты администрации Д.Трампа будут иметь главную роль при определении рамок урегулирования в отношениях с Москвой, степени давления США и ЕС на режим П.Порошенко и возможности замены ключевых фигур власти в Киеве.

С точки зрения позиции Европейского Совета крайне примечательно разделение вопроса о предоставлении безвизового режима для Украины и Грузии (с той разницей, что украинский вопрос все время отодвигается на более дальние сроки). Такая тактика наталкивает на предположение, что, в отличие от Грузии, вопрос о включении Украины западную сферу влияния продолжает рассматриваться как не решенный.


Текущий комментарий

Рубрики: 





Визит группы американских сенаторов в Украину (30-31.12.2016 г.). - [11.01.2017]



Визит федерального министра европейских, интеграционных и иностранных дел Австрии Себастьяна Курца в Украину (03-04.01) - [10.01.2017]



Обострение украинско-польских отношений: заявления польского министра - [04.01.2017]



Двенадцатая ежегодная пресс-конференция В.Путина (23.12) - [29.12.2016]



Последние решения администрации Б.Обамы - [29.12.2016]



Резолюция ГА ООН «Положение в области прав человека в Автономной Республике Крым и городе Севастополь (Украина)» - [28.12.2016]



Решение Европейского Совета по Украине (15.12) - [22.12.2016]



Рабочий визит президента Литвы Д.Грибаускайте в Украину (12.12) - [21.12.2016]



Вопрос о продлении санкций ЕС в отношении России - [21.12.2016]



Трехсторонние переговоры по газу (Брюссель, 09.12) - [15.12.2016]



Заявления посла США Мари Йованович - [15.12.2016]



Украина - ЕС: процедура утверждения безвизового режима - [14.12.2016]



Поездка В. Наливайченко в США - [14.12.2016]



Формирование команды и уточнение внешнеполитических ориентиров будущей администрации Д.Трампа - [12.12.2016]



Попытка Балто-Черноморского форума - [07.12.2016]



Вокруг украинских эмигрантов: съезд политэмигрантов, дело Фирташа - [06.12.2016]



Переговоры глав МИД «нормандской четверки» в Минске (29.11) - [06.12.2016]



Европарламент о российской пропаганде - [01.12.2016]



Встреча Путина и Обамы в Лиме (20.11) - [30.11.2016]



18-й саммит ЕС-Украина (Брюссель, 24.11) - [30.11.2016]




След. 20











Copyright © 2002-2012 Киевский центр политических исследований и конфликтологии
Copyright © 2002-2012 Центр эффективной политики

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.






bigmir)net TOP 100