Перейти на главную страницу





главная страница | наши сотрудники | фотобанк | контакт
 



  Цели и задачи Центра  
  Текущий комментарий  
  Тема  
  Автор дня  
  Социология и политика  

  Аналитика  
  Социологические исследования  
  Публикации и интервью  
  Новости  


Бюджет на 2017 год

[26.12.16]

Бюджет был утвержден в ночь на 21.12 274-ю голосами. Таким образом, правительству В.Гройсмана удалось мобилизовать довольно значительное количество голосов в поддержку проекта государственного бюджета и не допустить излишнего затягивания бюджетного процесса. Депутат В.Чумак, демонстрирующий критическое отношение к власти в лице П.Порошенко и В.Гройсмана, заявил в этом плане, что «цена такой эффективности - сфальсифицирован проект закона 5368, полное пренебрежение процедурой принятия законодательных актов, продвижение бизнес-интересов олигархических монополий, безнаказанность менеджмента "Привата", всеядность РПЛ. Я не говорю о политическом болоте в виде "Воли народа" и "Видродження"... По факту сегодня победила базарная клептократия".

Издание Strana.ua отмечают успех лоббирования своих подходов со стороны РПЛ, а также «Воли народа» с «Видродженням», выступавших за увеличение выделения средств на социально-экономическое развитие регионов. Это же издание объясняет и иные причины, побудившие «Видродження» благосклонно отнестись к проекту бюджета: «С подачи замминистра финансов Евгения Капинуса, и по согласию парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики была значительно снижена рента для компаний, осуществляющих добычу нефти. Как уже сообщала "Страна", в настоящее время 90% нефти в Украине добывает ПАО "Укрнафта", которое находится под контролем группы "Приват" Игоря Коломойского. Основной добытчик конденсата (60% от общего объема извлечения) - государственное ПАО "Укргаздобыча". В зависимости от глубины скважины ставки ранее составляли 45% и 21%, в итоге они были снижены до 29% и 14%. Депутат-мажоритарщик Юрий Левченко во время обсуждения этого вопроса заявил, что потери бюджета от снижения ренты для добытчиков нефти составят 1,7 млрд грн. Впрочем, парламентарии компенсировали эту сумму за счет увеличения ставок акцизов на табачные изделия».

Правительство явно расценивает как великое достижение то, что проект госбюджета был своевременно подан в ВР. Но на этом все достижения и закончились. «В этом году впервые за многие годы были соблюдены все нормы бюджетного законодательства - проект госбюджета был вовремя одобрен правительством и внесен на рассмотрение парламента. Это дало достаточно времени народным депутатам и всем желающим для ознакомления с документом. Соответственно, это способствовало возобновлению практики принятия бюджета в рамках установленных законодательством сроков, а не «под елку», - отметили в Минфине. Это заявление ни в коей мере не соответствует действительности.

Парламентарии так и не получили возможности ознакомиться с окончательным текстом документа, который в результате внесения серьезных изменений в налоговое и бюджетное законодательство, повышения минимальных зарплат очень отличается от первоначального варианта. Поэтому ночью (что само по себе очень характерно) голосовали неизвестно за что, вслепую. Не было возможности не только проанализировать документ, но и прочитать его хотя бы наскоро. Всерьез воспринимать принятый бюджет нельзя, это очевидная профанация, что бы по этому поводу ни заявлял в достаточно бесцеремонной манере премьер-министр, призывая критиков «учить матчасть».

От рассмотрения окончательного варианта проекта бюджета полностью была отстранена общественность, в т. ч. экспертное сообщество. Это – наглядное свидетельство «демократичности» и «прозрачности» действующей власти. Тем не менее, даже имеющаяся крайне скупая информация позволяет сделать важные выводы.

Прежде всего, нет никаких оснований говорить о реальности основных параметров бюджета. В.Гройсман ожидает, что по результатам т. г. экономика вырастет на 1,5%. Абсолютно не понятно, почему ее рост в следующем году должен ускориться вдвое. Для этого не созданы соответствующие инвестиционные, законодательные и организационные предпосылки.

Более того, принятое буквально в течение нескольких дней, без какой-либо серьезной подготовки, без предварительного анализа последствий решение о повышении минимальной заработной платы вдвое, до 3200 грн, кроме ограниченного позитивного эффекта для определенных категорий работников в целом направлено на усиление фискального давления на малый и средний бизнес, неизбежным результатом чего станет его дальнейшая тенизация, и, следовательно, сокращение бюджетных поступлений.

Иначе, как неудачную шутку, нельзя воспринимать заложенный в бюджете курс гривны на уровне 27,2 к доллару. Эта отметка фактически уже пройдена, хотя эффект от национализации и докапитализации «Приватбанка», резкого роста в результате этого государственного долга страны проявится только к весне следующего года.

Кроме того, резко ухудшается и ситуация с внешнеторговым балансом, который стал дефицитным. Ухудшается и платежный баланс - это будет способствовать дальнейшей девальвации гривны. В условиях отсутствия очередных траншей от МВФ, сокращаются золотовалютные резервы страны. И не факт, что они вообще будут получены, как и другие кредиты. На это достаточно откровенно намекнула новый посол США в Украине: «В мире сегодня происходят серьезные перемены. Но хочу подчеркнуть, что в Соединенных Штатах существует консенсус обеих партий относительно политики относительно Украины, среди американцев, которые следят за этими вопросами, существует очень мощная поддержка Украины. Чрезвычайно мощной является поддержка Украины и в Европе, но я хотела бы сказать, что это единство не должно восприниматься как должное».

Явно заниженным представляется и рост инфляции на 8,1%, поскольку неясно, за счет чего он должен быть столь низок. Причем в ситуации дальнейшего резкого увеличения акцизов на алкоголь, табачные изделия и, особенно, на бензины, дизтопливо, печное топливо и мазут, сжиженный газ. Понятно, что это приведет лишь к очередному росту всех цен, включая и потребительские.

Непонятно, зачем вовремя подавать проект бюджета в ВР, если в окончательном варианте сохранены прежние очевидные «дыры». Совершенно нереальным представляется получение 17,1 млрд грн от приватизации, с учетом того, что в т.г. от приватизации в лучшем случае будет получено 331 млн грн, за 11 месяцев план поступлений от приватизации выполнен всего на 4,88%, провалена приватизация ОПЗ и объектов энергетики. Абсурдно в такой ситуации закладывать в бюджет все те же 17,1 млрд. Как абсурдно ожидать многомиллиардных поступлений от конфискации «коррупционных средств», хотя сейчас смогли получить лишь несколько десятков тысяч гривен.

Нельзя всерьез воспринимать и заявление премьера о «человекоцентричности» бюджета. Принятый бюджет носит ярко выраженный антисоциальный характер. Об этом, частности, свидетельствует то, что в нем заложено существенное отставание уровня пенсий от прожиточного минимума. Предусматривается, что минимальная пенсия в следующем году будет увеличиваться несколько раз: в мае с 1247 до 1312 грн, а в декабре – до 1373 грн. Прожиточный минимум в январе составит 1544 грн, в мае – 1624 грн, а в декабре – 1700 грн.

Премьер-министр Украины В. Гройсман 23 декабря во время вопросов к правительству в парламенте заявил, что примерно 80% пенсионеров в стране получают минимальную пенсию. Т.е., запланированное в 2017 г. повышение пенсий закрепляет фактическое нищенство подавляющей части украинских пенсионеров.

Рост расходов на здравоохранение и образование обесценивается тем, что их значительная часть «сброшена» на местные бюджеты, которые не в состоянии их финансировать. Объявленное повышение зарплат медикам и педагогам может привести к массовым увольнениям в этих сферах, где и так ощущается острый дефицит кадров, причем даже в Киеве.

Значительная часть студентов будет лишена стипендий. Сокращаются пенсии для работающих пенсионеров, индексация пенсий производиться не будет. Уменьшаются выплаты на одноразовую денежную помощь семьям военнослужащих в случае гибели, смерти во время выполнения ими обязанностей.

Существенно выигрывают от принятия нового бюджета силовики. Причем, если Минобороны добавили 7,7%, то МВД – 10%. Интересное соотношение. Ну и, естественно, не в накладе и сама власть. Смета на содержание правительства увеличена с 322,4 до 746,7 млн грн, или на 130% (видимо, это компенсация за рост интенсивности работы в условиях «сверхэффективных» реформ). На 63% вырастут расходы Администрации президента, на 20% - ВР.


Текущий комментарий

Рубрики: 





Ситуация в Донбассе 30 декабря 2016 г. - 5 января 2017 г. Ситуация с прекращением огня - [10.01.2017]



Политпроект Н.Савченко - [05.01.2017]



Данные социологии: опрос группы «Рейтинг» о социально-политических итогах года - [30.12.2016]



Дело Охендовского - [29.12.2016]



Непризнанные республики Донбасса: международные контакты - [28.12.2016]



Реакция украинских политиков на трагические события - [28.12.2016]



Ситуация в Донбассе: проблема пленных - [27.12.2016]



Онищенко против Порошенко - [27.12.2016]



Ситуация в Донбассе до начала боевых действий - [27.12.2016]



Бюджет на 2017 год - [26.12.2016]



Верховная Рада: принятие бюджета и других законов - [26.12.2016]



О работе НАБУ: дело Охендовского - [22.12.2016]



Ситуация в Донбассе: проблема пленных - [21.12.2016]



Ситуация в Донбассе: вопросы политического урегулирования - [20.12.2016]



Ситуация в Донбассе: вопросы прекращения огня и деятельность миссии ОБСЕ - [20.12.2016]



Местные выборы 11 декабря в объединённых территориальных общинах - [19.12.2016]



Деятельность Н. Савченко - [19.12.2016]



Развитие дела Онищенко - [14.12.2016]



Дело Новинского - [14.12.2016]



О работе Верховной Рады - [13.12.2016]




След. 20











Copyright © 2002-2012 Киевский центр политических исследований и конфликтологии
Copyright © 2002-2012 Центр эффективной политики

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.






bigmir)net TOP 100