Перейти на главную страницу





главная страница | наши сотрудники | фотобанк | контакт
 



  Цели и задачи Центра  
  Текущий комментарий  
  Тема  
  Автор дня  
  Социология и политика  

  Аналитика  
  Социологические исследования  
  Публикации и интервью  
  Новости  


Каковы выгоды для Украины от вступления в ЗСТ в рамках СНГ? Как их понимает украинское политическое руководство?


02.11.11

/Комментарий для ПОЛИТКЛУБА/ Существуют расчеты Министерства экономики, озвученные заместителем министра профессором В. Мунтияном, которые свидетельствуют: в случае присоединения к ТС Украина может получить 0, 95 п.п. прироста годового ВВП. С учетом влияния косвенных факторов – 1,1 п.п. Причем, речь идет, как отмечает В. Мунтиян, о расчетах без учета тарифных, энергетических и иных компенсаций, на которые возлагает надежды официальный Киев.

Выгода от ЗСТ с СНГ, как полагают партнерски относящиеся к Москве украинские экономические и политические эксперты, состоит в снятии барьеров в отношении ряда важных товарных групп. Речь идет о машиностроении, металлургической продукции, пищевой промышленности.

Взаимодействие в рамках ЗСТ с СНГ, как полагают те же эксперты, весьма и весьма выгодно Украине постольку, поскольку оно будет осуществляться в рамках естественной и однотипной для нее с точки зрения критериев конкурентоспособности экономической среде, где украинскую продукцию несравнимо легче продвигать, чем на рынках ЕС.

Дебаты по этому вопросу имеют одну особенность. Присоединение к ЗСТ СНГ поддерживается не только благожелательно относящимися к диалогу с Кремлем группами правящего класса, но и многими из тех, кто обычно в политических вопросах старается отдалиться от России как можно дальше.

Это связано с тем, что, как известно, создание ЗСТ в рамках СНГ представляет собой мягкую форму интеграции, не ставящую под сомнение возможность формирования ЗСТ с ЕС.

Что касается дальнейших шагов (в области более глубокой интеграции), то тут очевидны разногласия. Антироссийски настроенные круги категорически выступают против ТС. Руководство же Украины продолжает гибкое и осторожное маневрирование и балансирование в рамках политики многовекторности.

При этом позиция ЕС, не желающая брать на себя обязательства в рамках ассоциации по предоставлению в перспективе Украине членства в Евросоюзе, вызывает в последнее время все большее раздражение в Киеве. Об этом свидетельствует недавнее заявление официального представителя МИД Украины Олега Волошина: «Как было с НАТО: они четко заявили – Украина может стать членом НАТО, если она достигнет определенных критериев, и если она захочет этого. На сегодняшний день в обществе нет консенсуса, и Президент провозгласил отказ от вступления в военно-политические блоки, но, в принципе, двери НАТО открыты. Так почему ЕС не может сказать в принципе: «Наши двери открыты»? Сделайте хоть 125 пунктов (требований к вступлению), но в принципе скажите так: если вы говорите, что ЕС – это закрытая крепость, и надо миллион критериев, чтобы признать, что мы – европейская страна, а потом еще три миллиона, чтобы мы (ЕС) дали вам статус кандидата, а потом еще 5 миллионов, чтобы вы (Украина) стали членом ЕС, возникает много вопросов».

Напомним, что это слова представителя наиболее пробрюссельского ведомства в системе исполнительной власти Украины.

В свою очередь у экономических верхов не может не вызывать настороженности следующее признание вице-директора департамента торговых связей с Европой и ЦА директората торговли при Еврокомиссии Филиппа Куиссона (октябрь 2010 г.): «Да, действительно, после отмены таможенных тарифов украинское правительство не досчитается в бюджете 5% поступлений. Но увеличится активность в торговле, и будут увеличиваться другие поступления».

Что касается второй части этой формулы (увеличится активность в торговле и будут увеличиваться другие поступления), то это еще вопрос, а вот то обстоятельство, что чиновники ЕК даже не скрывают того обстоятельства, что, по крайней мере, на первых порах ЗСТ с Брюсселем обернется 5% издержками энтузиазма, конечно, вызвать не может.

В то же время важно понимать: во многих странах постсоветского пространства, включая в особенности Украину, понятие «европейского выбора» (официальная внешнеполитическая доктрина Украины) близко к тому, что в России понимается под «модернизацией». Об этом весьма наглядно свидетельствую слова уже цитировавшегося представителя МИДа Олега Волошина: «Европейская интеграция является ценной как инструмент изменения страны изнутри…»

Точнее говоря, даже в условиях нынешнего кризиса ЕС воспринимается в качестве главного донора развития на прилегающем к своим границам пространстве, как основная движущая сила социальных, экономических политических, правовых изменений, как, в конце концов, наиболее престижный региональный клуб и даже некое воплощение оптимальной демократической модели общественного устройства. Брюссель, несмотря на то, что его престиж несколько потускнел в последнее время, располагает не только колоссальным экономическим потенциалом, но и наиболее мощным soft power, с которым пока никто в мире не может конкурировать. Идея европейской интеграции остается привлекательной для очень широких слоев избирателей Украины (а не только элит), особенно среди молодежи, что не отменяет и традиционно сильных русофильских настроений, бытующих в украинском обществе. Многие рассчитывают интегрироваться в формируемый Брюсселем миропорядок в уповании на то, что со временем еврокомиссары в качестве, так сказать, «внешних управляющих» или же некоего, так сказать, «модернизационного локомотива» принудят власть предержащих, бюрократию и бизнес вести себя цивилизовано. Среди же части интеллигенции существуют опасения в отношении того, что присоединение к экономическому или же военно-политическому союзу, ориентированному на РФ, рано или поздно приведет к усилению в Украине авторитарных тенденций и будет способствовать восстановлению «имперской системы». Наконец, крупный капитал отнюдь не радуется перспективе быть поглощенным более мощными конкурентами – российскими финансово-промышленными группами.

При этом объективно, в каком бы формате не сложились далее отношения в треугольнике «Брюссель-Москва-Киев», такие пограничные с ЕС страны, как Украина (равно как и Беларусь с Молдовой), не могут не поддерживать особых отношений с европейским правящим классом, тем паче, что Украина достаточно энергично торгует со странами Евросоюза.

Возвращаясь к вопросу об отношении правящих кругов Украины к ЗСТ с СНГ нельзя не заметить того, что беспокойство у них вызывают сохраняющиеся изъятия из режима свободной торговли по столь чувствительным товарам как энергоносители, сахар и, возможно, спирт (правда, этих изъятий в проекте ЗСТ с ЕС предполагалось намного больше – 400). Поэтому, в случае, если украинское руководство определится в ближайшее время в пользу кардинального продвижения в сторону ТС, то, как подчеркивает опять же Валерий Мунтиян, его будут интересовать такие вопросы как отмена пошлин на нефть и нефтепродукты, снижение цены на газ, а также сохранение газотранзитного потенциала Украины. Многое, конечно, будет зависеть от гибкости российского руководства, а равно от способности Брюсселя, Москвы и Киева находить компромиссные решения.












Copyright © 2002-2012 Киевский центр политических исследований и конфликтологии
Copyright © 2002-2012 Центр эффективной политики

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.






bigmir)net TOP 100