Перейти на главную страницу





главная страница | наши сотрудники | фотобанк | контакт
 



  Цели и задачи Центра  
  Текущий комментарий  
  Тема  
  Автор дня  
  Социология и политика  

  Аналитика  
  Социологические исследования  
  Публикации и интервью  
  Новости  


Стороны конфликта должны отказаться от идеи 100% победы


28.01.14
[Re:plika]

Привлечение внешнего фактора в переговорный процесс – это, конечно, всегда признак того, что страна в значительной степени сужает свой суверенитет. С этой точки зрения идея обратиться к иностранным арбитрам уязвима.

Впрочем, надо отдавать себе отчет в том, что внешние силы - намного более сильные игроки в лице Запада и Востока - уже давно используют Украину в силу ее субъектной слабости как площадку для того, чтобы меряться геостратегическими силами. С этой точки зрения наша страна исполняют ту же роль, которую играли, к примеру, Ангола или Афганистан в 70-ые и 80-ые годы прошлого столетия, когда Соединенные Штаты и Советский Союз использовал их территорию для выяснения отношений друг с другом. Национально-государственный суверенитет и без того сужен, что отчетливо проявилось еще в момент отказа Украины от ядерного оружия.

К тому же, скорее всего, внешние игроки, уже пребывают в стадии закулисного обмена мнениями по украинскому вопросу. Хотя официально это и отрицается (представители Кремля опровергли информацию о том, что в ходе телефонной беседы 22 января В.Путин и Б.Обама обсуждали ситуацию в Украине, о чем российского президента попросил М.Горбачев).

Учитывая исключительно опасный характер сложившейся ситуации, привлечение международных посредников (Запад и Восток) при всех изъянах такого шага может стать достаточно серьезной предпосылкой соблюдения договоренностей в Украине между властью и оппозицией.

При этом важно понять, что никакие посредники не помогут Украине, если внутренние противоборствующие силы сами не проявят государственной ответственности за деэскалацию напряженности и восстановление гражданского мира, недопущение развития ситуации по сирийскому или югославскому вариантам. Поэтому посредники важны не как участники официальных переговоров, а именно как гаранты договоренностей. Кроме того, у каждого из них свой политический интерес в Украине, поскольку, как отмечалось выше, ее территория уже длительное время используется для выяснения отношений между ведущими геостратегическими игроками на постсоветском пространстве. В силу этого целесообразно, чтобы посредники (Восток и Запад) были уравнены и уравновешены в ходе переговорного процесса, чтобы никто из них не получил преимущества друг перед другом.

И у ЕС, и у Российской Федерации есть общий интерес, толкающий их к поиску согласованных решений: обе стороны не заинтересованы в полной дестабилизации Украины, чреватой не только массовым потоком беженцев, но и возникновением неконтролируемой ситуации вокруг АЭС.

Обеим же внутриукраинским сторонам конфликта важно при этом: отказаться от идеи 100% победы, быть готовыми на обоюдные уступки, признать собственные ошибки, не использовать «язык ненависти», исходить из логики «больше не единой жертвы». Важный аспект: степень договороспособности – контроль лидеров оппозиции над протестными массами.

Совершенно очевидно, что в создавшихся условиях требование проведения досрочных выборов, президентских и парламентских, является нереалистическим сценарием. Высокий уровень политической конфронтации сведет на нет любое подобие честной конкуренции: в каждом из макрорегионов будут подыгрывать своему кандидату, а проигравшая сторона заведомо откажется признавать победу конкурента и призовет к этому свои базовые регионы. Более того, теперь поставлена под сомнение и судьба выборов 2015 года.

В любом случае политическим силам нашей страны необходимо любой ценой сделать все необходимое для того, чтобы снизить напряженность и сделать невозможными новое кровопролитие, проявление насилия со стороны оппозиции или же государственных репрессий, а также исключить подрыв территориальной целостности столь серьезного и большого государства, которым является Украина.












Copyright © 2002-2012 Киевский центр политических исследований и конфликтологии
Copyright © 2002-2012 Центр эффективной политики

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.






bigmir)net TOP 100