Перейти на главную страницу





главная страница | наши сотрудники | фотобанк | контакт
 



  Цели и задачи Центра  
  Текущий комментарий  
  Тема  
  Автор дня  
  Социология и политика  

  Аналитика  
  Социологические исследования  
  Публикации и интервью  
  Новости  


Украина претендует на роль моста между ЕС и ЕврАзЭС


17.11.15
[Независимая газета]

Вчера в Киеве состоялась презентация проекта Транскаспийского международного транспортного маршрута. Речь идет о поставках товаров из Китая в Европу. Казахстан, Азербайджан, Грузия и Турция в этом году организовали пробные поставки контейнеров по железной дороге и морю в кратчайшие сроки. Теперь к проекту собирается присоединиться Украина.

Эксперты в Киеве отмечают, что проекты, объединенные идеей возрождения Великого шелкового пути в новых форматах, стали обсуждаться с конца 1990-х. Транскаспийский международный транспортный маршрут – один из них. Стороны еще продолжают уточнять детали, но летом первый контейнерный поезд Nomad Express уже проследовал в тестовом режиме по маршруту Китай (Шихези) – Казахстан (Достык-Актау порт) – Азербайджан (Кишлы). Затем к маршруту присоединилась Турция.

Планируется, что проект будет развиваться и дополняться в ближайшие несколько лет. Так, представители правительства Грузии сказали изданию Trend, что еще предстоит достроить железнодорожную ветку из Тбилиси в турецкий город Карс, продолжаются работы по строительству скоростной автомагистрали Восток–Запад, реализуются инфраструктурные проекты. Планируется, что в полную силу это направление экспорта будет функционировать через 5 лет.

Прежде наиболее перспективными считались маршруты через территорию РФ, с которой у Казахстана есть сухопутная граница, либо через страны Ближнего Востока, географическое положение которых позволяло через выход в Средиземное море максимально расширить европейскую зону доставки товаров. Украинское направление, по словам экспертов, ранее упоминалось скорее в ключе политической поддержки, а не в контексте экономической целесообразности.

В сентябре все эти вопросы обсуждались в Одессе на совещании руководителей железных дорог Азербайджана, Грузии, Казахстана и Украины. Встреча состоялась в рамках IX международного Черноморского контейнерного саммита 2015. Принимавший гостей губернатор Михаил Саакашвили сделал громкое заявление о том, что транзит грузов, которые планировалось направлять в Европу через территорию РФ, может взять на себя Украина. Порт в Ильичевске, по словам Саакашвили, может быть задействован в проекте. «Реально через Российскую Федерацию логистика занимает тридцать дней, а через Ильичевск это займет максимум девять дней. Уже все построено», – процитировали его местные СМИ. Он уточнил, что потребуется построить мост через Днестровский лиман, и отметил, что это экономическое решение усилит политическую стабильность в регионе, поскольку «никто и никогда не оторвет Бессарабию от Украины».

В Одессе участники совещания договорились обсудить унификацию тарифов по всему маршруту перевозки грузов, а также подготовить документы о способах оптимизации сроков доставки. Хотя технические вопросы еще не были согласованы, принявший участие во встрече замминистра инфраструктуры Украины Николай Снитко заявил: «Разработан ряд инициатив по развитию контейнерных перевозок по маршруту Китай–Казахстан–Азербайджан–Грузия–Украина–Европа. Их реализация позволит привлечь дополнительные объемы транзита через территорию Украины. Рост транзитного грузопотока приведет к увеличению финансовых поступлений в украинские железные дороги, порты, паромные переправы, а это означает пополнение бюджета Украины».

Чиновники в Киеве не называют ожидаемые суммы доходов. Сотрудник Института экономики и прогнозирования НАН Украины Александр Кошик считает, что не стоит забегать вперед, ведь проект только обсуждается. «Мы слышали о разных проектах, которые именовались перспективными, но так и не были реализованы. В первую очередь нужно говорить о том, что проект такого масштаба потребует колоссальных финансовых вливаний. Да, на порты Одессы во времена СССР приходилось до 50% экспорта. Инфраструктура сохранилась, но ее нужно развивать, модернизировать. Второе: современное железнодорожное сообщение для доставки контейнеров с юга на западные границы страны не появится ниоткуда – его нужно создавать. Для всего требуются инвестиции, но инвесторов пугает нестабильность в регионе (война в Донбассе не закончилась). В экономической сфере – завышенные тарифы, налоги и, конечно, коррупция. Михаил Саакашвили может обещать инвесторам самые привлекательные условия, но крупные международные проекты – это не те вопросы, которые решаются на уровне губернатора. Чтобы что-то изменилось, нужно для начала полностью изменить всю регуляторную политику государства, провести ряд коренных реформ. А пока этого не происходит, разговоры о транзитных перспективах – это только популизм чистой воды», – сказал Кошик в комментарии «НГ».

После Киева следующий этап презентации проекта запланирован на 19 ноября в Стамбуле, затем 27 ноября в Вильнюсе.












Copyright © 2002-2012 Киевский центр политических исследований и конфликтологии
Copyright © 2002-2012 Центр эффективной политики

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.






bigmir)net TOP 100