Перейти на главную страницу





главная страница | наши сотрудники | фотобанк | контакт
 



  Цели и задачи Центра  
  Текущий комментарий  
  Тема  
  Автор дня  
  Социология и политика  

  Аналитика  
  Социологические исследования  
  Публикации и интервью  
  Новости  


В поисках идеи


05.07.11
[«Известия в Украине»]

Нас настолько перекормили еженедельными политическими ток-шоу, что даже столь пикантное действо, как прямоэфирная трансляция судебных процессов над экс-премьером и экс-министром внутренних дел, уже не воспринимается как что-то из ряда вон выходящее.

Точнее – воспринимается, но лишь в первый день, в последующие – интерес резко падает. Мы постепенно привыкаем к тому, что теперь политические перепалки в прямом эфире с участием топ-политиков будут не только по пятницам и понедельникам, но, по-видимому, по крайней мере, некоторое время – ежедневно.

СМИ переполнены комментариями по поводу этих судебных процессов, да и мне неоднократно приходилось высказываться на этот счёт. Характерно, что отношение не только журналистов, но и простых людей на улице, на рынке, независимо от того, сочувствуют ли они подсудимым или осуждают их, сводится почти исключительно к вопросу: «посадят – не посадят – амнистируют?…».

Отношение к тому, что происходит в Печерском суде, как к очередному политическому ток-шоу, даёт основания говорить о серьёзном морально-психологическом кризисе, который переживает наше общество. Ведь несмотря на видимую театральность действа и различное отношение к его героям, вряд ли у кого-то возникают сомнения на счёт того, что на кону стоят не только и не столько политические карьеры, сколько судьбы людей, у которых есть родные и близкие.

Украинские социологи ещё лет пятнадцать тому назад заговорили об аномии – специфической болезни, поразившей украинский (и не только, вообще – постсоветский) социум после распада Советского Союза. Аномия – это такое состояние общества, при котором разрушаются традиционные связи между людьми, распадается система ценностей и норм, прежде всего, в аспекте этических норм, разрушаются базовые элементы культуры, ранее обеспечивавшие сосуществование различных социальных структур.

Роль такой базовой системы ценностей для украинского народа (и русского, конечно) столетиями выполняло христианство. В начале прошлого века революционеры-атеисты «сбросили Бога с корабля современности», заменив христианство иной формой религии – марксистско-ленинской идеологией. До последней трети прошлого века миллионы людей более или менее искренне исповедовали эту псевдорелигиозную доктрину, что придавало смысл тем испытаниям, которые выпали на долю наших отцов и дедов. Самопожертвование (не обязательно в крайних формах, возможно, просто тяжёлый добросовестный труд за копеечное вознаграждение) ради «светлого коммунистического завтра» заменило христианскую жертвенность и сохранило, таким образом, общественные скрепы, сформировав такую уникальную общность, как «советский человек» со своей системой моральных норм и ценностей.

Отказ от коммунистической идеологии в конце существования Советского Союза не сопровождался адекватной для советского человека заменой (вряд ли можно считать таковой массовое приобщение к церковным ритуалам, без индивидуального прихода к вере) привёл к массовому отказу от какой-либо системы ценностей вообще. В результате – теперь уже в независимом украинском государстве – социум по-прежнему предельно дезинтегрирован, а попытки заместить коммунистическую идеологию украинской националистической заведомо были обречены на провал в стране, которая исторически и культурно столь многообразна.

Попытки вообще обойтись без Идеала, которые политкорректно называют «прагматическим курсом», по крайней мере, пока, не выглядят перспективными. Наиболее симпатичной для очень многих представляется идея европеизации Украины – в любой из форм, будь то стремление к институциональному единству с Европой (проще говоря – вступление в ЕС) или «построение Европы у нас, в Украине», без обязательной (и маловероятной даже в среднесрочной перспективе!) интеграции в ЕС. Дело тут в том, что, в отличие от Украины (да и России, конечно, – может быть, даже в большей степени, России), европейцы не нуждаются ни в какой Идее. Они уже давно предельно секуляризованы (особенно Франция, Германия и вся Северная Европа, а первый шаг в сторону такой секуляризации – Мартин Лютер с его Реформацией), и потребность в «скрепах и нормах» у них надёжно выполняет многосотлетняя традиция уважения к праву и достоинству человека-гражданина. К сожалению, ничего подобного такой традиции у нас нет, как не было у нас и Реформации. Поэтому, даже если представить себе невероятное – нас завтра взяли в ЕС, мы всё равно останемся украинцами, русскими, белорусами – людьми, для которых жизненно необходима Идея, будь то христианство или какая-либо иная Большая Идея. Идея, которая бы возвратила народу смысл тяжёлого труда, самопожертвования, чувство долга, да и просто уважение к ближнему, к праву, к суверенитету личности…

На прошлой неделе посмотрел фильм не слишком известного режиссера, живущего по полгода где-то в российской глубинке, Светланы Проскуриной «Перемирие», сценарий Дмитрия Соболева, написавшего также и сценарий нашумевшего фильма Павла Лунгина «Остров». В прошлом году фильм «Перемирие» получил главный приз на «Кинотавре», а актёр главной роли Иван Добронравов – приз за лучшую мужскую роль.

Тогда же фильм украинского режиссёра, живущего в Германии, Сергея Лозницы «Счастье моё» получил приз за лучшую режиссуру. Любопытно, что оба фильма-победителя можно отнести к жанру road movie, то бишь, фильм-путешествие. Оба переполнены пейзажами постсоветской индустриальной разрухи, в обоих фильмах действуют неприкаянные люди, совершающие абсурдные и порой предельно жестокие поступки, за что такого рода фильмы часто называют «чернухой». Но если к фильму С.Лозницы, который снят, пожалуй, лучше, чем фильм Проскуриной, такое название вполне применимо, то назвать фильм «Перемирие» С.Проскуриной «чернухой» язык не поворачивается. И вовсе не потому, что в нём меньше абсурда или жестокости (если и меньше, то не на много). Дело в том, что, если фильм Лозницы оставляет ощущение полной безнадёги, то фильм «Перемирие», напротив, внушает надежду, переполнен каким-то латентным оптимизмом, его герои, при всём кошмаре и абсурде, в котором они живут, не плохие люди.

Не случайно в финале фильма священник поёт оптимистическую советскую песню А.Бабаджаняна «Королева красоты». Такое ощущение «света в тёмном царстве» оставляет фильм, по-видимому, потому, что герои Проскуриной, кажется, уже подошли к той черте, за которой есть готовность принять Большую Идею. Возможно – Христа (один из проходных персонажей в ответ на реплику о том, что никакого Христа нет, отвечает: «как же нет, если его портрет в церкви висит?»). Возможно – иную. Во всяком случае, понимание того, что без этого жизни нет и не будет, пронизывает весь фильм и опровергает скептический прогноз: «тут и без кирдыка давно кобздец всему», прозвучавший в его начале.

Украинское общество стоит на пороге серьёзных испытаний, связанных с неизбежностью проведения непопулярных социальных и экономических реформ. Буквально на этой неделе должен быть принят закон о пенсионной реформе и, возможно, другие очень чувствительные для общественного сознания законопроекты. Одним прагматизмом власть вряд ли добьётся «перемирия с обществом».












Copyright © 2002-2012 Киевский центр политических исследований и конфликтологии
Copyright © 2002-2012 Центр эффективной политики

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.






bigmir)net TOP 100