Перейти на главную страницу





главная страница | наши сотрудники | фотобанк | контакт
 



  Цели и задачи Центра  
  Текущий комментарий  
  Тема  
  Автор дня  
  Социология и политика  

  Аналитика  
  Социологические исследования  
  Публикации и интервью  
  Новости  


Выбор за нами


21.11.11
[«Известия в Украине»]

На прошлой неделе Украина обрела правила, по которым осенью будущего года будет избираться Верховная Рада. Соответствующий закон был принят в едином порыве голосами парламентского большинства и оппозиции – 366 «за»! Столь редкостное единодушие непримиримых политических противников демонстрирует скептикам: компромиссы возможны! Новый парламент будет избираться по правилам, принятым консенсусом основных политических сил, представляющих как правящее большинство, так и оппозицию. Теперь половина депутатов будет избираться по партийным спискам (закрытым) с 5%-м барьером, и половина – по мажоритарным округам.

Такая избирательная система не всем по душе. Я, к примеру, сторонник чисто пропорциональной системы с открытыми региональными списками, но нашим парламентским партиям такая система, похоже, не нужна. В то же время, как считают евроконтролёры качества нашей демократии, избирательная система - суверенный выбор политиков каждой страны; главное, чтобы этот выбор был поддержан как властью, так и оппозицией. Так, что оппозиция, в случае поражения на выборах, лишилась шанса объявить их «нечестными и несправедливыми» из-за дефектов избирательного закона: «бачили очі, що купували»! Затрудняется также и апелляция к евроконтролёрам из Венецианской комиссии Совета Европы, которые предусмотрительно включили требование консенсуса при принятии закона о выборах на случай, если оппозиция выборы проиграет, а Европа не захочет признать их результаты. Вот тогда, если бы оппозиция не поддержала этот закон, Европа изначально имела бы основания для непризнания их итогов.

Кстати само требование «консенсуса» власти и оппозиции при голосовании за закон о выборах выглядит не очень убедительно. Не думаю, что те, кто включал его в рекомендации для Украины, могли бы привести пару-тройку убедительных примеров из европейской практики, когда парламентское большинство отказывается от своего конституционного права принять тот закон о выборах, который считает правильным и полезным для себя.

Ну, что ж, представители власти этот раунд политической борьбы, похоже, выиграли. Впрочем, выиграли также и «главные» партии оппозиции – «Батькивщина» Юлии Тимошенко и «Фронт змин» Арсения Яценюка. Проголосовав за закон о выборах с 5% барьером для партий, они, по-существу, резко сократили шансы своих конкурентов на оппозиционном электоральном поле. Теперь шансы у «Свободы» Олега Тягнибока стать парламентской партией почти равны нулю. Не просто будет преодолеть 5%-й барьер коммунистам и новой политической силе – партии Виталия Кличко «Удар». Всем прочим политическим игрокам предложено попытать своё электоральное счастье на мажоритарных округах. Впрочем, «малые шансы» не означает, что их нет вовсе. Особенно, если представителям оппозиции на этот раз удастся договориться о выдвижении единого кандидата в мажоритарных округах. Я лично – сильно в этом сомневаюсь. А реакция представителей оппозиционных партий второго эшелона на принятие нового закона о выборах без права участия блоков и 5%-м барьером голосами партий Тимошенко и Яценюка говорит сама за себя. Иначе как «антинародный сговор» они это голосование не называют. Так, что можно считать, что конкуренция за голоса избирателей на оппозиционном поле уже началась, хотя до начала избирательной кампании ещё довольно далеко.

Означают ли новые правила, что новым политическим игрокам вовсе «ничего не светит»? Я так не считаю. Нечего удивляться тому, что старые политические игроки не создают благоприятных условий для появления новых. Так было всегда и так будет. Никто, никогда не создаёт тепличных условий для тех, кто идёт им на смену. Принцип наследования власти или преемничества здесь не рассматриваю. С другой стороны в нынешних условиях никакая власть не в состоянии монополизировать информационное пространство. Попытки ограничить доступ в интернет, осуществляемые в нескольких странах мира, не приводят к ожидаемому эффекту. Времена, когда без доступа к ТВ не было шансов стать широко известным и популярным человеком безвозвратно уходят в прошлое. Замечательный пример - эффект блогера Алексея Навального в России, который, не побывав до поры ни на одном канале ТВ, благодаря своему интернет-ресурсу и активной антикорупционной деятельности (не важно – реальной или мнимой!) стал настолько широко известен, что будь в Москве прямые выборы мэра, имел бы неплохие шансы на них победить! С другой стороны, регулярное присутствие на ток-шоу так и не вывело, к примеру, партию Балоги «Единый центр» в лидеры рейтинга, хотя его заместитель по партии – ещё недавно непременный участник почти всех выпусков ток-шоу Савика Шустера.

Конечно, всеукраинскую известность националисты из «Свободы» О.Тягнибока приобрели благодаря постоянному присутствию на главных ТВ-площадках страны. Их безапелляционность, радикализм и простота рецептов («девочки должны называть себя «Марийками», а не Машами, власть должна быть украинской и т.п.) падают на благодатную почву общества, раздражённого возмутительной разницей в доходах и бессовестной демонстрацией богатства «сильными мира сего». Мало, кто задумывается о том, что эта «простота, хуже воровства». И тем не менее, поддержка по стране в целом национал-популистов (или социал-националистов, как они сами себя называют) выросла за эти пару лет постоянного присутствия на ТВ всего на 2-3%. Это, впрочем, не помешало им взять под свой контроль, что характерно – при поддержке таких «проевропейских» партий, как «Фронт змин» Яценюка - большинство в местных советах в Галичине и оставляет шансы пробиться в парламент по мажоритарным округам на Западной Украине.

Так, что новый закон, хотя и создаёт препятствия для новых политических команд, не закрывает им вовсе дорогу в большую политику – и через мажоритарные округа, и через стимулирование к объединению в большие партийные проекты, способные преодолеть 5% -й барьер. А итог выборов, вопреки пессимистическим прогнозам активистов малых оппозиционных проектов, типа: «всё пропало», по большому счёту остаётся неопределённым. Большинство в следующем составе Верховной Рады может получить Партия регионов с союзниками, если сумеет провести по мажоритарным округам большинство своих кандидатов. Но имеют шанс и проиграть, уступив большинство коалиции оппозиционных партий, если коммунисты не преодолеют 5%-й барьер, а, скажем, «Свобода» - преодолеет и, кроме того, оппозиционные партии сумеют договориться о выдвижении перспективных единых кандидатов в каждом из мажоритарных округов. Так, что, мы ещё имеем шанс получить в новом составе ВР комитет по защите прав детей во главе с одной экзальтированной защитницей истинно арийских, извините, украинских детских имён. Выбор – за нами.












Copyright © 2002-2012 Киевский центр политических исследований и конфликтологии
Copyright © 2002-2012 Центр эффективной политики

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.






bigmir)net TOP 100