Перейти на главную страницу





главная страница | наши сотрудники | фотобанк | контакт
 



  Цели и задачи Центра  
  Текущий комментарий  
  Тема  
  Автор дня  
  Социология и политика  

  Аналитика  
  Социологические исследования  
  Публикации и интервью  
  Новости  


Турецкий марш


27.12.11
[«Известия в Украине»]

Накануне Нового года принято подводить итоги и строить планы на год будущий. Последую и я этой традиции, но не для себя лично, разумеется, а для Украины. И не вообще для страны, а для ее внешней политики.

Итак, вряд ли кто-то станет спорить с тем, что внешняя политика Украины в 2011 году была, мягко говоря, не слишком успешной. Это — очень мягко говоря. Было бы несправедливо возлагать за это вину на нынешнего министра иностранных дел и его команду. На мой взгляд, Константин Грищенко — едва ли не лучший министр иностранных дел за все годы независимости страны. Но, так уж повелось, да и Основной закон предписывает в выработке внешней политики играть первую скрипку дому на Банковой. А цели и задачи, поставленные Банковой перед внешней политикой и соответствующим ведомством, были, опять же, на мой скромный взгляд, слишком амбициозными. Посудите сами, вот эти цели — добиться подписания Соглашения о политической ассоциации с Европейским Союзом, включающего договор о «всеобъемлющей» зоне свободной торговли, и одновременно добиться от России пересмотра газовых соглашений 2009 года, существенно снизив цену на газ для Украины. Элементарный анализ этих двух целей-задач должен был бы убедить тех, кто принимает решение, что они не просто конфликтуют друг с другом, но, по-существу, не могут быть реализованы одновременно. Тут уж одно из двух, либо — Соглашение об ассоциации и высокие цены на газ (и прочие потери, измеряемые миллиардами долларов, связанные с отказом от полноправного членства в Таможенном союзе с Россией, Белоруссией и Казахстаном). Либо — отказ от политической ассоциации с ЕС (или, как минимум, пауза в евроинтеграции) и высокие шансы на пересмотр несправедливых газовых договоров с Россией и, возможно, особый торгово-экономический режим со странами Таможенного союза, открывающий благоприятные перспективы для модернизации украинской экономики. А если две взаимоисключающие цели поставлены одновременно, то нечего удивляться тому, что ни одна из них не достигнута. Иного и быть не могло. Особенно, если учитывать, что нынешнее украинское руководство не склонно прислушиваться к советам «старших товарищей», будь-то из ЕС или РФ, о том, как проводить внутреннюю политику, кого карать, а кого — миловать.

Видимо не случайно последний в уходящем году международный визит президент Украины совершил в Турцию. Виктор Янукович уже давал понять, как высоко он ценит дружеские отношения с премьер-министром Турции Реджепом Эрдоганом. Как мне представляется, здесь мы сталкиваемся не просто с проявлением дипломатического такта. По-видимому, Януковичу особо симпатичен стиль политического поведения харизматического турецкого премьера. Трудно себе представить, чтобы Эрдоган позволил кому-либо, пусть даже самому влиятельному мировому лидеру, включая «старшего» партнера по НАТО президента США, давать рекомендации (не говоря уже об указаниях) как вести дела у себя дома в Турции. Более того, Реджеп Тайип Эрдоган сам готов давать рекомендации великим державам, что им позволено принимать в собственном парламенте, а за что голосовать не следует, иначе — санкции. Что и произошло на прошлой неделе, когда Национальное собрание Франции приняло закон об уголовном наказании за непризнание факта геноцида армян в Османской империи. В ответ Турция по-существу объявила холодную войну Франции. Похоже, нашему президенту такой тип позиционирования на внешней арене особо симпатичен. Проблема лишь в том, что Турция состоялась как региональная сверхдержава и ее амбиции, так сказать, соответствуют амуниции. А наши, пока, нет.

На инфографике приведены результаты опроса населения Украины, проведенного Киевским международным институтом социологии в ноябре 2011 года по вопросу о предпочтительных направлениях развития страны.

Попробуйте ответить, какой из приведенных вариантов развития Украины, реализовывался нашей внешней политикой в 2011 году. Не декларировался, а именно — реализовывался. По-моему, последний, который предполагает, что «будущее Украины в сохранении полной независимости и суверенитета без вхождения в ЕС и ЕЭП». Как видно из рисунка, этот вариант поддерживают 13% населения страны, т.е., примерно столько, сколько составляет сегодня рейтинг Партии регионов.

Можно ли в следующем году избежать тех ошибок, которые были допущены украинской внешней политикой в уходящем? Думаю, что можно. Мне кажется, что воспроизведение в нынешних обстоятельствах модели многовекторности в версии Леонида Кучмы бесперспективно. Тогда более или мене успешно можно было лукавить с партнерами на Западе и Востоке. Грубо говоря — дурить и тех и других, извлекая из этого геополитические дивиденды. И то до поры до времени «Украины без Кучмы». Сегодня такая модель работать не может. Сегодня, на мой взгляд, востребовано честное и открытое декларирование приоритетов — как краткосрочных, так и долгосрочных. Тогда и только тогда мы будем прогнозируемым и уважаемым партнером, как на Западе, так и на Востоке. Удалось же нам сохранить и даже интенсифицировать сотрудничество с НАТО после внесения изменений в украинское законодательство о снятии цели вступления в Альянс. Это признают и в НАТО! Почему бы нам честно и открыто не сказать: нашим приоритетом на ближайшие пять-десять лет является повышение качества жизни граждан, а получить для этого необходимые ресурсы мы можем, лишь участвуя в интеграционных проектах на постсоветском пространстве. При этом мы будем опираться на «молчаливое большинство» общественного мнения и параллельно выстраивать государственные институты по европейскому образцу, скрупулезно выполняя ежегодные планы Украина — ЕС(?).

Или, напротив, честно скажем, что будем платить высокую цену на газ и т.п., будем прислушиваться к рекомендациям лидеров ЕС (в частности, кого судить, а кого — миловать) с уверенностью в том, что рано или поздно наша интеграция в европейскую семью народов приведет к высоким жизненным стандартам. Такая позиция сегодня поддерживается относительным меньшинством населения, но со временем это меньшинство станет большинством, так как молодежь сегодня склонна выбирать европейский вектор интеграции.












Copyright © 2002-2012 Киевский центр политических исследований и конфликтологии
Copyright © 2002-2012 Центр эффективной политики

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.






bigmir)net TOP 100