Перейти на главную страницу





главная страница | наши сотрудники | фотобанк | контакт
 



  Цели и задачи Центра  
  Текущий комментарий  
  Тема  
  Автор дня  
  Социология и политика  

  Аналитика  
  Социологические исследования  
  Публикации и интервью  
  Новости  


Свобода, равенство, хамство


05.03.12
[«Известия в Украине»]

В прошлый вторник у входа в здание, где расположены комитеты Верховной Рады и студия телекомпании «Рада», меня остановил мужчина лет тридцати, который видел меня накануне, на «Свободе слова» у Андрея Куликова. По его виду я предположил, что у человека беда, может, я смогу ему помочь. И хотя я уже опаздывал на прямой эфир на ТК «Рада», остановился, чтобы его выслушать.

Оказалось, что этот человек не стал жертвой неправедного суда или произвола начальников. Отнюдь. У него вообще нет личных проблем (замечу, что время самое что ни на есть рабочее!). В состояние крайнего возбуждения привело его решение жюри о том, что от Украины на Евровидение поедет не чистокровный представитель (или представительница) украинской титульной нации, а Гайтана. Между прочим, не самая свежая новость. При этом мужчина проявил вполне профессиональную информированность о состоянии украинской эстрады, сыпал именами поп-исполнителей с чисто украинскими фамилиями, которые, на его взгляд, «более достойны» представлять нашу страну. Хотя, если судить по внешнему виду, он мало похож на фаната поп-музыки.

Как оказалось, очень, между прочим, подготовленный человек. Меня особенно впечатлило, что мужчина при этом ссылался на какие-то давние интервью Гайтаны. Из чего я сделал вывод, что с ним поработали, причем поработали очень даже профессионально. И тут я грешным делом вспомнил о нейролингвистическом программировании (НЛП). В свое время этим термином козыряли специалисты по облегчению кошельков «новых русских», которым небезуспешно «впаривали» эффективность НЛП как безотказного средства манипуляции сознанием партнеров по бизнесу, избирателей в округе и т. п.

Но я-то тут причем? Я не член конкурсной комиссии, которая, выбрав Гайтану, совершила чуть ли не акт национального предательства! Оказывается, я виноват в том, что, имея возможность (доступ к ТВ!) открыть обществу глаза на этот самый акт национального предательства, вместо этого на очередном ток-шоу обсуждал неизвестно что.

Впрочем, не прошло и трех дней, как его и его единомышленников негодование было услышано организаторами ток-шоу на Первом национальном, и один из лидеров киевской организации партии «Свобода» получил возможность представить свои аргументы по этой теме.

Через несколько дней этот самый лидер выступил в роли организатора акций протеста против лекции немецкого профессора, который, по мнению «свободовцев», неправильно понимает роль и место Бандеры в истории Украины. А раз партия «Свобода» не согласна со взглядами немецкого профессора, то и его лекциям в Украине не бывать!

А ведь лекции молодого историка из Германии Гжегожа Россолинского-Либе были запланированы во Львове, Днепропетровске и Киеве в рамках проекта «Цикл лекций по украинской истории», который проводится совместно Посольством Федеративной Республики Германии в Украине, Немецкой службой академических обменов и Представительством Фонда им Белля.

Вы, наверное, уже подумали, что власть при поддержке демократической общественности и «проевропейской» оппозиции дала отпор зарвавшимся «свободовцам» и в «самом демократическом» украинском вузе — Киево-Могилянской академии немецкий историк получил возможность выступить? Во Львове и Днепропетровске его лекцию к тому времени уже отменили. Отнюдь! Запланированная в НаУКМА лекция Гжегожа Россолинского-Либе под дурацкими предлогами была отменена. Украинского ученого, ректора НаУКМА Сергея Квита почему-то не устроил научный уровень немецкого историка и использованная им терминология. Ну, так поспорьте с ним. Нет, лекцию отменили!

Может быть, украинские власти (МИД, Министерство науки и образования) или Национальная академия наук, якобы озабоченные имиджем Украины за рубежом, предоставили немецкому профессору другое место для лекции? Ничего подобного! Профессор вынужден был выступать в помещении немецкого посольства. То есть приехал в Украину немецкий историк выступить в рамках научного обмена, а вынужден был выступать… на территории Германии под улюлюканье («Чемодан-вокзал-Берлин», «Меркель капут!») толпы националистов под руководством постоянного участника главных украинских политических ток-шоу.

Больше всего меня возмущает реакция украинской демократической общественности и кичащейся своей европейскостью оппозиции. Точнее — почти полное отсутствие какой-либо реакции! Где голос наших «моральных авторитетов»? Где защитники прав человека и научной свободы? Ау! Конечно, если очень постараться, то, скажем, от Арсения Яценюка можно добиться признания в том, что он «против расизма». Кто бы сомневался! Но никакого осуждения своих партнеров по Комитету сопротивления диктатуре, а также по коалиции в ряде западноукраинских областных и городских советах! Более того, Яценюк и лидеры «Батькивщины» продолжают утверждать, что согласуют единый список кандидатов в мажоритарных округах с партией «Свобода». При этом сам Яценюк упорно уходит от ответа на вопрос: возьмет ли он и его партия на себя ответственность за расистские выходки победивших при их поддержке кандидатов из «Свободы»?

А наши передовые демократические интернет-сайты с удовольствием предоставляют свои площади для пропаганды расизма и ненависти «свободовским» теоретикам! Если вы спросите у редакторов этих изданий, разделяют ли они такого рода взгляды, они, не сомневаюсь, ответят, что нет, конечно! Но Свобода Слова, мол, обязывает! Глубоко ложное представление. Толерантность и свобода слова в цивилизованном мире не распространяются на пропаганду расизма, ксенофобии и прочих фобий.

В одной из лекций замечательного русского семиотика и историка культуры Юрия Лотмана есть мысль, которую неплохо бы усвоить редакторам наших демократических СМИ и не только им. Суть ее можно передать примерно такими словами: у людей, не обремененных избытком интеллигентности, существует соблазн истолкования свободы как полного отсутствия всяческих ограничений. Но такая свобода есть не что иное как воинствующее хамство. То самое, приход которого гениально предрекал в начале прошлого века Дмитрий Мережковский в своей статье «Грядущий хам». Этот Хам из большевистских агиток 20-х годов в Советской России перекочевал к нам, в Украину ХХI века. И он, как стадо бегемотов, топчет на своем пути не только любую чужую культуру, с которой в силу своего хамства не в состоянии конкурировать, но и свою родную, украинскую. Ибо хаму по определению чужда культура как таковая.












Copyright © 2002-2012 Киевский центр политических исследований и конфликтологии
Copyright © 2002-2012 Центр эффективной политики

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.






bigmir)net TOP 100