Перейти на главную страницу





главная страница | наши сотрудники | фотобанк | контакт
 



  Цели и задачи Центра  
  Текущий комментарий  
  Тема  
  Автор дня  
  Социология и политика  

  Аналитика  
  Социологические исследования  
  Публикации и интервью  
  Новости  


Славянская Европа: нет особого пути, есть особые отношения


21.05.12
[РИА Новости]

В конце июля 2012-го года в Киеве под председательством Патриарха РПЦ Кирилла пройдут cлушания «Восточноевропейская цивилизация: выбор пути», посвященные Дню Крещения Руси. Предполагается, что в работе форума примут участие митрополит Киевский и всея Украины Блаженнейший Владимир, Патриарший Экзарх всея Беларуси, митрополит Минский и Слуцкий Филарет, представители и лидеры мировых традиционных религий, видные общественные деятели, представители интеллектуальной и творческой элиты Украины, России, Беларуси, Сербии, Болгарии и других стран.

Очевидно, что на постсоветском пространстве наступило время осмысления пройденного пути и того, что еще только предстоит пройти восточноевропейским народам. Выбор дальнейшего пути, по мнению известного в России и Украине политолога Михаила Погребинского, лежит в русле сложившихся европейских культурных и исторических традиций, и выделять общую конфессиональную принадлежность народов славянских государств не имеет смысла.

Дискуссия о цивилизационном выборе представляется мне отчасти спекулятивной и несистемной по целому ряду причин. Во всяком случае, в Украине чаще всего о таком выборе говорят тогда, когда хотят противопоставить Европу и Россию. В России же - это выбор между сближением с Европой и концепцией «особого пути»; там противопоставление имеет исторические корни дискуссии между славянофилами и западниками, хотя, на мой взгляд, и те и другие были настоящими европейцами.

С Европой общий путь

Для наших стран - имею в виду Украину, Россию и Беларусь - общим фундаментом культурной эволюции, вне всякого сомнения, являются культура античного мира и ценности иудео-христианской цивилизации, дополненные и модифицированные ценностями Великой французской революции. Не прошли мимо нас и идеи эпохи Просвещения и, наконец, мощный тренд аномии эпохи постмодерна, включая волну секуляризации. Но ровно таковы же основы и динамика культурной (в широком смысле слова) эволюции европейских народов.

Так же как и в Европе, законодательство наших стран предусматривает приоритет прав человека, свободу совести, представительное правление, свободу СМИ и т.п.

Разумеется, у нас зачастую некоторые из этих принципов и ценностей нарушаются, но ни одна из влиятельных политических сил не ставит сами принципы под сомнение, во всяком случае, как идеал, к которому надо стремиться.

Конечно, не обходится и без некоторых исключений из этого общего правила, но это - отдельный разговор.

Очевидно, что по ряду направлений развития большинство европейских народов прошли по общему с нами пути дальше нас. В вопросах эффективного демократического правления - значительно дальше. Но также, пожалуй, дальше нас продвинулись они и в вопросах духовной деградации - вспомним эксцессы ультраправых или легализацию однополых браков.

Цивилизационный выбор или жонглирование старыми клише?

Нам не кажется существенным уточнением включение в контекст понятия «цивилизация» конфессиональной особости наших стран - имею в виду идеи православного единства. Это уточнение вызывает больше вопросов, чем дает ответов.

Например, Румыния, Болгария и Греция - православные страны, что не мешает им быть частью ЕС и НАТО, а во Второй мировой - не помешало воевать на стороне нацистской Германии. «Православное братство» не остановило войну РФ с Грузией...

Да и какой цивилизационный выбор должен сделать католик из Дрогобыча? Очевидно, что такого рода дискуссия не способствует поиску гражданского согласия в нашей стране.

В Украине сторонники европейской интеграции используют концепт «цивилизационного выбора» для обоснования позиции, согласно которой Россия представляет собой продукт «азиатской цивилизации», т.е. «всего отсталого, закостеневшего, антимодерного, изоляционистского и антилиберального...».

Предназначение данного клише - не стимулировать рациональный выбор, а порождать эмоциональное неприятие этой цивилизации. В противовес ей, европейская цивилизация, соответственно, рассматривается как полный ее антипод. И это, несмотря на нынешний очевидный кризис, как казалось еще недавно, безальтернативного либерального пути развития.

Другой лагерь - сторонники пророссийского пути - использует концепт «цивилизационного выбора» для обоснования ценностей «православной цивилизации» и необходимости интеграции трех славянских народов на ее основе.

В данном случае также происходит противопоставление одной цивилизации (православной) другой - европейской (причем последняя не плохая, а просто другая, чуждая нам цивилизация).

Сохранить общее гуманитарное пространство

В рамках первого подхода на самом деле предполагается не столько сближение с Европой, сколько бегство от России. Доказательством этому служит то, что демократические принципы при этом de facto отвергаются.

Например, политики из лагеря сторонников «европейского пути» активно противодействуют вынесению вопроса о геополитическом выборе на референдум.

В рамках второго - по существу предполагается отказ от европейского опыта в пользу достаточно абстрактного православного единства (при том, что далеко не все граждане России, Украины и Беларуси являются православными) и достаточно противоречивого «особого» пути демократического развития.

Для нас, украинцев, приоритетным является обеспечение единства страны и условий для политического и экономического развития. Для нас необходимы как осмысленное (и, возможно, выборочное) усвоение европейского политического опыта, так и поиск новых интеграционных оснований во взаимоотношениях с Россией и Беларусью. Ведь то, что мы сегодня обсуждаем вопрос о цивилизационном выборе, свидетельствует о кризисе существующих интеграционных оснований.

Для нас важным представляется сохранение общего гуманитарного пространства, объединяющего различные культуры, языки, религиозные традиции.

Но не менее важно и тесное сотрудничество в экономической сфере. Успешное развитие экономики - залог долгосрочности тесных взаимоотношений Украины с Россией и Беларусью.












Copyright © 2002-2012 Киевский центр политических исследований и конфликтологии
Copyright © 2002-2012 Центр эффективной политики

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.






bigmir)net TOP 100