Перейти на главную страницу





главная страница | наши сотрудники | фотобанк | контакт
 



  Цели и задачи Центра  
  Текущий комментарий  
  Тема  
  Автор дня  
  Социология и политика  

  Аналитика  
  Социологические исследования  
  Публикации и интервью  
  Новости  


Политика по-корейски


13.08.12
[«Известия в Украине»]

Накануне ночью прилетел из Сеула. Побывал впервые в Корее (у нас привыкли называть Южная Корея) и, конечно, переполнен впечатлениями. Некоторыми из них хочется поделиться с читателями «Известий в Украине». Но сначала несколько фактов и цифр из современной истории страны, насчитывающей ровно шесть десятилетий. Полная история, конечно же, простирается вглубь веков — чуть ли не на столько же тысячелетий.

В первый период после разделения страны на Южную и Северную примерно четыре десятилетия в Корее правили авторитарные режимы, а последние 20 лет довольно эффективно действуют демократические институты. Но основы экономического прорыва были заложены в период авторитарного правления, когда Корея прошла путь от одной из беднейших стран мира к стране с высокоразвитой промышленностью.

Сегодня Корея по экономическим показателям близка к вхождению в десятку наиболее развитых стран мира, а ее ВВП на душу населения занимает 12-ю строчку в мировом рейтинге — около $30 тыс. (у нас около $8 тыс.). Численность населения примерно такая же, как у нас — около 50 млн. Корея — главная судостроительная мастерская мира (около 50% рынка), один концерн «Самсунг» имеет оборот в $143 млрд в год, а его чистая прибыль — $20 млрд, то есть примерно половину запланированных на 2012 год доходов украинского бюджета.

Одной этой коротенькой справки достаточно, чтобы понять, что опыт Кореи для нас чрезвычайно поучителен и именно к нему нам следовало бы присмотреться особенно внимательно. Не берусь в короткой заметке проанализировать не то что все, но даже основные факторы, способствующие столь впечатляющему прогрессу страны за столь короткий исторический период. Обращу внимание лишь на некоторые моменты и надеюсь вернуться к этой теме позднее, когда впечатления, как говорится, улягутся.

То, что корейцы народ в высшей степени трудолюбивый и дисциплинированный, давно и хорошо известно, но почему-то тот же народ, живущий севернее 38-й параллели, вот уже многие годы живет на грани голода. Так что политическая организация страны, система власти и госуправления имеют, видимо, не последнее значение. Причем опыт Кореи показывает, что критически важным является не столько конституционно закрепленная модель власти (Корея и сегодня президентская республика, но президент не может править более одного срока), сколько готовность и способность элиты править в интересах всего общества, а не только своих собственных. Когда и если президенты этот принцип нарушали, следовало весьма жесткое наказание — два корейских президента были осуждены за коррупцию и получили реальные сроки, впрочем, через некоторое время они были амнистированы.

И еще один, на мой взгляд, критически важный принцип, которым руководствуются в реальной политической практике авторитарные правители или демократически сменяемые представители корейской власти — декларируемые цели не остаются на бумаге или в программах партий, а становятся частью реальной повестки дня и строчками в бюджете. И для реализации этих целей привлекаются все имеющиеся в распоряжении общества ресурсы.

Особенное впечатление произвела на меня государственная политика Кореи в сфере образования. Если заявлен лозунг «качественное образование определяет будущее нации», то и государственная политика выстроена в точном соответствии с потребностями в высококачественном образовании. Годовой бюджет одного только Сеульского национального университета (СНУ), где обучается около 25 тысяч студентов, составляет более миллиарда долларов. Половина этой суммы — государственные инвестиции, еще почти половина — инвестиции частного бизнеса. Высшее образование в Корее недешевое (стоимость оплаты одного семестра на разных факультетах разная, но эти доходы университета покрывают не более 10% его бюджета), остальное — политика государства и частного бизнеса. Сегодня СНУ в тридцатке наиболее сильных университетов мира (ни одного украинского вуза нет в списке 300 лучших вузов мира!).

Законодательно закреплены за профессией учителя множество социальных льгот, для чего государство выделяет огромные финансовые ресурсы, создавая стимулы для того, чтобы сильные и талантливые молодые выпускники вузов выбирали профессию учителя средней школы.

Зарплата у начинающего преподавателя университета порядка $8 тыс. в месяц, что существенно выше, чем в Европе. Результаты такой политики государства — высокий авторитет профессий учитель и преподаватель вуза. У нас тоже немало слов обычно говорят о приоритетности инвестиций в образование. К сожалению, наши возможности не сравнимы с корейскими, но даже они используются недостаточно решительно. Скажем, попытки Министерства образования сократить количество вузов, на мой взгляд, вполне оправданные, наталкиваются на дикое сопротивление, а помочь всем, конечно, государство не в состоянии.

Очевидно, что корейская нация переживает период подъема, достаточным свидетельством чего мы все стали, наблюдая за перипетиями Олимпийских игр в Лондоне, по итогам которых Корея наверняка попадет в пятерку сильнейших спортивных держав мира. И не последнюю роль в этом, на мой взгляд, играет способность правящих в стране элит действовать в интересах всего общества.

И последнее замечание в связи с актуальной последние пару месяцев в Украине темой — языковой. Корейский Фонд, по приглашению которого я ездил в Сеул, для ознакомления со страной и ее системой образования собрал представителей 17 государств — как развитых (США, Канада, Австралия), так и развивающихся (Филиппины, Пакистан, Камбоджа, Ангола, Нигерия, Гондурас), таких гигантов, как Китай, и совсем маленьких, таких как Тринидад и Тобаго. Так вот, треть гостей могли свободно общаться на русском языке, так как в свое время учились в СССР, как например, гость из Гондураса — министр культуры Тулио Марьяно Гонсалес, или представитель Королевской академии Камбоджи Туш Сок и, разумеется, гости из Таджикистана, Грузии и Белоруссии.












Copyright © 2002-2012 Киевский центр политических исследований и конфликтологии
Copyright © 2002-2012 Центр эффективной политики

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.






bigmir)net TOP 100