Перейти на главную страницу





главная страница | наши сотрудники | фотобанк | контакт
 



  Цели и задачи Центра  
  Текущий комментарий  
  Тема  
  Автор дня  
  Социология и политика  

  Аналитика  
  Социологические исследования  
  Публикации и интервью  
  Новости  


Что такое хорошо?


03.12.12
[«Известия в Украине»]

Трудно не согласиться с министром юстиции Александром Лавриновичем в том, что, когда в обществе складывается «ситуация нетерпимости» происходящего в стране, то народ имеет право изменить государственное устройство так, как ему, народу, представляется необходимым. Разумеется, в том случае, если народ знает, чего, собственно, он намерен добиться, — иронически уточнил Лавринович. Так министр юстиции защищал право граждан страны непосредственно на референдуме принимать новую Конституцию или вносить изменения в действующую. Это право прописано во вступившем в силу законе о всеукраинском референдуме. Важно, что закон не требует дальнейшей имплементации вердикта граждан в Верховной Раде.

Такое право, строго говоря, выходит за рамки соответствующей статьи действующей Конституции о порядке внесения в нее изменений. Но если «сложилась ситуация нетерпимости», то иного выхода решительно ее изменить, кроме как обратиться непосредственно к «источнику власти» — украинскому народу, который может вывести ситуацию из тупика, просто не существует.

Конечно, в такой трактовке есть слабые места. Критики могли бы возразить Лавриновичу, к примеру, так: «А кто будет определять, ситуация в стране уже «нетерпимая» или еще можно погодить, и вообще, каковы критерии «нетерпимости»?» Если сама власть будет определять, то где гарантии, что она не воспользуется этим в своих интересах, не обязательно совпадающих с интересами общества? Могут быть и иные возражения, которые, впрочем, не отменяют того непреложного факта, что в демократической стране с мнением народа принято считаться. Ну, как минимум знать это мнение и принимать решения с его учетом.

Но истерическая реакция на закон о всеукраинском референдуме представителей всех трех колонн украинской оппозиции наводит на мысль, что эта самая оппозиция не только не желает считаться с мнением народа, но даже не хочет его знать, наверное, подозревая, что это знание создаст массу проблем прежде всего для них. Неслучайно Арсений Яценюк заговорил о том, что закон о референдуме нужен власти для того, чтобы вынести на референдум вопрос о вступлении Украины в Таможенный союз с Россией, Белоруссией и Казахстаном. Совсем недавно Яценюк и все-все-все лидеры оппозиции убеждали народ в том, что большинство украинцев за интеграцию в Европейский Союз, а не в Таможенный «с отсталой Россией». Они готовы лечь костьми, чтобы не допустить референдума по этому вопросу. Наверное, знают, чем этот референдум окончится. Одно дело — скептически комментировать данные опросов общественного мнения, демонстрирующие предпочтение экономической интеграции на Восток перед интеграцией на Запад, и совсем другое — прямое мнение народа, высказанное на референдуме.

Впрочем, министр юстиции поспешил успокоить оппозиционеров. Вынести на референдум вопрос о вступлении Украины в Таможенный союз, как сказал в прямом эфире Александр Лавринович, нельзя до тех пор, пока не подписаны соответствующие межгосударственные соглашения, пока не внесены изменения в соответствующие законы, в Конституцию, короче — после дождичка в четверг.

Тут уж одно из двух — либо министр юстиции не читал закон о всеукраинском референдуме, либо сознательно вводит общество в заблуждение. Вступивший в силу закон о референдуме, авторство которого, между прочим, приписывают как раз Минюсту, вовсе не требует всех перечисленных министром условий для вынесения на голосование вопроса о вступлении в Таможенный союз. Подобные процедуры нужны только для так называемого «ратификационного референдума», который предполагает изменение территории Украины. В ином контексте упоминаний о межгосударственных договорах в законе о референдуме вы не найдете. И все. Только те, которые влекут за собой изменение территории Украины. Все прочие вопросы, кроме тех, вынесение на референдум которых запрещено Конституцией Украины (бюджет, налоги, амнистия), могут в соответствии с принятым законом и без всяких предварительных условий решаться с помощью народного голосования.

Так что интерпретация закона в исполнении Лавриновича, мягко говоря, не точна и способна не столько успокоить оппозицию — она все равно ему не поверит, сколько отвадить желающих инициировать проведение референдума о вступлении Украины в Таможенный союз. Министр юстиции сказал, что нельзя — значит, нечего и пытаться. Тем временем, на мой взгляд, проведение такого референдума решило бы целый ряд проблем, стоящих сегодня перед нашей страной. При любом его исходе. Но об этом — в одной из следующих колонок.

На другом пятничном ток-шоу один известный политолог, не сумевший убедить киевских избирателей в том, что он нужен стране в качестве народного депутата, ничтоже сумняшеся заявил: референдумы в демократических странах проводят лишь после того, как элиты вырабатывают общую позицию. После чего эта позиция и выносится на референдум, освящая, таким образом, достигнутый межэлитный компромисс. Бывает, разумеется, и так, а бывает и вовсе наоборот. Как, к примеру, в 2008-м в Ирландии, где все элиты были «за» присоединение к Лиссабонскому договору, а народ проголосовал «против». Но чаще всего выносятся на референдум вопросы, по которым элиты как раз и не смогли прийти к компромиссу. Вот тогда они и обращаются к народу, за которым остается последнее слово в демократических странах.

Но наши евроинтеграторы, политики, политологи лучше, чем народ, знают, что этому самому народу хорошо, а что плохо и костьми лягут, чтобы не допустить нас, несмышленых, к принятию решения самостоятельно и непосредственно. Характерно, что оппозиция, вместо того чтобы бороться против положений закона, которые она считает антиконституционными, борется против самой идеи референдума, тем самым демонстрируя презрение к собственному народу.












Copyright © 2002-2012 Киевский центр политических исследований и конфликтологии
Copyright © 2002-2012 Центр эффективной политики

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.






bigmir)net TOP 100