Перейти на главную страницу





главная страница | наши сотрудники | фотобанк | контакт
 



  Цели и задачи Центра  
  Текущий комментарий  
  Тема  
  Автор дня  
  Социология и политика  

  Аналитика  
  Социологические исследования  
  Публикации и интервью  
  Новости  


Общий язык


21.01.13
[«Известия в Украине»]

В отличие от большинства постсоветских стран в Украине за годы независимости власть многократно менялась в результате демократических и не очень президентских и парламентских выборов. Те политические силы, которые были при власти, переходили в оппозицию и своей основной задачей считали критику власти. И это абсолютно нормально. Но в демократических странах принято не только критиковать власть, но и предлагать собственные решения стоящих перед страной проблем. Вот с этим у нас как-то не складывается. Не то, чтобы вообще из лагеря оппозиции не звучали идеи, но уж очень неконкретно, как правило, в духе: «избавимся от коррупции, улучшим инвестиционный климат, проведём реформы, будем интегрироваться с Европой (Россией)». Но власть меняется, а уровень коррупции и инвестиционный климат – нет. И интегрируемся мы как-то всё больше в одну сторону при разных властях. Не случайно зарубежные коллеги часто называют Украину страной, где ничего не происходит. Исключением был конец 2004-го, когда многим у нас и за рубежом показалось, что наконец-то в Украине будет хоть что-то происходить. Как известно, жизнь не оправдала этих ожиданий.

В чём тут дело? На мой взгляд, среди прочего в том, что переходя в оппозицию, политические силы не решаются чётко и внятно изложить свои планы. Что они собираются делать, придя к власти, как именно будут бороться с коррупцией или улучшать инвестиционный климат, как именно будут решать гуманитарные проблемы и т.п.? Только честно, так, чтобы им поверили. Чтобы их предыдущий опыт не ставил под сомнение их готовность реализовать обещанное. Теперь, после многократных случаев игнорирования своих предвыборных обещаний, добиться этого ох как нелегко!

Однако сегодня у меня сложилось впечатление, что у нас в стране действительно будет происходить нечто вполне определённое, если нынешняя оппозиция придёт к власти. Во-первых, потому, что оппозиция и во время избирательной кампании, и после неё демонстрирует завидное единство взглядов практически по всем принципиальным идеологическим вопросам как внутренней, так и внешней политики, что, скорее всего, обусловлено очевидным идеологическим лидерством «Свободы». Во-вторых, потому, что оппозиция вполне внятно формулирует свои цели, в частности, в форме поданных законопроектов. Наиболее ярким примером этой внятности и единства взглядов стал поданный от имени знаковых фигур всех трёх оппозиционных фракций - Ирины Фарион («Свобода»), М. Матиос («УДАР») и В. Яворивского («Батькивщина») - закон «О функционировании украинского языка как государственного и порядке использования иных языков в Украине».

Ключевым пунктом этого законопроекта является положение о том, что все языки, кроме украинского и языков коренных1 народов, признаются иностранными.

Очевидно, что это положение противоречит европейским нормам и уже принятому парламентом Украины закону о ратификации Европейской хартии о языках меньшинств. Очевидно также, что сверхзадачей законопроекта является запрет, прежде всего, русского языка (но не только) во всех сферах общественной жизни. В частности, законопроект предусматривает: запрет на использование русского языка (и иных языков) в образовании, запрет на общение врача с пациентом на русском языке (!), запрет на русский язык в общенациональном вещании. Запрещено также использование русского языка на любых официальных мероприятиях, вводится запрет на русский язык в судах, запрет на использование русского языка пограничниками, а также проезжающими, которые с ними общаются, запрет на русский язык на транспорте, на почте… Если русскоязычный желает, например, судиться на родном языке – он должен оплатить услуги переводчика.

Но и этого мало - закон предусматривает учреждение «Национальной комиссии по стандартам государственного языка», а также введение неких языковых инспекторов. Комиссия и инспекторы имеют возможность отказать кандидату на практически любую должность в стране по причине недостаточного знания украинского языка. По действующим законам также предполагается, что кандидаты на многие (но далеко не все!) должности должны знать украинский язык; но теперь они должны будут знать его «в соответствии с уровнем, определенным комиссией». Можно себе представить, кто войдёт в состав таких комиссий и кого они будут «отбраковывать»!

Из концепции закона вытекает, что если вы считаете своим родным языком не украинский, то есть иностранный, то вы – иностранец (!?), хотя ваши предки жили тут веками. Вот до чего может дойти «патриотическая» мысль. Между прочим – давая таким образом повод прямого вмешательства нашим соседям (России, Венгрии …) во внутренние дела нашей страны. Ведь эти «иностранцы» автоматически становятся «соотечественниками» России, Венгрии и т.д!

А как же с так называемыми «миноритарными» языками (или языками меньшинств), которые предписано защищать европейскими нормами? Всё просто – закон, во-первых, искусственно резко сокращает количество носителей миноритарных языков, вводя норму, привязывающую носителя этого языка к его этническому происхождению, что само по себе, конечно же, противоречит европейским нормам. К примеру - этнические украинцы по определению не могут иметь родным языком русский, а таких – миллионы! Но для авторов законопроекта они «безбатченки» - чего о них заботиться! Во-вторых, законопроект предусматривает, что региональный статус язык меньшинства может получить только в том случае, если на уровне всей области данное национальное меньшинство (не носители языка!) составляет не менее половины жителей. Если ориентироваться, как предлагает проект, на этническое происхождение носителей миноритарных языков, то ни в одной области Украины, за исключением Крыма, у них не будет большинства, а, значит, их родной язык не будет признан региональным на уровне всей области. Ни у русских, ни у венгров, ни у румын с молдаванами. Впрочем, язык крымских татар в Крыму тоже не получит статус регионального в автономии. Не будет прав у русскоязычных граждан Донецка, Харькова, Днепропетровска, Одессы, Киева, Запорожья, Луганска, Николаева и всех прочих больших городов, где подавляющее большинство жителей говорит по-русски. Соответственно, совсем не будет в этих городах детсадов, школ и, тем более, вузов с преподаванием на русском языке. Не будет там русского языка и в медиа-пространстве. Какого?

Скорее всего, этот законопроект нынешним составом Верховной Рады не будет проголосован, но если бы оппозиция получила на 15 мандатов больше, то законопроект получил бы большинство. Думаю, что президент Янукович его бы не подписал, а преодолеть вето Рада бы не смогла. А если на президентских выборах 2015-го года победит представитель оппозиции? Очень просто – тогда мы будем жить в стране, где такой закон – не самый человеконенавистнический!


1 Какие народы являются «коренными» из закона не ясно, но традиционно украинские националисты и «национал-демократы» к таковым относят кроме украинского, ещё только один народ - крымско-татарский. Хотя, если исходить из давности заселения соответствующей территории, то, скажем, венгры Закарпатья живут там дольше, чем крымские татары в Крыму.












Copyright © 2002-2012 Киевский центр политических исследований и конфликтологии
Copyright © 2002-2012 Центр эффективной политики

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.






bigmir)net TOP 100