Перейти на главную страницу





главная страница | наши сотрудники | фотобанк | контакт
 



  Цели и задачи Центра  
  Текущий комментарий  
  Тема  
  Автор дня  
  Социология и политика  

  Аналитика  
  Социологические исследования  
  Публикации и интервью  
  Новости  


Назначения Порошенко внушают оптимизм


13.06.14
[РИА-Новости]

Директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский в интервью РИА Новости рассказал, какие люди пришли в украинскую власть, чего от них ждать и какими могут быть решения по юго-восточному военно-гражданскому противостоянию.

Президент Украины Петр Порошенко сделал первые ключевые назначения. О том, какие люди пришли в украинскую власть, чего от них ждать и какими могут быть решения по юго-восточному военно-гражданскому противостоянию, в интервью РИА Новости рассказал директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский. Беседовал Захар Виноградов.

- Михаил Борисович, после инаугурации президентом Порошенко произведены первые ключевые назначения. Как вы их оцениваете? Чего, исходя из этих назначений, можно ожидать?

— В окружении нового президента Украины Петра Порошенко немало людей, которые участвовали в его избирательной кампании и которые рассчитывали, по-видимому, занять определенные места в государственном аппарате. Большинство из них — это, я бы сказал, "люди войны", люди, настроенные чрезвычайно агрессивно и против юго-востока, и против России. Но первые назначения в администрации президента как будто обошли этих людей стороной. И то, что Порошенко пока не сделал таких назначений, – это хороший знак. На ключевую должность главы администрации президента назначен бизнес-партнер Порошенко, известный в Украине медиа-магнат Борис Ложкин. Важно, на мой взгляд, что он всегда был вне государственных структур и каких-либо партийных организаций. То есть это, если так можно выразиться, чистый менеджер, не имеющий собственного политического влияния. То есть он, исходя из его предыдущей биографии, выступает в роли чистого менеджера. Более того, он, как известно, очень успешный менеджер. К тому же он работал в такой сфере, которая связана с общественным мнением, — медиа. По-моему, это тоже хороший знак. То есть на месте главы президентской администрации оказался человек, по всей видимости, политически не ангажированный и готовый профессионально работать с общественным мнением. У нас на этой должности иногда оказывались люди, пытавшиеся играть "свою игру", имеющие политический опыт и свои политические предпочтения, что не способствовало слаженной работе администрации, было источником конфликтов, а зачастую и формирования коррупционных схем. Насколько я понимаю, президент Петр Порошенко вообще не склонен в важных вопросах передоверяться кому-либо из членов своей команды. Все ключевые решения он будет принимать сам, а Ложкин будет чистым исполнителем, что, по крайней мере, когда речь идет о главе администрации президента, скорее хорошо. И на других должностях в администрации президента также появились прежде всего чистые управленцы. В сущности, администрация — это штаб президента. И среди первых назначений много дипломатов. Например, первым помощником назначен дипломат, теперь уже экс-посол Украины в Норвегии Юрий Онищенко. По всей видимости, назначение получит и нынешний посол Украины в Германии Павел Климкин. Я его знаю, как очень разумного и высокопрофессионального дипломата. И другие назначения показывают, что Порошенко выбирает разумных, выдержанных, имеющих управленческий и дипломатический опыт, политически не ангажированных людей, что уже вызвало ропот в рядах попутчиков Порошенко из украинской "партии войны".

Пока единственное исключение — назначение пресс-секретаря президента, которым стал журналист принадлежащего Порошенко "5 канала" Святослав Цеголко. Я его знаю, как чрезвычайно ангажированного, настроенного антироссийски, скорее пропагандиста, чем журналиста. Думаю, он с большой вероятностью будет пытаться влиять на содержание документов, исходящих из администрации, и, возможно, на тексты выступлений президента, собственно говоря — на идеологию администрации. Он очень опытный работник пропагандистского фронта, мне неоднократно приходилось участвовать в его программе на «5 канале», он всегда давал мне возможность высказаться и вел себя корректно, но свою ангажированность ему скрыть никогда не удавалось, впрочем, он, скорее всего, и не пытался это сделать. Зачем нужен в должности пресс-секретаря президента пропагандист, мне не очень понятно. Возможно, он окажется достаточно гибким, чтобы выступить в роли чистого пресс-секретаря, а не руководителя идеологического штаба, потому что пока в этом окружении нет ни одного человека, который может на эту роль претендовать.

- Возвращаясь к главе администрации президента. Мы знаем, что при предыдущих президентах Украины это была ключевая должность. Дмитрий Табачник, Владимир Литвин, Виктор Балога, Сергей Левочкин существенно влияли и на политику, и на президента. Насколько сможет соответствовать этому статусу Борис Ложкин, который не имел никакого государственного опыта?

— Кучма, Ющенко, Янукович — это все люди, которые стали главами нашего государства, но пришли к этому не из политики или, по крайней мере, не имели собственного значимого политического опыта. Я хорошо помню, как относился Янукович к партии, которую он как бы возглавлял. Очень пренебрежительно. То есть это были не политические по своей сущности люди.

Несмотря на то что Порошенко пришел из крупного бизнеса, он уже пятнадцать лет – политик. И в этом смысле он не будет смотреть на происходящее глазами руководителя своей администрации, он является гораздо более опытным и искушенным политиком, чем Борис Ложкин. И Ложкин не сможет ему перекрыть, как это делал при Кучме, а потом при Януковиче Сергей Левочкин, каналы собственной информации. Пройти к президенту мимо Левочкина было чрезвычайно сложно, даже когда он работал первым помощником у Кучмы. При Януковиче Сергей Левочкин по сути контролировал все, что происходило вокруг президента, был его главным советником по всем вопросам. Я думаю, с Ложкиным такого не будет. Мне кажется, что он будет работать в том коридоре, который укажет ему Порошенко, и не будет даже пытаться играть такую роль политического забора, которую раньше выполняли очень многие или почти все главы администрации и их первые помощники.

А дальше, как водится, есть разные слухи о будущих назначениях, в том числе такие, которые меня, скорее, пугают. Это касается, в частности, силовых структур, назначения, на которые влияют, опять же по слухам, не столько политические соратники новоизбранного президента, сколько дипломаты дружественных государств. Важно понимать, что пока при формировании своей команды в исполнительной власти у нового главы государства ограничены возможности. Но Петр Порошенко не ограничится тем набором полномочий, который предоставляет ему действующая сегодня конституция. А она, напомню, кроме силовых министров, и то не всех, предоставляет ему право назначать генпрокурора (право представить Верховной раде на утверждение), секретаря Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) и еще ряд менее значимых чиновников. Все прочие назначения в правительстве – прерогатива парламентского большинства. Петру Порошенко еще предстоит много работы по формированию того базового большинства в Верховной раде, на которое он сможет опираться. Пока это тоже не очень ясно. Но сегодня уже есть такой сигнал, что президент не намерен раздавать важные кадровые назначения по коалиционному принципу (коалиция в Верховной раде состоит из фракций "Батькивщины", УДАР, "Свободы", поделивших в результате февральского переворота почти все государственные посты в стране – прим. ред.). По-моему, Порошенко выбирает для назначений тех, кто, по его мнению, будет действительно эффективен на своих должностях. Пока так.

- Президентом Украины стал весьма состоятельный человек, олигарх. Президент Порошенко может войти в конфликт с бизнесменом Порошенко?

— Теоретически может быть. А как это будет на практике, посмотрим по его конкретным решениям или лоббированию каких-то кабминовских решений. Это еще зависит от того, как он настроен – надолго остаться в этой должности или нет.

- Исходя из первых шагов и заявлений нового президента относительно ситуации на юго-востоке Украины, как вы думаете, у него есть план мирного урегулирования этого конфликта?

— Он говорит, что есть. Пока складывается впечатление, что у него есть желание разрешить конфликт мирно. Но Петр Алексеевич может не успеть. Каждый день так называемой антитеррористической операции катастрофически увеличивает число жителей Донбасса, не связывающих свое будущее с Украиной и, соответственно, уменьшает шансы мирного разрешения конфликта и сохранения единства страны. Многие упрекают Порошенко в том, что он только говорит о мире, но стрелять продолжают, гибнут мирные жители. Возможно, Порошенко пока не обрел всех необходимых для принятия решений полномочий, не произвел еще необходимых назначений. В сущности, он в значительной мере пока "висит в воздухе" — у него нет своей партии, своей значимой, большой команды, на которую он мог бы опереться при решении такой сложной задачи. Мне лично не очень понятно, в какой мере Порошенко контролирует силовую составляющую власти. Есть разные партии в этих силовых структурах, надо получить над ними контроль. Не говоря уже о том, что есть вице-король Коломойский со своим отдельным мнением, с которым просто придется считаться, потому что ничего с ним сделать нельзя – он одна из опор сегодняшней власти, очень мощная. Я его называю вице-королем юго-востока.

У меня по-прежнему сохраняется надежда, что по мере овладения президентом властными ресурсами начнется реальная работа по мирному разрешению кризиса, но в любом случае понятно, что быстрого решения не существует и предстоит большая и невероятно сложная работа. Слишком много времени упущено зря.

Честно говоря, многое из того, что сегодня говорит Порошенко, мне непонятно. Например, что «надо провести выборы на юго-востоке». Нет, мне очень нравится эта идея. Да, надо бы провести выборы, получить реально легитимных представителей, с которыми можно было бы вести переговоры. Но ведь очевидно, что выборы сейчас невозможно провести. Их либо проводят те ребята, которые воюют за независимость, и тогда понятно, что это будет. Либо после "зачистки" будут проводить другие. И тоже понятно, что это будут за выборы. Честные выборы сейчас провести невозможно. Зачем говорить, что надо провести выборы, если их невозможно провести честно? Сейчас надо говорить с теми, с кем говорить можно, с теми, кто так или иначе влияет на это противостояние. И Порошенко сказал, что надо ехать в Донецк и разговаривать, это обнадеживает. Но стоило Порошенко произнести эту фразу, и на него немедленно спустили всех собак. Как разговаривать с сепаратистами, это ведь значит признать, что в Украине имеет место внутриукраинский конфликт, иными словами, признать самоочевидную, но чрезвычайно неудобную реальность для пропагандистов из "партии войны". Они ведь уже почти всех с помощью безальтернативного украинского ТВ-вещания убедили, что никакого внутриукраинского конфликта нет и никогда не было, что сторонники федерализации – это сепаратисты, а сепаратисты – это террористы, которые сами себя сжигают, стреляют ракетами по жилым домам, вот по кондиционеру Луганской обладминистрации попали и т.д.

Конечно, начинать нужно с объявления перемирия и начала переговоров. Но не менее важно, чтобы новое украинское руководство внятно сформулировало, что будет после перемирия, что будет после переговоров. Будет ли какая-то минимальная программа вместо слов «вы сможете говорить по-русски, и у вас тут памятников Бандере не будет, а будет какая-то децентрализация. Сейчас этих слов уже недостаточно. Должна быть предложена внятная политическая и экономическая программа первых шагов. Люди на юго-востоке должны понимать, к примеру, что никто из Киева не даст команды предприятиям региона – у этих заказы берите, а у тех нет. Что они смогут избирать себе исполнительную власть, что в их городе будет муниципальная милиция, а местная власть сможет влиять на учебные программы в школах, а вузы получат полноценную автономию и пр.

- Сейчас, уже и при новом президенте Украины, между Россией и Украиной идет информационная война. Как это остановить?

— Это остановить нельзя. Это можно остановить только вместе с остановкой войны. Большая часть населения Украины настроена ужасно непримиримо и даже агрессивно, причем по обе стороны баррикад. Это, конечно, в значительной мере заслуга мастеров пропаганды. В российских ток-шоу некоторые политики, эксперты тоже требуют от Путина более радикальных действий, введения войск. Вообще, главная беда того, что происходит, это то, что значительная часть граждан Украины, которые, в общем, вполне хорошо относились к России или нейтрально, они настроены сейчас антироссийски. Вот я несколько дней назад был в Одессе, жил у родственников. Уже тот факт, что я не осуждаю Путина и Россию так энергично, как они, приводит к тому, что я становлюсь для них врагом. Хотя в Одессе таких людей, по-видимому, меньшинство (я видел одесские опросы, которые подтверждают эту мысль), все же их немало, и я не сомневаюсь, что это надолго внесет напряжение в жизнь города. Большинство же одесситов, условно говоря, настроены скорее пророссийски, но они не активны, возможно, запуганы событиями 2 мая и тем, что происходит на Донбассе, и вообще — они за то, чтобы не было войны. А другая часть одесситов рассматривает историю с Крымом, который стал частью России, как чрезвычайную, невероятную несправедливость. Они говорят: наш Крым отобрали. Там есть люди, которых ни в коей мере нельзя назвать ни украинскими националистами, ни особыми государственниками. Некоторые из тех, с кем я разговаривал, живут на две страны — кто-то большую часть года живет в Америке, кто-то в Германии. Тем не менее они тоже считают, что у них забрали Крым. И это очень тяжело, и это происходит внутри Одессы, может быть, в одной семье, где есть и пророссийски настроенные люди, и те, кто считает себя врагом России. Вот это разделение, когда они перестают здороваться друг с другом, общаться, считают друг друга не согражданами, а врагами, очень тяжелое наследие противостояния. Оно будет, как инфекция, еще долго находиться в сознании людей.

Тем ответственнее миссия новоизбранного президента – остановить это противостояние, вернуть мир и уйти от нарастающего гражданского неприятия друг друга.












Copyright © 2002-2012 Киевский центр политических исследований и конфликтологии
Copyright © 2002-2012 Центр эффективной политики

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.






bigmir)net TOP 100