Перейти на главную страницу





главная страница | наши сотрудники | фотобанк | контакт
 



  Цели и задачи Центра  
  Текущий комментарий  
  Тема  
  Автор дня  
  Социология и политика  

  Аналитика  
  Социологические исследования  
  Публикации и интервью  
  Новости  


Минская встреча — шаг в сторону разрядки


29.08.14
[Известия в Украине]

Политолог Михаил Погребинский — о том, почему совещание в Белоруссии нельзя считать неудачей

Накануне встречи ЕС–ТС–Украина в Минске заместитель главы администрации президента Украины Валерий Чалый предложил «держать кулачки» за позитивный для Украины итог переговоров.

Однако, кроме него, насколько мне известно, никто из серьезных политиков или экспертов не рассчитывал на прорывной результат минской встречи. И всё-таки я склонен оценивать итоги переговоров скорее как пусть и небольшой, но важный шаг на длинном пути разрядки напряженности между Российской Федерацией и Европейским союзом, а также между Россией и Украиной. И следует признать этот шаг вполне реальным, несмотря на отсутствие хоть каких-нибудь подписанных документов. И вот почему.

Во-первых, сам факт встречи в таком месте и в таком формате представляет собой успех тех, кто заинтересован в детанте. ЕС долгое время категорически отказывался вести какие-либо переговоры с Таможенным союзом: контакты происходили только на двусторонней основе.

Таким образом, встреча в Минске, условно говоря, легализовала ТС как субъект международных торгово-экономических связей. А это первый шаг к учету интересов этого субъекта в процессе будущих переговоров Европейского союза с теми партнерами, которые имеют с ТС торговые связи.

Во-вторых, одним из итогов встречи, вероятно, стало снятие угрозы блокирования транзита газа через территорию Украины. Вскоре возобновятся газовые переговоры Киева и Москвы, и есть сигналы о том, что на этот раз европейцам удалось сблизить позиции сторон. Более того, говорят, что по этому поводу существует некий компромиссный проект, поддержанный ЕС.

И, наконец, в-третьих, состоялась первая встреча-переговоры Путина с Порошенко. Два часа тет-а-тет в ситуации чрезвычайного напряжения российско-украинских отношений, закончившиеся устными договоренностями о создании ряда технологических форматов (пограничники с пограничниками, представители Генштаба со своими визави) во избежание недоразумений и для снятия разного рода взаимных опасений, а также для создания в перспективе условий для контроля пересечения границы и военной активности сторон. Это не самый плохой итог.

Отдельным успехом можно считать достигнутые (опять же — устные) договоренности по вопросу доставки гуманитарной помощи. Ближайшие дни покажут, в какой мере эти договоренности будут работать.

Конечно, было бы здорово, если бы по итогам двусторонней встречи президенты Украины и РФ вышли бы к прессе и заявили о достигнутом соглашении о прекращении огня. К сожалению, этого не могло произойти в принципе. И не только потому, что Россия придерживается точки зрения, что заключать подобного рода соглашения Киев может лишь с Донецком–Луганском, а не с Москвой. Но и потому, что при высоком уровне недоверия между сторонами, запутанной линии фронта, никому не подчиняющихся военизированных формированиях прежде нужно сформировать инструменты контроля за прекращением огня. Лишь после этого возможно договариваться о перемирии.

Именно об этом среди прочего, похоже, говорили Путин с Порошенко. Известно лишь, что устная договоренность достигнута о содействии в работе мониторинговой миссии ОБСЕ, а также о возобновлении работы контактной группы в составе ЕС–РФ–Украина. Видимо, в расчете на то, что эта контактная группа поможет установить коммуникацию с представителями ДНР–ЛНР.

И еще одно. К сожалению, ничего не известно о том, обсуждалась ли на двусторонней встрече президентов конечная цель мирного урегулирования конфликта. На мой взгляд, все усилия по разрядке напряженности приобрели бы содержательный смысл, если бы участники минской встречи смогли предложить демократический путь выхода из внутриукраинского кризиса.

Шагом на таком пути мог бы стать легитимно проведенный референдум о желаемой населением (не только — Донбасса и Луганской области!) модели децентрализации. Референдум, проведенный под международным контролем, без «человека с ружьем» у входа в избирательный участок.

Отдаю себе отчет в том, насколько непросто организовать такой референдум, но усилия стоят того — ведь на кону человеческие жизни и судьба нашей страны.












Copyright © 2002-2012 Киевский центр политических исследований и конфликтологии
Copyright © 2002-2012 Центр эффективной политики

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.






bigmir)net TOP 100