Перейти на главную страницу





главная страница | наши сотрудники | фотобанк | контакт
 



  Цели и задачи Центра  
  Текущий комментарий  
  Тема  
  Автор дня  
  Социология и политика  

  Аналитика  
  Социологические исследования  
  Публикации и интервью  
  Новости  


Один шаг к миру. Минск-2: некоторые результаты


17.02.15
[Valdai Discussion Club]

Минские переговоры 11-12.02.2014, вне всякого сомнения, войдут в учебники дипломатии. Спустя всего пару дней рискованно давать оценку столь противоречивым переговорам. Не в последнюю очередь из-за того, что пока мы даже не знаем не будут ли достигнутые соглашения сорваны, так и не начав выполняться.

И всё же. Кое-что в связи с прошедшими переговорами можно сказать и кое-какие выводы можно уже сделать.

1.Итак, первый вопрос – что побудило Ангелу Меркель, которая по всей видимости играла в этой инициативе первую скрипку, и Франсуа Олланда сорваться с места, бросив не только свои внутренние проблемы, но также и отложив до лучших времён проблему Греции с её новыми лидерами, и прилететь к Путину с некими предложениями.

Кстати об этих самых предложениях толком ничего не известно.

Возможно они возникли в Берлине после чтения мирных предложений Путина, направленных Порошенко, от которых последний отмахнулся, никак не ответив дня, кажется, три. По-видимому, Берлин, Париж и Брюссель текст письма Путина имели. Главнокомандующий группировкой войск НАТО в Европе Филип Бридлав даже назвал эти предложения совершенно неприемлемыми.

Возможно, что Меркель, имея информацию о состоянии дел на Юго-Восточном фронте, боялась разгрома украинской армии ополченцами и перспективой вовлечения в зону влияния сепаратистов новых областей на Юго-Востоке Украины с неминуемым распадом страны.

И, наконец, возможно решающую роль сыграло давление американской элиты на Барака Обаму с требованием поставок Киеву летального оружия и опасения того, что Обама, зацикленный на своей личностной конкуренции с Владимиром Путиным, не устоит и таки примет решение о поставках оружия. Меркель лучше истеричных американских сенаторов понимает, к чему это приведёт.

Я склоняюсь к мысли о том, что имели место все упомянутые выше причины, но главной, по-видимому, была последняя. Меркель не могла не понимать, что легальные поставки летального оружия Киеву будет интерпретировано Москвой как прямое вовлечение США и, соответственно, НАТО в военное противостояние с Россией, что для европейцев совершенно неприемлемо (воспринимается избирателями Меркель и Олланда как «страшный сон»).

2. О сути договорённостей. Главная цель инициативы Меркель – добиться прекращения огня. Это, во-первых, поддержит нежелание Обамы открыть Ящик Пандоры, дав добро на поставку оружия Киеву. Во-вторых, это остановит наступление ополченцев и позволит избежать, если не полного разгрома украинской армии, так, по крайней мере, разгрома многотысячной группировки в Дебальцево, после которой Порошенко вряд ли сможет удержаться в кресле президента и Украина погрузится в хаос безвластия с непредсказуемыми последствиями для страны с 15 блоками АЭС.

Есть ненулевая вероятность того, что этой цели Меркель добилась и масштабные военные действия прекратятся, что, впрочем, не означает полного прекращения огня – эпизоды обмена артиллерийскими ударами избежать наверняка не удастся. Конечно, лучше было бы судить об этом через пару недель…

Вторая цель – разведение тяжёлого оружия – подчинена первой и, если перемирие состоится и не будет сорвано немедленно, то и эта цель, не без проблем, но будет достигнута. И обмен пленными по формуле «всех-на-всех» тоже достижимая цель, т.к. и Киев, и Донецк с Луганском в ней заинтересованы. Конечно и тут будут проблемы, т.к. стороны по-разному интерпретирую саму формулу.

Что касается всех остальных пунктов Соглашения, то вероятность их исполнения находится в ряду от весьма вероятно до – совершенно невероятно. Скажем пункт о восстановлении (пусть для начала – частичном) социальном обеспечении жителей подконтрольных ДНР-ЛНР районов – весьма вероятно может быть исполнен. Пункт о проведении муниципальных выборов по согласованному Киевом и Донбассом закону – может быть исполнен, но это уже менее вероятно из-за массы трудных проблем. А принятие изменений в конституцию до конца 2015 года, учитывающих интересы регионов, а также особые права районов, подконтрольных ДНР-ЛНР (фактически речь идёт об автономии), нынешним составом Верховной Рады выглядит совершенно невероятным, т.к. потребует голосования 300ми голосами. Аналогично и пункт о передаче границы под полный контроль украинских пограничников выглядит столь же невероятным, т.к. он увязан с предварительным принятием изменений в конституцию.

В конце концов Минск-2 сделал первый шаг в направлении к миру. У меня есть обоснованные сомнения в том, что за ним непременно последуют шаги по той же дороге. Слишком много желающих сорвать мирный процесс по обе стороны противостояния. Инициатива Меркель-Олланда-Путина может сработать стратегически при условии, если Европа (ну, хотя бы – Европа!), но лучше и США тоже заняли бы в отношении украинского кризиса более сбалансированную позицию, чего мы пока не наблюдаем. Хотя все комментарии первых лиц по обе стороны Атлантического океана прокомментировали итоги Минска-2, позитивно, но возложили ответственность за возможный срыв соглашений исключительно на Москву. Что никак не мотивирует Киев к строгому соблюдению взятых им на себя обязательств, более того – подталкивает к их нарушению.












Copyright © 2002-2012 Киевский центр политических исследований и конфликтологии
Copyright © 2002-2012 Центр эффективной политики

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.






bigmir)net TOP 100