Перейти на главную страницу





главная страница | наши сотрудники | фотобанк | контакт
 



  Цели и задачи Центра  
  Текущий комментарий  
  Тема  
  Автор дня  
  Социология и политика  

  Аналитика  
  Социологические исследования  
  Публикации и интервью  
  Новости  


Киев готовит почву для «Минска-3»


16.06.15
[Свободная пресса]

15 июня украинское издание «Вести» со ссылкой на неких инсайдеров в дипломатических кругах написало, что представители Москвы, якобы, передали команде украинского президента Петра Порошенко новый план урегулирования конфликта в Донбассе, который журналисты окрестили «Минск-3».

По версии издания, суть компромиссного предложения в том, что особый режим местного самоуправления распространяется на всю территорию Донецкой и Луганской областей, в том числе на районы, которые в настоящий момент контролирует Киев. В то же время, возглавят эту широкую автономию не нынешние руководители народных республик, а фигуры, согласованные всеми сторонами «минского процесса», то есть Москвой, Киевом, Берлином и Парижем. Таким образом, киевские власти смогут признать руководство Донбасса и вести с ним дальнейшие переговоры. Напомним, что сейчас в Киеве не признают лидеров ДНР и ЛНР и отказываются говорить с ними напрямую.

Что касается вооруженного ополчения, по данным «Вестей», все участники будут амнистированы, а затем часть бойцов разоружится, а часть будет преобразована в «народную милицию».

Источник издания также сообщил, что в Киеве этот вариант урегулирования готовы рассматривать, так как понимают, что другого выхода нет. Но нынешняя Верховная Рада никогда не согласится на подобный сценарий, поэтому его обсуждение возможно только после досрочных выборов в парламент, которые изменят расклад сил и коалиционное большинство. Также отмечается, что в последнее время несколько активизировались украинские олигархи Дмитрий Фирташ и Ринат Ахметов. Они, якобы, готовы поддержать выдвинутые предложения.

В Кремле оперативно отреагировали на публикацию в украинских СМИ и опровергли существование такого плана. «Это не соответствует действительности», — заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. Он добавил, что любые подобные предложения стали бы отходом от Минских соглашений, которые все еще действуют. «Какие-либо предложения, направленные на препарирование минских договоренностей, отход от них или вольную трактовку, абсолютно недопустимы или контрпродуктивны», — отрезал Дмитрий Песков.

Можно отметить, что это уже не первое предложение по выходу из тупика на переговорах, которое попадает в СМИ в последнее время. Напомним, что на прошлой неделе ДНР и ЛНР представили свои варианты поправок к украинской Конституции, в которых Крым был признан частью «незалежной». На следующий же день представители народных республик поправки отозвали, но в прессе их обсуждали еще долго. Информация о «Минске-3» хотя и была опровергнута Москвой, наверняка также долго будет предметом для дискуссий.

Директор киевского Центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский считает идею неплохой, но не уверен в ее реалистичности.

— Эта информация вызывает больше вопросов, чем ответов. Теоретически такая идея могла возникнуть. Но очень трудно комментировать, не зная, что за ней реально стоит. В таких вопросах важны детали, которых мы пока не знаем.

Принципиально важно понять, является ли это предложение серьезным приглашением к дискуссии или просто — проверка готовности к компромиссу в «расширенной рамке». Действительно ли тот, кто выдвигает эту идею, рассчитывает, что она станет предметом переговоров? Если бы такое предложение имело место, это значило бы, что Москва посылает сигнал — она готова пойти на ликвидацию ЛНР и ДНР, а власть передать человеку или людям, которые будут согласованы всеми сторонами, включая «нормандскую четверку».

Важно также и то, что предложение обсудить ее фактически означало бы отказ от «Минска-2», к чему, стороны явно не готовы.

«СП»: — Какие же фигуры могут стать компромиссными? И как быть с нынешним руководством ДНР и ЛНР?

— Пока на эту тему можно только фантазировать. Чисто гипотетически, почему бы не вернуть, к примеру, недавно отправленного в отставку председателя Донецкой ОГА Александра Кихтенко, одного из немногих приличных людей в команде власти, а Захарченко и Плотницкого назначить его первыми заместителями. На территории, подконтрольной Киеву, заместителем может быть недавно назначенный вместо Кихтенко Павел Жебривский. Можете воспринимать это предложение как шутку юмора.

«СП»: — Думаете, все это реально?

— Как я уже сказал, невозможно содержательно обсуждать реалистичность этого проекта без деталей. А их очень много. Например, как быть с выборами? Нельзя же просто взять и назначить руководителя этой территории после согласования между Москвой и Киевом и одобрения Обамы с Меркель. Какие-то выборы все равно нужно будет провести, но как, по каким законам? Согласятся ли на это в Донбассе, в Киеве…

Еще один вопрос в том, предусматривает ли этот вариант выполнение всех условий, которые прописаны в приложении к Минским соглашениям? Например, право Донбасса на собственную милицию и т. п.

Мне кажется, главный смысл этой идеи в том, что самостоятельно Киев с Донбассом не договорятся. Тот формат («Минск-2» -авт.), который существует сегодня, предусматривает сложную процедуру для развитых демократических стран — внесение изменений в Конституцию, выборы и так далее. У нас это не работает.

Изложенная в СМИ идея «Минска-3» как бы «приземляется» на уровень киевско-донецкой ситуации. Она предлагает назначить согласованного всеми сторонами руководителя и уже с ним проводить местные выборы, обсуждать децентрализацию и автономию. При этом Киев будет знать, что Донбасс остается частью Украины, прекратит блокаду, боевые действия и так далее.

Но вопрос в том, согласится ли на такие условия Киев, точнее, разрешит ли ему это Виктория Нуланд? Если он продолжит придерживаться сегодняшней бескомпромиссной позиции, то на эти условия, конечно, не пойдет. В таком случае, это просто проверка, желание прощупать позицию киевских властей.












Copyright © 2002-2012 Киевский центр политических исследований и конфликтологии
Copyright © 2002-2012 Центр эффективной политики

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.






bigmir)net TOP 100