Перейти на главную страницу





главная страница | наши сотрудники | фотобанк | контакт
 



  Цели и задачи Центра  
  Текущий комментарий  
  Тема  
  Автор дня  
  Социология и политика  

  Аналитика  
  Социологические исследования  
  Публикации и интервью  
  Новости  


ЕСЛИ НЕ «МИНСК-2», ТО ЧТО?


16.12.16
[Life.ru]

Директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский — о том, существует ли сегодня реальная альтернатива бесплодному минскому процессу

Соглашению об урегулировании кризиса на Юго-Востоке Украины, получившему название "Минск-2", скоро почти два года, а существенного прогресса так достичь и не удалось.

Вряд ли стоит этому удивляться. Порошенко подписывал "Минск-2" в надежде избежать полного разгрома украинской армии, а последовательно выполнять пункты комплекса мер он явно не собирался. По понятным причинам.

Угроза разгрома ВСУ после котлов и Дебальцево была вполне реальной. А выполнение пунктов соглашения означало бы для украинского президента признание факта внутриукраинского конфликта: Киев против сепаратистских регионов, т.е. факта гражданской войны, что разрушило бы взятую Киевом и поддержанную Западом пропагандистскую концепцию "агрессии РФ".

Последовательное выполнение комплекса мер по реализации "Минска-2" предполагало прямые переговоры Киева с Донбассом, а также проведение выборов до получения Киевом контроля над мятежными территориями, что неминуемо привело бы к полноценной легитимации установленных в ДНР и ЛНР режимов. Нынешняя правящая коалиция допустить такое развитие событий категорически не готова, о чём многократно публично заявляли её лидеры.

Поэтому, формально участвуя в "нормандском формате" и минских переговорах контактной группы, Киев искал и всякий раз находил поводы уклониться от выполнения политической части своих обязательств. Чаще всего ссылаясь на "проблему безопасности" (прекращение обстрелов), решение которой формально должно было предшествовать выполнению прочих пунктов минских соглашений. Но поскольку ответственность за прекращение обстрелов несут обе стороны противостояния, всегда есть возможность сослаться на обстрелы, даже если они спровоцированы ВСУ. Возможность такой интерпретации, к сожалению, заложена в нечётких формулировках пунктов комплекса мер.

Думаю, что именно эта нечёткость и позволила США и союзникам поддержать соответствующую резолюцию Совбеза ООН и продолжить повторять как мантру: "Санкции против РФ будут действовать до тех пор, пока Россия не выполнит минские соглашения". При этом западные лидеры не могут не понимать, что выполнение минских соглашений в интересах Донбасса и Москвы решительно противоречит интересам сегодняшних властей в Киеве.

Последняя министерская встреча в "нормандском формате" в Минске лишний раз продемонстрировала бесплодность продолжения минского процесса.

Но что вместо "Минска-2"? Ведь бесконечно держаться за бесперспективный формат невозможно.

Понятно, что Москва заинтересована в паузе: пока не въедет в Белый дом Дональд Трамп, какие-то решительные шаги вряд ли будет предприниматься. В конце концов, нельзя исключать (хоть это, на мой взгляд, и маловероятно), что новая администрация США примет решение разрубить гордиев узел украинского конфликта, вынудив Порошенко и компанию выполнить свою часть комплекса мер. Даже если такое решение будет принято в Вашингтоне, реализовать его будет очень непросто, возможно даже, что для этого потребуется перезагрузка правящей в Киеве команды, которая займёт весь следующий год.

Иной (не-минский) вариант разрешения кризиса можно условно назвать Стеной. Этот вариант уже довольно давно обсуждается в украинской экспертной среде. В этом варианте Киев законодательно приравнивает статус ДНР и ЛНР к нынешнему статусу Крыма (временно оккупированная территория), для чего может провести соответствующий референдум, предполагающий установление границы со всеми атрибутами межгосударственной: отвод войск, прекращение каких бы то ни было враждебных действий и восстановление взаимовыгодных экономических связей (по примеру КНР и Тайваня).

Этот вариант, на мой взгляд, выглядит значительно более реалистичным, чем последовательное и полное выполнение комплекса мер по реализации минских соглашений. Да и получить его легитимацию на референдуме представляется мне беспроблемным. Сошлюсь здесь на результаты последнего опроса Центра Разумкова (декабрь 2016 г., терминология Центра Разумкова).

Если бы в ближайшее воскресенье состоялся референдум о статусе временно оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей и были бы предложены указанные в таблице варианты статуса, какой из них вы бы поддержали?

За придание этим территориям особого статуса, амнистию участникам сепаратистских движений, которые не совершили тяжких преступлений, и проведение выборов до установления официально контроля над этими территориями со стороны Украины высказались 29,6 % участвовавших в референдуме (23,4% от всех).

За официальное признание оккупации этих территорий и их изоляцию до установления контроля Киева над ними высказались 53,6 % участвовавших в референдуме (44% от всех).

Затруднились ответить 16,8 % участников референдума (32,7 % от всех).












Copyright © 2002-2012 Киевский центр политических исследований и конфликтологии
Copyright © 2002-2012 Центр эффективной политики

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.






bigmir)net TOP 100