Перейти на главную страницу





главная страница | наши сотрудники | фотобанк | контакт
 



  Цели и задачи Центра  
  Текущий комментарий  
  Тема  
  Автор дня  
  Социология и политика  

  Аналитика  
  Социологические исследования  
  Публикации и интервью  
  Новости  


Выборка

Выборка, по которой проводятся исследования "Диалог", построена на базе принципов и расчетов выборки, сконструированной для ежегодного мониторингового исследования "Украинское общество", проводимого Институтом социологии НАН Украины (авторы - Н.В.Панина, Н.Н.Чурилов). Выборка охватывает 2 000 человек, репрезентирующих взрослое население Украины (старше 18 лет) по полу, возрасту, образованию, типу поселения и областям. Случайная (теоретическая) ошибка выборки составляет 2,24%.

По типу построения выборка является трехступенчатой, стратифицированной, случайной (с квотным скринингом на последней ступени). На первой ступени производится отбор населенных пунктов (точек опроса), на второй - отбор адресов (исходных точек маршрута), на третьей - отбор респондентов.

Первая ступень отбора осуществлялась на основе предварительной стратификации населенных пунктов Украины. Основными параметрами стратификации выступали административно-территориальное деление Украины (24 области и Автономная Республика Крым) и тип поселения (город-село). С целью уменьшения количества страт, области были сгруппированы в регионы на основе близости ряда значений социально-демографических, социально-экономических, социо-культурных показателей (по данным государственной и ведомственной статистики), социально-политических показателей (по результатам президентских и парламентских выборов; а также результатов опросов общественного мнения, проводимых фирмой "СОЦИС"). Эта процедура осуществлялась с последовательным применением факторного и кластерного анализа данных по 120 показателям. В итоге 25 областей были сгруппированы в 10 регионов. Городское население каждого из регионов стратифицировано по параметрам административного статуса и величины города: 1) областные центры; 2) большие (население свыше 200 тыс.) и средние (население свыше 50 тыс.) города; 3) малые города и ПГТ. Сельские населенные пункты в данной стратификации были "подвязаны" к городам, в административном подчинении которых они состоят. В результате было получено 30 страт (3х10=30).

Из страт 1-го типа - "областные центры" - осуществлялся сплошной отбор городов (с тем, чтобы выборка включала все областные центры). Из страт второго и третьего типа производился случайный отбор на основе списков городов, ранжированных по численности населения. Отбор сел производился случайным образом из списков сел, находящихся в административном подчинении города (или ПГТ), попавшего в случайную выборку городов. В результате было сформировано 113 точек опроса (69 городов и 44 села).

Количественное распределение 2 000 человек по стратам рассчитывалось на основе данных Всесоюзной переписи населения 1989 года. При этом учитывались следующие данные: распределение населения по областям; в рамках каждой из областей распределение населения по типу поселения: город-село; дополнительные расчеты позволили установить пропорции между жителями областных центров и жителями других типов городов. Такой подход позволяет в дальнейшем производить перегруппировку областей с целью уточнения региональных особенностей общественного мнения по различным проблемам без серьезного ущерба для репрезентации регионов любой конфигурации.

На второй ступени производился домохозяйств. Для этого в каждом населенном пункте была проведена предварительная стратификация улиц по сегментам застройки (параметрами сегментов выступают "возраст" микрорайонов и удаленность от центра). Из каждой страты осуществлялся случайный механический отбор улицы (из списков улиц) и номера дома (с1-го по 6-ой, с помощью игральных костей) определяющего "стартовую точку" маршрутного отбора.

На третьей ступени используется маршрутный метод отбора адресов с последующим квотным скринингом отбора респондентов. (Квоты по полу и возрасту в соответствии с пропорциями по городскому и сельскому населению каждой из областей рассчитаны на основе данных Всесоюзной переписи населения 1989 года).

Интервьюеры получают бланк задания, в котором наряду с указанием улицы и номера дома (с которого следует начинать опрос), содержится квотная таблица, лимитирующая численность лиц, подлежащих опросу, по каждой из десяти указанных в таблице половозрастных категорий. Если отмеченный в задании дом не является одноквартирным домостроением, то первая квартира определяется с помощью игральных костей (с 1-ой по 6-ю). Опрос проводится по месту проживания респондента, в том числе и в общежитиях. Зайдя в квартиру, интервьюер может опрашивать любого человека, постоянно проживающего в ней, пол и возраст которого совпадают с характеристиками, указанными в квотном задании. Наличие прописки, форма собственности на это жилище (хозяева или квартиросъемщики) - не имеют значения, главное, что человек реально здесь проживает. В одной квартире (одноквартирном доме) интервьюер имеет право опросить только одного человека. В общежитии интервьюер имеет право опросить только одного человека. В многоквартирном доме, имеющем 100 квартир и больше, интервьюер имеет право опросить не больше 2 человек. Не опрашиваются граждане других стран, гости, знакомые, родственники, находящиеся в гостях у хозяев; члены этой семьи, учащиеся или работающие в другом населенном пункте и имеющие там какое-либо жилье. Если в квартире не проживают лица, подходящие по квоте, интервьюер направляется в следующую квартиру. Если в квартире проживает кто-либо, подходящий по квоте, но в настоящее время отсутствует дома, интервьюер договаривается о повторном визите. В данном исследовании предусмотрен один повторный визит, если он оказывается непродуктивным, интервьюер должен сделать соответствующую пометку и добирать замену, следуя тем же маршрутом. Интервьюер продолжает работать "на маршруте", пока не исчерпает все указанные в задании квоты.

После окончания интервью интервьюер должен сделать пометку по соответствующей позиции в таблице квотного отбора, а также фиксировать в маршрутном листе следующие ключевые сведения: название улицы; номер дома; номер квартиры; имя и отчество респондента; пол и возраст респондента (для возможности проведения контроля).



Методика





  Методика


  Динамика основных показателей


  Архив социсследований


  Партийные рейтинги






Метод сбора информации



Выборка



Полевой этап, контроль работы интервьюеров



Рейтинги партий











Copyright © 2002-2012 Киевский центр политических исследований и конфликтологии
Copyright © 2002-2012 Центр эффективной политики

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.






bigmir)net TOP 100