Перейти на главную страницу





главная страница | наши сотрудники | фотобанк | контакт
 



  Цели и задачи Центра  
  Текущий комментарий  
  Тема  
  Автор дня  
  Социология и политика  

  Аналитика  
  Социологические исследования  
  Публикации и интервью  
  Новости  


Программа правительства Виктора Януковича

[04.03.03]

В конце февраля 2003 года премьер-министр В. Янукович направил депутатам Верховной Рады Украины для последующей "совместной работы" проект программы возглавляемого им Кабинета Министров.

В проекте программы заявлено, что правительство "реально и в кратчайшие сроки" намерено достичь в 2003-м году роста ВВП в 5-6%, а в 2004-м - 8%. На основе обеспечения роста экономики также планируется обеспечить рост реальной зарплаты в 2003-2004 годах в среднем на 12-15%. Также предполагается совместно с парламентом решить в первом полугодии вопрос о снижении налогового давления на субъекты хозяйствования и доходы населения, создать условия для устойчивой покупательной способности гривни. В программе заявлено, что Кабмин будет взаимодействовать с регионами во всех вопросах государственной и региональной политики, отрабатывать вопросы передачи полномочий центра на места, решать проблемы депрессивных территорий

Валерий Новицкий, профессор, доктор экономических наук, заведующий отделением внешнеэкономических исследований Института мировой экономики и международных отношений

В современном мире динамическое развитие научно-технического потенциала отдельно взятой экономики может быть обеспечено в условиях активной регулирующей роли правительства. Об этом свидетельствует и опыт ведущих государств с рыночной экономикой. Причем речь идет как о финансовом обеспечении НТР, так и об организационной поддержке и создании необходимой законодательной базы. Речь идет об инновационной парадигме развития, когда во главу угла ставится не экстенсивные факторы наращивания объемов производства, материало- и энергопотребления.

Безусловно, что для Украины "инновационный путь" является возможностью включения ее в мирохозяйственные связи. Это направление является "узким" для натуральной экономики. Например, на протяжении последних лет в Украине на науку тратилось только 0,4-0,5 % ВВП, что на порядок меньше показателей стран-лидеров мировой экономики. Вместе с тем законодательством Украины, которым регулируется научная сфера, предусмотрено выделение на науку средств в объеме 1,7% от ВВП.

В нынешней программе Януковича содержится идея относительно внедрения инновационной модели развития, но вместе с тем хотелось бы видеть практические направления для реализации данного положения. Что имеется в виду? Прежде всего, определение направлений научно-технических приоритетов развития украинской промышленности, которые бы учитывали особенности национальной экономики, особенности национальной промышленности, те объективные, исторически сложившиеся особенности национально-экономической специализации, а также мировые экономические тенденции. Иными словами можно провести корпоративный анализ приоритетов, которые выдвигаются в правительствах других стран, проанализировать украинский потенциал. Вот на этой базе казалось бы целесообразным и вести усовершенствование программы Януковича. И отрадно, что сейчас понятие инновации ставится во главу угла при формировании государственных программ развития. Если посмотреть на международный опыт, можно сказать, что система научно-технической поддержки экспортного производства на Западе, как правило, не имеет выраженной самостоятельности - она является частью общенациональных приоритетов и программ стимулирования науки и научно-исследовательских, и опытно-конструкторских работ. Организующая роль государства в индустриальных странах не ограничивается деятельностью только государственных институтов. Активную роль в инновационной модели развития играют неправительственные проекты и неправительственные учреждения. Одним из них является Японский центр продуктивности. Он основан в 1955 году и играет очень важную роль при внедрении научно-технических достижений в экспортную промышленность отдельных производителей.

Международное сотрудничество является безусловно важным именно для развития инновационной модели. Такое сотрудничество могло бы содействовать повышению эффективности национального производства и воспроизводства, обеспечивать большую наукоемкость национальной промышленности, благодаря методам технологической специализации, привлечению иностранных технологий, товаров, ноу-хау. В конце концов, такое сотрудничество содействовало бы росту благосостояния и разрешению средствами научно-технического прогресса социальных проблем по тем направлениям, по которым оно возможно и желательно.

И наконец очень важно в современном мире, что такое сотрудничество способствовало улучшению экологической ситуации, которая крайне плоха в Украине, как раз благодаря внедрению энергоэкономных, менее материалоемких технологий, благодаря использованию альтернативных природных материалов, более функциональных химических, биохимических, керамических веществ.

Кость Бондаренко, директор политологического центра "Эксперт"

Относительно цифр, которые заложены в программу... Они действительно не взяты с потолка, а составлены на основе роста ВВП за последние несколько месяцев. Существует положительная динамика, которая отмечается уже в январе 2003 года по отношению к январю прошлого года. Причем рост ВВП составил около 7%. Так что есть надежда на то, что рост будет продолжаться и динамика сохранится. Соответственно эти цифры были заложены в программу правительства.

Говоря о новациях программы, мы можем увидеть их в самом способе ее "подачи". Она была представлена не как "готовый продукт". Янукович представил только лишь основные направления программы и ее концепцию. Это было сделано для того, чтобы парламент стал "соучастником" ее формирования. Поскольку у нас правительство было создано парламентским большинством, то естественно, что фракции и комитеты Рады должны будут сказать свое весомое слово в деле "развития" программы, наполнения ее "конкретными" цифрами и в ее окончательной подготовке. Думаю, что подобный способ "обкатки" таких документов у нас приживется и в дальнейшем.

Другие новации... Следует отметить, что эта программа по объему меньше своих предшественниц, более лаконична. В ней подчеркиваются ее социальная ориентация и европейский выбор, а также полная согласованность с посланием Президента.

Мы видим желание власти продемонстрировать "властный треугольник": парламент и Кабмин принимают программу, которая будет приниматься фактически в связке как с нынешним посланием Президента, так и с прошлогодним. И в этом мы видим последовательность, какую динамику, какие-то сдвиги в сторону политической культуры.

Что касается того, будет ли она принята Верховной Радой Украины, то все зависит от того, как парламентарии будут относиться к этой программе: положительно или отрицательно. Дело в том, что программа является пока еще декларативной во многих пунктах, поэтому все будет зависеть от того, насколько усердно поработают над ней не только министры, но и депутаты, насколько эту программу усвоят в кулуарах, и насколько политический момент будет превалировать при ее принятии. Дело в том, что если программа будет принята, то это будет гарантировать то, что правительство Виктора Януковича доработает до президентских выборов. И многим это не нравится, поэтому думаю, что для них политический момент при голосовании программы может стать определяющим. Но то, что программа будет идти в привязке с посланием Президента, может сыграть свою роль: представитель большинства не посмеют пойти против воли главы государства.

Алексей Плотников, профессор, доктор экономических наук, заведующий отделением валютно-финансовых отношений Института мировой экономики и международных отношений

Что касается специфики данной программы, то мы можем констатировать, что она отличается от своих предшественниц. Я не стану говорить, что это программа коалиционного правительства, это и так понятно. Что же касается самого документа, то в принципе он сориентирован не на публичность - не на само население, а на политиков - на тех, кто непосредственно будет заниматься воплощением ее в жизнь. Это программа профессионального правительства, она не популистская, она не содержит каких-то лозунгов.

Что касается непосредственно содержания, то могу отметить, что здесь акценты поставлены на социальной сфере, на роли государства, на финансовой сфере, в том числе предполагается снизить налоги, усилить региональные бюджеты и финансы субъектов хозяйствования и сделать массу других вещей.

В принципе то, что является позитивом программы, может быть воспринято и как ее слабость, потому что, например, программа Ющенко планировалась для народа, а не для профессионалов. Программу Януковича могут упрекать в том, что она не ориентирована на граждан, не доступна им, не предназначена для того, чтобы украинцы ее "читали и радовались" - она предназначена для профессионалов.

Что касается макропоказателей, то за них отвечают министерство финансов и министерство экономики, поэтому я не стал бы упрекать премьера в том, цифры слишком завышены или не совсем реальны. Раз министерства так считают, то и ответственность лежит на них. И опять же - если программа "коалиционная", то за каждую ее часть несет ответственность конкретный министр и конкретный вице-премьер.

Будет ли программа утверждена Верховной Радой? Думаю, что да. В ней нет такого, чтобы ее стопорило. Это, во-первых. Во-вторых, начнем с того, что все-таки это программа коалиционного правительства, и силы, которые делегировали своих министров в Кабмин, должны поддерживать своих, поэтому я очень оптимистично смотрю на прохождение этой программы через парламент.

Может быть спецификой этой программы является и то, что она ориентирована на национальную экономику и на экспертное сообщество внутри нашей страны. Она не ориентирована на то, чтобы ее читали международные финансовые организации, на то, чтобы в ней учитывались пожелания последних. Я не хочу сказать, что это позитив либо негатив. Это специфика данной программы. В ее написании не участвовали иностранные советники. В нее фактически ничего не вошло из того видения процессов, происходящих на Украине, зарубежными специалистами. Программа, что говорится, написана "изнутри" и не ориентирована на то, чтобы ее "полюбили" иностранные эксперты.

Ирина Клименко, кандидат экономических наук, старший научный работник, Институт мировой экономики и международных отношений

Я бы отнесла к плюсам программы Януковича то, что в его правительстве находятся люди, которые способны реализовать те положения, которые там заложены. В частности это то, что касается вступления Украины в ВТО и то, что касается бюджетной сбалансированности.

Негативы... В программу впихнули все, что только было можно. Она эклектична, перегружена заданиями разного уровня общности, если так можно сказать. Это и вступление в ВТО и постройка трамвая. Мне кажется, что в программе правительства такого быть не должно.

В программе есть рецидивы прошлого, когда правительство занимается, например, мелиорацией земель или чем-то в этом духе. Я думаю, что такие задания отражают уровень представлений о госуправлении тех конкретных руководителей отраслевых министерств, которые существую по-прежнему. Например, это касается министерств сельского хозяйства и транспорта. В общем-то, они работают как директора своих предприятий. Мне кажется, что это является серьезным негативом программы.


Тема







ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО в защиту чести и достоинства русского языка - [30.01.2005]



Закрытие IV сессии парламента Украины - [15.01.2004]



Выборы-2003 в России и их влияние на Украину - [10.12.2003]



К вопросу о ксенофобии в Украине - [25.11.2003]



Украина между ЕС и ЕЭП: от "столкновения интеграций" к их совместимости - [15.10.2003]



ЕЭП станет эффективным образованием, если будет работать в формате 1+1. Интервью с Вадимом Карасевым, политологом, директором Института глобальных стратегий - [01.10.2003]



Какая избирательная система позволяет лучше учитывать интересы регионов Украины? - [24.09.2003]



Вступление Украины в ЕЭП: за и против - [17.09.2003]



11 сентября - [11.09.2003]



Власть и левая оппозиция: от конфронтации к поиску компромисса в проведении политической реформы - [29.08.2003]



Станет ли Украина великой курортной державой? - [01.08.2003]



Политическая реформа: какие права должны быть закреплены за президентом? - [25.07.2003]



Политическая реформа в Украине: депутаты подводят первые итоги - [15.07.2003]



"Волинь. Знак біди": українські депутати про фільм і про національне примирення українців і поляків - [04.07.2003]



Украинские и российские политологи о политической реформе в наших странах - [01.07.2003]



Украинская политика и политики. Взгляд Сергея Маркова - [24.06.2003]



К вопросу о спонсорской помощи украинским независимым проектам - [17.06.2003]



"Київський лист" 1968 року - [05.06.2003]



Санкт-Петербургу 300 лет - [02.06.2003]



13%-ая ставка единого налога с физических лиц: положительные и отрицательные моменты - [28.05.2003]



Волинська трагедія 1943 року. Яким має бути український крок до примирення з Польщею - [21.05.2003]



К вопросу о возможной отправке военного контингента Украины в Ирак - [19.05.2003]



Новые левые. Интервью с политологом, бывшим диссидентом Владимиром Малинковичем - [02.05.2003]



Есть ли политические и интеллектуальные перспективы у левых в Украине? - [25.04.2003]



Вступление Украины в ВТО: за и против - [22.04.2003]



Президент и оппозиция: точки соприкосновения и расхождения на пути политической реформы - [16.04.2003]



Мир после войны в Ираке. Взгляд Александра Дугина - [14.04.2003]



Информационная война между США и Ираком - [09.04.2003]



Война между Америкой и Ираком: военный аспект - [08.04.2003]



Так все же, является ли Украина участником антииракской коалиции? - [02.04.2003]



Готовы ли СДПУ(О), "Трудовая Украина" и блок "Наша Украина" жить в условиях "пропорционалки"? - [27.03.2003]



Какими могут быть последствия для мира и Украины в случае начала военной операции США в Ираке? - [18.03.2003]



Скандал вокруг возможной фальсификации бюджета- 2003: политические последствия. - [18.03.2003]



Что должна гарантировать Хартия региональных языков и языков меньшинств? - [12.03.2003]



Законодательная инициатива Президента, касающаяся проведения политической реформы - [07.03.2003]



Мартовский съезд оппозиции - [04.03.2003]



Программа правительства Виктора Януковича - [04.03.2003]



Украина вместе с Белоруссией, Россией и Казахстаном создадут Организацию региональной интеграции - [28.02.2003]















Copyright © 2002-2012 Киевский центр политических исследований и конфликтологии
Copyright © 2002-2012 Центр эффективной политики

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.






bigmir)net TOP 100