Перейти на главную страницу





главная страница | наши сотрудники | фотобанк | контакт
 



  Цели и задачи Центра  
  Текущий комментарий  
  Тема  
  Автор дня  
  Социология и политика  

  Аналитика  
  Социологические исследования  
  Публикации и интервью  
  Новости  


К вопросу о возможной отправке военного контингента Украины в Ирак

[19.05.03]

После отправки украинского РХБ-батальона в Кувейт сегодня на уровне СНБО и исполнительной власти Украины начал дебатироваться вопрос о возможной посылке в одну из трех оккупационных зон, которые в скором времени будут созданы под контролем США, Великобритании и Польши, украинского военного контингента.

Если такое решение будет одобрено, то каковы будут политические, геополитические, моральные и правовые основания?

Валерий Чалый, директор международных программ Украинского Центра экономических и политических исследований имени Александра Разумкова

Решение о направлении украинского военного контингента в Ирак достаточно сложное. На одну чашу весов поставлен международный авторитет Украины, редкая возможность быть вовлеченной в мировую политику и влиять на международную безопасность, получив от этого соответствующие политические и экономические дивиденды. На другой чаше - потенциальная угроза жизни наших граждан, выполняющих миротворческую миссию. Поэтому решение должно быть взвешенным и хорошо подготовленным. В то же время, оно должно приниматься достаточно быстро.

На мой взгляд, если исходить из национальных интересов, а не из объективных и некоторых субъективных факторов внутриполитической ситуации и взвесить все "за" и "против" - то ответ очевиден: при соответствующей минимизации угрозы жизни наших миротворцев Украина не вправе упускать свой шанс.

Исполнительная власть уже фактически высказалась скорее позитивно в пользу такого решения. Парламент, роль которого также очень важна, может определиться только после направления в свой адрес соответствующих документов.

На сегодня ситуация осложняется еще и отсутствием условий для принятия легитимного решения. Для Украины более приемлемым было бы наличие соответствующей резолюции Совета Безопасности ООН или решения о создании многонациональных сил, созданных по согласию СБ ООН и под его контролем. Это позволило бы направить наш контингент на основании Закона Украины "Об участии Украины в международных миротворческих операциях".

Второй вариант - направление военного контингента на основании двустороннего международного договора и Закона Украины "О порядке направления подразделений Вооруженных Сил Украины в другие государства" усложняется как отсутствием обращения иракской стороны, так и дополнительными политическими рисками.

Процедура принятия решения в обоих случаях похожа. Решение принимается Президентом Украины после соответствующих рекомендаций СНБО Украины, принимаемых на основании внесенных МИД по согласованию с Министерством обороны и другими органами исполнительной власти предложений. Сами же документы должны предусматривать четкие данные о районе действий этого миротворческого контингента, его задачах, об общей численности, подчинении, сроках пребывания, о порядке выведения после завершения этой операции. Также должны быть четко обоснованы гарантии и компенсации военнослужащим или представителям органов внутренних дел и гражданским лицам, если они будут задействованы, а также членам их семей. Важно также четко обозначить, как будет финансироваться эта операция, т.е. каков будет порядок финансовых выплат и ресурсной поддержки действий миротворческого контингента.

После того, как Президентом будет принято решение, предстоит сложная процедура его одобрения парламентом, в котором представлены интересы населения Украины. Конечно, учитывая неоднозначные оценки, а скорее негативное отношение украинских граждан, к отправке РХБ-батальона в Кувейт, можно предположить, что и в данном случае позитивное решение не будет популярным среди населения. К тому же достаточно сложно в такой короткий срок провести соответствующую разъяснительно-информационную кампанию. Поэтому ответственность будет лежать не только на исполнительной власти, но и во многом на политических силах в парламенте. Сложность ситуации еще состоит и в том, что будут накладываться и внутриполитические моменты на принятие такого решения.

Тем не менее, рискну спрогнозировать, что при наличии резолюции Совета Безопасности ООН или соответствующего двустороннего договора решение парламента будет позитивным. В то же время нужно избежать такой же ситуации, которая была во время подготовки отправки РХБ-батальона в Кувейт. Напомню, что тогда многие вопросы носили достаточно закрытый для парламентариев и противоречивый характер.

Таким образом, ход подготовки и принятие решения об отправке украинских миротворцев в Ирак продемонстрируют, с одной стороны, способность Украины проводить прогнозируемую и последовательную внешнюю политику, с другой - способность власти, и исполнительной, и законодательной, брать на себя ответственность за непопулярные решения и преодолевать тактические внутриполитические проблемы во имя стратегических интересов Украины.


Владимир Малинкович, директор украинского филиала Международного Института гуманитарно-политических исследований

Безусловно, Украина имеет внешнеполитическую заинтересованность в том, чтобы направить свой военный контингент в Ирак. Почему? Потому что наша страна бедное государство, самостоятельно существовать не может и нуждается в поддержке более крупных и сильных государств мира - в особенности США. Кроме того, из внутренних политических соображений в связи с тем, что в последнее время наши руководители имели серьезный конфликт с американцами из-за "Кольчуг" и т.д., им прямой резон налаживать отношения с Америкой, чтобы ушло на второй план то, что случилось полгода назад между Штатами и Украиной.

Но эти резоны вряд ли оправданы морально. Имею в виду то, что произошедшее в Ираке - это неприкрытая агрессия и нарушение международного права. Более того, наши парламентарии уже высказались, осудив действия Америки в Ираке.

Если мы отправим свои войска в Ирак, то будем действовать вопреки решению нашего парламента. Что и противоречит нашему законодательству и является аморальным, поскольку Верховная Рада представляет интересы всего общества.

Еще один момент - в нашей стране сложилось однозначно негативное отношение к тому, что делали американцы в Ираке. По данным социологических опросов, от 70 до 90% наших граждан негативно отнеслись к этому.

Есть еще один момент, выходящий за рамки нашей внутренней политики, - это желание Украины играть какую-то серьезную роль на мировой арене, прежде всего, на европейской сцене. Вот в этой связи нашей стране нужно подумать - нужно ли однозначно занимать позицию государства, которое сейчас находится в конфликте с самыми крупными европейскими странами - Германией и Францией. Более того, не достигнута договоренность по вопросу обустройства Ирака по-американски и с нашим стратегическим партнером Россией. До тех пор, пока не будет достигнута договоренность между Францией, Германией и Россией с одной стороны и США с другой, которые обговорят проблемы переустройства Ирака, Украине не стоит влезать в эту ситуацию.

Последний, самый важный вопрос. До тех пор, пока санкции на введение украинских и прочих иностранных войск на территорию все еще суверенного государства Ирака не приняты ООН или пока у нас не будет просьбы законно избранного правительства этой страны, мы не имеем права вступать на чужую землю. Это будет грубейшим нарушением международного права и фактически соучастием в агрессии.


Сергей Пирожков, академик, директор Национального Института проблем международной безопасности

Я хотел бы остановиться на политических и геополитических аспектах возможного направления нашего контингента в Ирак. Они связаны с тем, что Украина является субъектом международных отношений, который может участвовать в решении проблем, связанных со стабилизацией послевоенной обстановки в Ираке. Естественно, это дает нам политические дивиденды с одной стороны, а с другой открывает возможности получить и дивиденды экономические.


Сергей Толстов, директор Института политического анализа и международных отношений

С точки зрения политических интересов тут нужно скорее говорить не о политических основаниях, а об интересах, поскольку ситуация нестандартная. Раньше аналогичных ситуаций не было, поскольку Ирак оккупируется не в рамках двустороннего конфликта. Все-таки существовали многолетние претензии ООН к Ираку, были приняты определенные резолюции, и в данном случае война велась на коалиционной основе, в которую входило 52 государства (примерно столько же, сколько было основателей ООН в 1945 году). Война уже закончилась, и мы должны говорить о новой ситуации.
С точки зрения политических интересов Украина заинтересована в послевоенной реконструкции Ирака и в поддержании там определенного режима. К тому же США сами заинтересованы в интернационализации этого участия. Будет ли соответствующий мандат в виде резолюции ООН, говорить пока трудно. Но совершенно ясно, что ситуация является не двусторонним конфликтом США, Великобритании с одной стороны и Ирака с другой. Ситуация определяется существованием определенной международной проблемы.
В плане преодоления разногласий с Америкой и адаптации к новым международным реалиям, где Штаты являются доминирующим фактором, прямой политический интерес Украины - участвовать в таких международных силах. В какой форме будет определено это участие - это другой вопрос, касающийся точно также и правовых аспектов.
Поскольку Украина не является крупным субъектом международных отношений, таким как Россия, соответственно с украинской точки зрения выдвигать свою правовую оценку ситуации было бы нерационально. Поэтому в данном случае, если резолюция Совета Безопасности ООН по последнему американскому проекту будет принята, и СБ ООН санкционирует развертывание определенных оккупационных сил в Ираке в рамках переходного режима, то тогда решение будет подверстано под существующие украинские законы об участии в миротворческих операциях.
Если такая резолюция не будет предусматривать оккупационного режима, тогда ситуация будет выглядеть несколько сложнее. В то же время с точки зрения украинской политической практики может быть принят отдельный закон об участии Украины в международных стабилизационных силах в Ираке, который будет соответствующим образом поддержан теми государствами в рамках своего законодательства, которые собираются принимать участие в миротворческой операции.
Из постсоветских государств США одобрили участие в таких силах Азербайджана и Грузии. Первый, в частности, отправляет 22 мая контингент для охраны исламских святынь в четырех местах в Ираке. Что касается таких государств СНГ как Узбекистан, который тоже предложил свое участие, то пока ответа со стороны Америки нет.
Наше участие может происходить либо в рамках польского, либо британского секторов ответственности в Ираке. На данный момент с точки зрения логики внешней политики Украины отказываться от подобного участия было бы явно негативным фактором, поскольку это привело бы к полному свертыванию и перечеркиванию того, прогресса в отношениях с Соединенными Штатами, который был достигнут в последнее время.
В настоящий момент смешивать политическую целесообразность с моралью трудно. Каким может быть обоснование с моральной точки зрения участия Украины в этих силах? Единоличное участие США и их союзников в стабилизационных силах в Ираке приведет к фактической монополизации ими послевоенных процессов. Соответственно те страны, которые не будут участвовать в урегулировании послевоенной ситуации, не получат контрактов на восстановление Ирака.
Также нужно отметить, что Украина была приглашена к послевоенной реконструкции Ирака Генсеком ООН Кофи Аннаном. И этот факт также является моральным обоснованием участия Украины в данных процессах.


Александр Сушко, директор Центра мира, конверсии и внешней политики

Какие есть у Украины политические резоны для того, чтобы принять такое приглашение? В мире, который так быстро и динамично изменяется, критерием успешности того или иного государства является его участие в региональных и мировых делах. Степень интернализации политического процесса все время возрастает, поэтому каждое государство пытается в меру своих возможностей проводить активную политику на международной арене, реализуя свои интересы.
Украине сейчас поступило предложение в числе 10 или 12 государств - принять участие в стабилизационных силах в Ираке. Безусловно, если это предложение будет принято, то оно даст возможность Украине подтвердить свою роль как государства, которое традиционно участвует в международных миротворческих операциях, которое обладает военным потенциалом, достаточным для того, чтобы выполнять миротворческую миссию. Также наша страна обладает политической волей для того, чтобы принимать участие в солидарных действиях в рамках евроатлантического сотрудничества.
Здесь также речь идет о заинтересованности Украины, которая стремится войти в НАТО. Хотя эта операция не имеет прямого отношения к деятельности североатлантического альянса, но, тем не менее, выполняя именно такие операции, Украина может набирать очки, которые, безусловно, будут приняты во внимание при рассмотрении заявки нашего государства на членство в этой организации.
Также это дает возможность Украине выйти из "полуизоляции", в которой она пребывала. Это шанс нормализовать отношения с Америкой и при этом ни с кем их не испортить, поскольку даже Россия не слишком возражает против этого, имея совершенно иную позицию по этому поводу.
Геополитический вопрос... Вряд ли Украину можно причислить к государствам, которые имеют свои интересы во всех уголках мира, но, тем не менее, на Ближнем Востоке они есть - наблюдается постоянный рост товарооборота с этим регионом. Имела Украина свои экономические позиции и в Ираке Саддама Хусейна. В новой ситуации, конечно же, с приходом нового режима все международно-экономическое присутствие в Ираке будет пересмотрено, но украинское военно-политическое участие может быть использовано как инструмент закрепления Украины в этом регионе. Хотя, конечно же, прямой связи здесь нет. Разных проектов, касающихся восстановления Ирака, будет много, и выиграет тот, кто предложит лучшие бизнес-планы.
Что касается правовых аспектов. Ничего нового не скажу, если напомню, что украинское законодательство предусматривает лишь два условия для направления войск за рубеж. Первое - резолюция СБ ООН. Второе - это приглашение правительства соответствующей страны. Мы ожидаем в идеале и то, и другое. Но на сегодняшний день ни того, ни другого нет. Текст резолюции обсуждается. Вероятно, он будет доработан и принят в не столь далеком будущем. Этот документ будет устанавливать некий формат международного участия в иракских делах. Что касается правительства, то в ближайшие месяцы, а может быть недели, оно будет сформировано, что позволит ему обратиться за содействием к другим государствам, в том числе и к Украине.
Решение СНБО Украины, которое ожидается уже на этой неделе, так или иначе будет рассчитано на перспективу.
Что касается моральных аспектов, то это наиболее сложный для анализа вопрос. Вокруг моральных критериев царит субъективизм. Любая война по человеческим стандартам всегда аморальна, но любой диктаторский режим также аморален. Тут нужно выбирать из двух зол меньшее - либо диктатура, либо война. На сегодняшний момент нужно помогать Ираку, чтобы эта страна стала стабильной, предсказуемой. Если не демократической в западном смысле этого слова, то хотя бы такой, где правительство не практикует нарушения прав человека. Думаю, что Украина в какой-то мере может стать участником этого процесса.


Анатолий Гуцал, первый заместитель директора Национального Института проблем международной безопасности

Ответ на этот вопрос требует в свою очередь ответа на более глубокий вопрос - а что же происходит в мире, и каковы главные тенденции, которые определяют его развитие? В этой связи нужно заметить, что мы живем в мире, где многие прошлые заслуги фактически не принимаются в расчет - они перестают быть тем потенциалом, тем ресурсом, только опираясь на который можно строить будущую политику. Сейчас история начинает писаться с чистого листа, и многие до сих пор незыблемые категории становятся несущественными. Сегодня тот, кто о себе заявляет или хотя бы пытается заявить, должен действовать. Не апеллировать к каким-то нормам, а реально действовать. В выигрыше окажется тот, кто не боится рисковать. Деятельное участие в важнейших мировых процессах является ключом к вхождению в новый формирующийся пул мировых государств.

Военная сила и управление кризисными ситуациями становятся наиболее значимыми компонентами мировой политики. Опытом в этой сфере, прежде всего в части применения силы, практически обладают единицы. И его ни за какие деньги не купишь - такие вещи нарабатываются потом и кровью.

Вопросы морально-нравственного выбора в контексте принятия решения об участии Украины в стабилизационной миссии в Ираке, по моему мнению, необходимо формулировать в категориях ответственности за будущее своей страны и мира. А это будущее требует не только готовности, но и способности разрешать военные проблемы, сложные социальные кризисы, предотвращать катастрофы. Лучше этот бесценный опыт нарабатывать все-таки заграницей. Не дай-то Бог такое в Украину. Но любой ответственный политик должен учитывать то, что этот опыт может пригодиться для решения внутренних вопросов.

В геополитическом контексте Ближний Восток сегодня стал зоной демонстрации силы, силы оружия, в первую очередь высокоточного, силы боевого духа. В этой зоне и демонстрируются основные навыки, умение и способности. И то, что даже такая супердержава как Соединенные Штаты, решив в Ираке вопросы военного плана, оказалась в серьезном затруднении при решении задач мирного строительства и предотвращения развития кризисных процессов, дает возможность тем государствам, которые "придут" в Ирак, заявить о себе как о неких глобальных игроках в этом мире.

Исходя из таких соображений, участвовать в стабилизационных процессах в Ираке необходимо. Необходимо входить туда активно, тем более, что мы имеем наработанный опыт и подготовленные войска, дееспособные миротворческие контингенты, апробированные во многих уголках земли. Поэтому ответственное поведение политиков требует того, чтобы включаться в эту игру и предложенную работу осуществлять.



Тема







ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО в защиту чести и достоинства русского языка - [30.01.2005]



Закрытие IV сессии парламента Украины - [15.01.2004]



Выборы-2003 в России и их влияние на Украину - [10.12.2003]



К вопросу о ксенофобии в Украине - [25.11.2003]



Украина между ЕС и ЕЭП: от "столкновения интеграций" к их совместимости - [15.10.2003]



ЕЭП станет эффективным образованием, если будет работать в формате 1+1. Интервью с Вадимом Карасевым, политологом, директором Института глобальных стратегий - [01.10.2003]



Какая избирательная система позволяет лучше учитывать интересы регионов Украины? - [24.09.2003]



Вступление Украины в ЕЭП: за и против - [17.09.2003]



11 сентября - [11.09.2003]



Власть и левая оппозиция: от конфронтации к поиску компромисса в проведении политической реформы - [29.08.2003]



Станет ли Украина великой курортной державой? - [01.08.2003]



Политическая реформа: какие права должны быть закреплены за президентом? - [25.07.2003]



Политическая реформа в Украине: депутаты подводят первые итоги - [15.07.2003]



"Волинь. Знак біди": українські депутати про фільм і про національне примирення українців і поляків - [04.07.2003]



Украинские и российские политологи о политической реформе в наших странах - [01.07.2003]



Украинская политика и политики. Взгляд Сергея Маркова - [24.06.2003]



К вопросу о спонсорской помощи украинским независимым проектам - [17.06.2003]



"Київський лист" 1968 року - [05.06.2003]



Санкт-Петербургу 300 лет - [02.06.2003]



13%-ая ставка единого налога с физических лиц: положительные и отрицательные моменты - [28.05.2003]



Волинська трагедія 1943 року. Яким має бути український крок до примирення з Польщею - [21.05.2003]



К вопросу о возможной отправке военного контингента Украины в Ирак - [19.05.2003]



Новые левые. Интервью с политологом, бывшим диссидентом Владимиром Малинковичем - [02.05.2003]



Есть ли политические и интеллектуальные перспективы у левых в Украине? - [25.04.2003]



Вступление Украины в ВТО: за и против - [22.04.2003]



Президент и оппозиция: точки соприкосновения и расхождения на пути политической реформы - [16.04.2003]



Мир после войны в Ираке. Взгляд Александра Дугина - [14.04.2003]



Информационная война между США и Ираком - [09.04.2003]



Война между Америкой и Ираком: военный аспект - [08.04.2003]



Так все же, является ли Украина участником антииракской коалиции? - [02.04.2003]



Готовы ли СДПУ(О), "Трудовая Украина" и блок "Наша Украина" жить в условиях "пропорционалки"? - [27.03.2003]



Какими могут быть последствия для мира и Украины в случае начала военной операции США в Ираке? - [18.03.2003]



Скандал вокруг возможной фальсификации бюджета- 2003: политические последствия. - [18.03.2003]



Что должна гарантировать Хартия региональных языков и языков меньшинств? - [12.03.2003]



Законодательная инициатива Президента, касающаяся проведения политической реформы - [07.03.2003]



Мартовский съезд оппозиции - [04.03.2003]



Программа правительства Виктора Януковича - [04.03.2003]



Украина вместе с Белоруссией, Россией и Казахстаном создадут Организацию региональной интеграции - [28.02.2003]















Copyright © 2002-2012 Киевский центр политических исследований и конфликтологии
Copyright © 2002-2012 Центр эффективной политики

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.






bigmir)net TOP 100