Перейти на главную страницу





главная страница | наши сотрудники | фотобанк | контакт
 



  Цели и задачи Центра  
  Текущий комментарий  
  Тема  
  Автор дня  
  Социология и политика  

  Аналитика  
  Социологические исследования  
  Публикации и интервью  
  Новости  


13%-ая ставка единого налога с физических лиц: положительные и отрицательные моменты

[28.05.03]

Верховная Рада 22 мая 2003 года приняла закон о налоге на доходы физических лиц, которым установила ставку единого налога в размере 13%. Согласно закону, с 1 января 2004 года до 1 января 2007 года ставка налогообложения физлиц устанавливается на уровне 13%, далее она будет увеличена до 15%. Каковы положительные и отрицательные моменты этого нововведения?

Василий Юрчишин, директор программ экономических исследований Агентства социального проектирования

Безусловно, снижение ставки на подоходный налог с физических лиц - позитивный момент, который не должен недооцениваться. Здесь важно понимать, что это только первый шаг на долгом пути реформирования украинского налогового поля. Этот первый шаг, если он окажется единственным, снова канет в небытие, как это уже было со многими неплохими начинаниями, которые не были поддержаны.

Наряду с личными доходами, о которых идет речь, на работодателя ложатся и начисления и на фонд заработной платы. Поэтому уже не работнику выгодно будет снижать совокупные объемы заработной платы, а работодателю не выгодно расширять фонд заработной платы, поскольку автоматически увеличиваются объемы отчислений. Поэтому, не сделав следующий шаг - не снизив начисления на фонд заработной платы, трудно будет добиться того, что называется легализацией заработков в полной мере, на которую рассчитывают, поскольку из-за этого не произойдет существенного расширения налоговой базы. Это собственно требуется для того, чтобы налоговые поступления в бюджет не снизились очень существенно.

К этому примыкает еще одно существенное противоречие - вместе с введением 13% ставки Верховная Рада Украины решила обложить депозиты 5% налогом. Мне кажется, это совершенно странное решение. Дело в том, что мы все время говорили о том, что украинская финансово-банковская система должна наполняться гривней. Сейчас мы видим, что за последний год объемы депозитов выросли практически в 2 раза. В начале 2002 года было 11 млрд. гривень депозитов с физических лиц, сейчас их больше 22 млрд. Это говорит о том, что украинцы начали доверять гривне, согласны сберегать ее в банках, что позволяет проводить расширенное кредитование. И если мы введем налог на депозиты, то я вижу здесь большие риски и неприятности. Прежде всего, считаю, что неправильно и вредно решать фискальные задачи государства за счет денежных сбережений населения.

Следующий момент, который непосредственно связан с этим, это то, что депозиты станут менее привлекательными для населения, что повлечет в свою очередь к повышению депозитных ставок, их повышение автоматически ведет к повышению кредитных ставок, т.е. к удорожанию ресурсов.

Такие ограничения снизят поступления ресурсов в банковскую систему, что опять же противоречит задаче укрепления банковской системы, повышению ликвидности, доступности ресурсов.

Наконец, "психологически" покажет населению, что гривня не столь уж привлекательна. А это приведет к переориентации населения с гривневых депозитов на другие формы активов - прежде всего, иностранную валюту. Мы знаем, что повышение спроса на иностранную валюту - это достаточно существенный фактор девальвации и инфляции, потому что повышается готовность расстаться с гривней, что не будет способствовать стабилизации украинской макроэкономической ситуации, да и финансовой системы Украины.

Сравнивать ситуацию с 13% ставкой на подоходный налог с аналогичной российской не совсем корректно, потому что все-таки у нас разное поле налогообложения.

Здесь важно и дальше работать над снижением количества льгот, привилегий, исключений и т.д. По этому пути надо идти.


Александр Барановский, эксперт по экономическим программам Центра Разумкова

Положительным моментом является повышение реальных доходов граждан Украины, облегчение процедуры расчета данного налога и отмена потребности в составлении сложных деклараций по результатам года, поскольку по единой ставке будут удерживаться налоги по месту выплаты заработной платы - то ли по основному месту работы, то ли по совместительству.

Кроме того, это позволит в определенной степени вывести из тени заработную плату у работающих.

Однако некоторым отрицательным моментом этого нововведения является то, что одномоментное увеличения поступлений по данному виду налога ввиду снижения ставки налогообложения не состоится. Поэтому в определенной степени будут трудности с наполнением, прежде всего, местных бюджетов, поскольку подоходный налог граждан является для них основным бюджетообразующим элементом. В принципе, для комплексного решения проблемы выхода капитала из тени, увеличения налоговых поступлений, обеспечения социальной защиты населения необходимо наряду с пересмотром ставок подоходного налога пересмотреть и отчисления в социальные фонды из фонда заработной платы, которые выплачивает работодатель. Поскольку без пересмотра данной величины, которая порой зашкаливает за 38%, добиться действительного вывода капитала из тени не удастся.


Александр Алымов, академик, Институт экономики НАН Украины

Проблема эта известна давно. Ясно, что налоги - это основная часть дохода в бюджет. Кажется, чем больше налоги, тем больше будет поступлений в бюджет. Но оказывается, есть обратная сторона этого процесса. Наши эксперты пришли к выводу, да и российский опыт это подтвердил, что это необязательно, не это главное. Надо сохранить часть суммы на предприятиях, что дает возможность расширять производство, и таким образом увеличится объем производства и будет опять увеличиваться поступление налогов в бюджет.

Но это так говорят. Обычно, каждому новшеству предшествует эксперимент. Если эксперимент провели, посмотрели, что он подтверждает теорию, то тогда новшество правильное. А сейчас думаем (без эксперимента), что будет так-то и так-то. Ну, что ж, проведем государственный эксперимент и посмотрим, что из этого выйдет. Тем более, что все убеждены в том, что в России достигли положительных результатов.


Александр Кошик, эксперт Киевского Центра политических исследований и конфликтологии

Это реальный шаг вперед, это действие, которое реально можно рассматривать как принципиальное изменение налогового законодательства, потому что предыдущие снижения налога не носили серьезного характера. Безусловно, следует ожидать серьезного позитивного влияния на наполняемость бюджета. Но весь вопрос состоит в том, как быстро сработает эта мера.

Существует принципиальное отличие от того, как это происходило в России. В этой стране параллельно был введен единый социальный налог, который стимулировал выход из тени фондов оплаты труда. У нас это не сделано. Можно предположить, что эффект от этого будет не столь значительный. Он проявится в дальнейшем.

Второе. Хоть в России и получен очень серьезный позитивный результат, сразу же появились попытки его ревизовать - повысить ставку налогообложения. Но эти попытки были решительно пресечены Президентом Путиным. Вопрос заключается в том, насколько наши власти могут сделать эту норму стабильной, в какой период времени она будет действовать. Безусловно, если она будет действовать достаточно долгое время, позитивный эффект будет достигнут.


Ирина Клименко, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений

То, что правительство пошло на снижение ставки налога на доходы, безусловно, положительный момент, поскольку зарплата в Украине платится мимо официальных ведомостей. Если все это произойдет, то легализует какую-то часть зарплаты.

Приведет ли это к увеличению доходов в бюджет? Думаю, что да. Поскольку увеличится поток легальных денег в ведомостях предприятий.

А вообще-то я думаю, что кардинального изменения (если ставить целью легализацию доходов) не произойдет, поскольку остаются высокими социальные налоги, которыми облагается фонд зарплаты. Все равно продолжает быть невыгодным выплачивать всю зарплату.

Мы пошли по следам России... А вот в западных странах доходы, независимо от того чьи они - частных лиц или корпораций - не далеко находятся по ставкам налогообложения. Это значит, что компании могут оформлять свои доходы через частных лиц, т.е. человек-собственник или человек, просто получающий доход, в частном бизнесе по большому счету неважно. Поэтому я считала бы целесообразным снизить налог и на прибыль компаний, или же поднять на доходы частных лиц. Тогда бы ситуация была бы более понятной.


Богдан Данилишин, член-кореспондент НАН України, професор, доктор економічних наук, заступник голови по науковій праці Ради по вивченню продуктивних сил України НАН України

Я вважаю це рішення дуже прогресивним. Крім того, як показав досвід Російської Федерації, введення такого податку дало змогу не тільки в деякій мірі наповнити бюджет, а й дозволило більш системними темпами розвиватися всім галузям промисловості й інших сфер господарського комплексу цієї країни.

По відношенню до України, якщо брати в цілому всю макроекономічну структуру, то тут є свої позитивні сторони, але є і деякі ризики, які необхідно було враховувати при введенні цього податку.

Крім того, на мій погляд, недостатньо прозорими є правила гри, на які розраховували люди, які пропонували цей податок. Звичайно, що ризиком є те - наскільки повно можуть вийти ті грошові доходи, які були пов'язанні с реальним сектором економіки. Думаю, що в перший рік після введення цього податку більша частина доходів із реального сектору економіки все ж таки залишиться в тіні.

По відношенню до інших сфер діяльності, то я вважаю, що вони поступово будуть виходити із тіньового обороту, і бюджет і інші джерела, які потребують наповнення, все ж таки будуть мати поповнення своїх доходних частин за рахунок кількості суб'єктів господарювання та інших учасників, які пов'язані з податковою системою.



Тема







ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО в защиту чести и достоинства русского языка - [30.01.2005]



Закрытие IV сессии парламента Украины - [15.01.2004]



Выборы-2003 в России и их влияние на Украину - [10.12.2003]



К вопросу о ксенофобии в Украине - [25.11.2003]



Украина между ЕС и ЕЭП: от "столкновения интеграций" к их совместимости - [15.10.2003]



ЕЭП станет эффективным образованием, если будет работать в формате 1+1. Интервью с Вадимом Карасевым, политологом, директором Института глобальных стратегий - [01.10.2003]



Какая избирательная система позволяет лучше учитывать интересы регионов Украины? - [24.09.2003]



Вступление Украины в ЕЭП: за и против - [17.09.2003]



11 сентября - [11.09.2003]



Власть и левая оппозиция: от конфронтации к поиску компромисса в проведении политической реформы - [29.08.2003]



Станет ли Украина великой курортной державой? - [01.08.2003]



Политическая реформа: какие права должны быть закреплены за президентом? - [25.07.2003]



Политическая реформа в Украине: депутаты подводят первые итоги - [15.07.2003]



"Волинь. Знак біди": українські депутати про фільм і про національне примирення українців і поляків - [04.07.2003]



Украинские и российские политологи о политической реформе в наших странах - [01.07.2003]



Украинская политика и политики. Взгляд Сергея Маркова - [24.06.2003]



К вопросу о спонсорской помощи украинским независимым проектам - [17.06.2003]



"Київський лист" 1968 року - [05.06.2003]



Санкт-Петербургу 300 лет - [02.06.2003]



13%-ая ставка единого налога с физических лиц: положительные и отрицательные моменты - [28.05.2003]



Волинська трагедія 1943 року. Яким має бути український крок до примирення з Польщею - [21.05.2003]



К вопросу о возможной отправке военного контингента Украины в Ирак - [19.05.2003]



Новые левые. Интервью с политологом, бывшим диссидентом Владимиром Малинковичем - [02.05.2003]



Есть ли политические и интеллектуальные перспективы у левых в Украине? - [25.04.2003]



Вступление Украины в ВТО: за и против - [22.04.2003]



Президент и оппозиция: точки соприкосновения и расхождения на пути политической реформы - [16.04.2003]



Мир после войны в Ираке. Взгляд Александра Дугина - [14.04.2003]



Информационная война между США и Ираком - [09.04.2003]



Война между Америкой и Ираком: военный аспект - [08.04.2003]



Так все же, является ли Украина участником антииракской коалиции? - [02.04.2003]



Готовы ли СДПУ(О), "Трудовая Украина" и блок "Наша Украина" жить в условиях "пропорционалки"? - [27.03.2003]



Какими могут быть последствия для мира и Украины в случае начала военной операции США в Ираке? - [18.03.2003]



Скандал вокруг возможной фальсификации бюджета- 2003: политические последствия. - [18.03.2003]



Что должна гарантировать Хартия региональных языков и языков меньшинств? - [12.03.2003]



Законодательная инициатива Президента, касающаяся проведения политической реформы - [07.03.2003]



Мартовский съезд оппозиции - [04.03.2003]



Программа правительства Виктора Януковича - [04.03.2003]



Украина вместе с Белоруссией, Россией и Казахстаном создадут Организацию региональной интеграции - [28.02.2003]















Copyright © 2002-2012 Киевский центр политических исследований и конфликтологии
Copyright © 2002-2012 Центр эффективной политики

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.






bigmir)net TOP 100