Перейти на главную страницу





главная страница | наши сотрудники | фотобанк | контакт
 



  Цели и задачи Центра  
  Текущий комментарий  
  Тема  
  Автор дня  
  Социология и политика  

  Аналитика  
  Социологические исследования  
  Публикации и интервью  
  Новости  


Политическая реформа: какие права должны быть закреплены за президентом?

[25.07.03]

Дебаты вокруг политической реформы приобрели уже видимые формы, воплотившись в виде двух законопроектов ее формальной реализации - президентского и депутатского. Мы выбрали из этих документов пункты, касающиеся прав Президента Украины, свели их в анкету и обратились к экспертам, предложив им выразить свое согласие или несогласие с ниже перечисленными возможными правами главы государства.

Президент имеет право:

1. Прекращать полномочия Верховной Рады в случае:

(а) если парламент до 1 декабря не утверждает госбюджет на следующий год.

(б) если в течение 60 дней после отставки Кабмина не сформирован персональный состав правительства, который по Конституции утверждается Верховной Радой.

(в) если ВР не смогла начать свою работу в течение месяца.

(г) Президент не может прекратить полномочия ВР в последние 6 месяцев срока полномочий президента.

(д) Президент не может прекратить полномочия ВР в течение года после инициирования и рассмотрения вопроса об устранении Президента в порядке импичмента.

2. Вносить представление Верховной Раде о назначении и увольнении Генпрокурора.

3. А) Назначать персональный состав Кабмина вместе в Верховной Радой по представлению премьер-министра.

Б) Назначать и увольнять по представлению премьер-министра с согласия ВР глав АМК, Госпогранслужбы, СБУ, Госкомитета ТВ и радиовещания.

В) Назначать глав МВД, МИД, Минобороны, ГНА, ГТС, СБУ, глав местных администраций, Госкомитета по делам охраны границ и прекращать их полномочия без согласия Верховной Рады, но по представлению премьер-министра.

Г) Или же достаточно будет оставить за ним право согласования кандидатур на должности глав МИД, МВД, Вооруженных Сил, МЧС с премьер-министром, который в свою очередь будет их предоставлять на утверждение ВР?

Д) Президент вообще не должен вмешиваться в формирование правительства (кроме чисто процедурных моментов)

4. Учреждать и ликвидировать по представлению премьер-министра министерства;

5. Прекращать по мотивам неконституционности действие актов Кабмина, Верховного Совета АР Крым, Совмина АР Крым с одновременным соответствующим обращением в Конституционный Суд;

6. Иметь право вето по принятым законам, кроме законов о внесении изменений в Конституцию

7. Предлагать парламенту рассмотреть вопрос об ответственности Кабмина и принять резолюцию о недоверии Кабмину при условии внесения согласованной в установленном порядке кандидатуры для назначения премьера?

8. Назначать половину судей Конституционного Суда?

Владимир Малинкович, политолог

Президент имеет право...Ответ
1. Прекращать полномочия ВР, если 
(а) не утвержден бюджетНет
(б) на сформировано правительствоДа, хотя срок мог бы быть и меньшим (1 месяц, например). Но речь должна идти конкретно об избрании премьер-министра. Без одного или нескольких министров правительство вполне может функционировать.
(в) ВР не начала работуДа, но не вижу объективных причин, которые могли бы к этому привести
(г) нельзя распускать ВР в последние 6 месяцевНет. Напомню, что возможности президента отправить ВР в отставку должны быть весьма ограничены, ему нельзя оставлять шансов творить произвол - он, по сути, должен лишь выполнять определенную процедуру, четко прописанную в конституции. И если, к примеру, страна останется без правительства, а парламент не способен избрать нового премьер-министра, президент вправе распустить ВР даже в случае, если до окончания его срока осталось меньше 6 месяцев.
(д) нельзя распускать ВР в течение года после импичментаНет (причины изложены выше)
2. Вносить кандидатуру генпрокурораВозможно
3А. Назначать Кабмин вместе с ВР по представлению премьераНет
3Б. Назначать по представлению премьера глав АМК, СБУ и др. Нет. Можно оставить за президентом право назначать и увольнять, с согласия ВР, глав СБУ и Госпогранслужбы.
3В. Назначать глав МВД, МИД и др. Нет (кроме СБУ и погранслужбы).
3Г. Только право согласованияВозможно согласование этих кандидатур, но последнее слово, в случае конфликта сторон, должно оставаться за премьер-министром.
3Д. Вообще не вмешиваться.Идеальный вариант, но в качестве компромисса можно признать за президентом те права, о которых сказано выше
4. Право учреждать и ликвидировать министерстваВозможно при условии, что решающий голос будет у премьер-министра, но совсем не обязательно.
5. Прекращать акты Кабмина, ВС Крыма и др.Вопрос о конституционности актов Кабмина и др. должен решать Конституционный Суд. Президент (как, впрочем, и 150 депутатов ВР) вправе инициировать рассмотрение этих вопросов в Конституционном Суде. Но до решения КС действие актов Кабмина президент отменять не может.
6. Право ветоПрезидент должен иметь право вето лишь по законам, которые прямо касаются вопросов национальной безопасности Украины.
7. Ставить вопрос о недоверии КабминуЭто не функция президента. Право парламента выносить резолюцию о недоверии Кабмину при условии, что тут же (в течение, допустим, 48 часов) будет избран новый премьер-министр, должно быть записано в Конституции, причем в более четкой форме, чем это предусмотрено в президент-ском законопроекте. Президент должен лишь процедурно участвовать в решении этого вопроса, т.е. распускать парла-мент, если в стране нет правительства во главе с премьер-министром, или же объявить премьер-министром человека, избранного на этот пост большинством от конституционного состава ВР. Очень важно, кстати, чтобы в конституции были детально прописаны все процедуры, связанные с избранием премьер-министра Верховной Радой. Ни в одном из зареги-стрированных законопроектов нет четкости в этом вопросе.
8. Назначать половину судей КСВозможно, но не обязательно. В ФРГ, к примеру, судьи Феде-рального Конституционного Суда избираются депутатами законодательных собраний (половина - бундестагом, половина - бундесратом).


Виктор Небоженко, политолог

Президент имеет право...Ответ
1. Прекращать полномочия ВР, если 
(а) не утвержден бюджетДа
(б) на сформировано правительствоДа
(в) ВР не начала работуНет
(г) нельзя распускать ВР в последние 6 месяцевДа
(д) нельзя распускать ВР в течение года после импичментаДа
2. Вносить кандидатуру генпрокурораДа, но утверждение за ВР
3А. Назначать Кабмин вместе с ВР по представлению премьераДа
3Б. Назначать по представлению премьера глав АМК, СБУ и др. Нет
3В. Назначать глав МВД, МИД и др. Нет, это должен делать парламент
3Г. Только право согласованияДа
3Д. Вообще не вмешиваться.Нет
4. Право учреждать и ликвидировать министерстваДа
5. Прекращать акты Кабмина, ВС Крыма и др.Да
6. Право ветоНет
7. Ставить вопрос о недоверии КабминуНет
8. Назначать половину судей КСДа


Олексій Гарань, Ростислав Павленко, політологи, Школа політичної аналітики при Києво-Могилянській академіі

Президент имеет право...Ответ
1. Прекращать полномочия ВР, если 
(а) не утвержден бюджетНі, бо це потребує надзвичайно чітко виписаної процедури і доведеться ламати багато списів навколо цього.
(б) на сформировано правительствоТак
(в) ВР не начала работуТак
(г) нельзя распускать ВР в последние 6 месяцевТак
(д) нельзя распускать ВР в течение года после импичментаТак
2. Вносить кандидатуру генпрокурора А Верховна Рада може висловити недовіру
3А. Назначать Кабмин вместе с ВР по представлению премьераЗатверджує формально
3Б. Назначать по представлению премьера глав АМК, СБУ и др. Так
3В. Назначать глав МВД, МИД и др. Ні
3Г. Только право согласованияТак
3Д. Вообще не вмешиваться.?
4. Право учреждать и ликвидировать министерстваФормально, так
5. Прекращать акты Кабмина, ВС Крыма и др.Так
6. Право ветоТак
7. Ставить вопрос о недоверии КабминуТак
8. Назначать половину судей КСЛишити так, як є нині


Кость Бондаренко, политолог

Президент имеет право...Ответ
1. Прекращать полномочия ВР, если 
(а) не утвержден бюджетНет
(б) на сформировано правительствоДа
(в) ВР не начала работуДа
(г) нельзя распускать ВР в последние 6 месяцевДа
(д) нельзя распускать ВР в течение года после импичментаДа
2. Вносить кандидатуру генпрокурораДа
3А. Назначать Кабмин вместе с ВР по представлению премьераДа
3Б. Назначать по представлению премьера глав АМК, СБУ и др. Да
3В. Назначать глав МВД, МИД и др. Нет
3Г. Только право согласованияНет
3Д. Вообще не вмешиваться.Нет
4. Право учреждать и ликвидировать министерстваДа, но проведя консультации с ВР
5. Прекращать акты Кабмина, ВС Крыма и др.Да, но по представлению ВР
6. Право ветоПри этом право вето должно быть приведено в норму к европейским стандартам - нельзя оставлять права повторного вето - пример: в 2001 году Президент налагал вето на закон о выборах, не смотря на то, что парламент успешно преодолевал предыдущее вето
7. Ставить вопрос о недоверии КабминуДа
8. Назначать половину судей КССовместно с правительством, при этом половину судей назначает ВР, а вторую - Президент и правительство


Андрей Н. Окара, политолог

Президент имеет право...Ответ
1. Прекращать полномочия ВР, если 
(а) не утвержден бюджетНет
(б) на сформировано правительствоВозможно
(в) ВР не начала работуНет
(г) нельзя распускать ВР в последние 6 месяцевДа
(д) нельзя распускать ВР в течение года после импичментаВозможно
2. Вносить кандидатуру генпрокурораДа
3А. Назначать Кабмин вместе с ВР по представлению премьераДа (некоторых ключевых министров − МИДа, силовых ведомств − назначать без участия ВР и, возможно, даже без представления премьера)
3Б. Назначать по представлению премьера глав АМК, СБУ и др. Да (СБУ, Госпогранслужбы и т.п. − возможно, даже без согласия ВР)
3В. Назначать глав МВД, МИД и др. Да
3Г. Только право согласованияНет
3Д. Вообще не вмешиваться.Нет
4. Право учреждать и ликвидировать министерстваДа
5. Прекращать акты Кабмина, ВС Крыма и др.Да
6. Право ветоДа
7. Ставить вопрос о недоверии КабминуДа
8. Назначать половину судей КСДа


Виктория Подгорная, политолог

Президент имеет право...Ответ
1. Прекращать полномочия ВР, если 
(а) не утвержден бюджетДа, если мы хотим усилить ответственность парламента и его влияние на выработку политики
(б) на сформировано правительствоДа - усиление связки парламент-кабмин
(в) ВР не начала работуУже есть в Конституции. Формальный принцип
(г) нельзя распускать ВР в последние 6 месяцевДа. Элемент стабильности системы
(д) нельзя распускать ВР в течение года после импичментаНет
2. Вносить кандидатуру генпрокурораДа, контрольная функция Президента. Хуже, если Генпрокурор будет зависеть только от ВРУ
3А. Назначать Кабмин вместе с ВР по представлению премьераНе понятно, о чем идет речь. Просто о том, что поделить ответственность за назначение между Парламентом и Президентом. Или также о том, что каждый министр будет обсуждаться отдельно. То есть, речь идет о принципе "ответственного министерства", предполагает и "раздельную" отставку, что приведет к ослаблению единства правительственной команды. Это удобно Президенту и парламенту, но не удобно Премьеру, так как ослабляет его
Смущает термин "вместе" (из серии взяли и поделились полномочиями, а кто и сколько, не понятно, если большинство не будет президентским, то возможны серьезные осложнения в назначении правительства, особенно при наличии статьи о 60 днях для формирования КМ со стороны ВРУ).
И особенно неоднозначно определение "назначает" относительно Верховной Рады. В итоге ситуация в отношении КМ может сложиться в вариант игры в роль "слуги двух господ" − и Президента, и ВРУ
3Б. Назначать по представлению премьера глав АМК, СБУ и др. Да
3В. Назначать глав МВД, МИД и др. Противоречит пункту о совместном назначении правительства со стороны ВРУ и Президента. Есть риски: 1) ослабляет связку большинство-премьер, но усиливает премьер-президент; 2) возможна конкуренция между Премьером и Президентом за контроль над этими структурами и регионами
3Г. Только право согласованияНет
3Д. Вообще не вмешиваться.Нет, тем более
4. Право учреждать и ликвидировать министерстваНет
5. Прекращать акты Кабмина, ВС Крыма и др.Да
6. Право ветоДа (с уменьшением порога из преодоления, или сузить сферу применения вето)
7. Ставить вопрос о недоверии КабминуДа
8. Назначать половину судей КСДа. То, что касается контрольных функций для Президента - они важны и должны уравновешивать возможности влияния на политику со стороны ВРУ


Р.S. Формально я могу согласиться с теми или иными правами Президента. Однако, главный вопрос - о какой системе идет речь. Что мы предполагаем делать - доводить до "кондиции" президентско-парламентскую систему, в которой крайне важно уравновесить полюса - провести разделение между парламентом и Президентом, или о трансформации в парламентско-президентскую. Разница существенная и задачи соответственно тоже.



Тема







ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО в защиту чести и достоинства русского языка - [30.01.2005]



Закрытие IV сессии парламента Украины - [15.01.2004]



Выборы-2003 в России и их влияние на Украину - [10.12.2003]



К вопросу о ксенофобии в Украине - [25.11.2003]



Украина между ЕС и ЕЭП: от "столкновения интеграций" к их совместимости - [15.10.2003]



ЕЭП станет эффективным образованием, если будет работать в формате 1+1. Интервью с Вадимом Карасевым, политологом, директором Института глобальных стратегий - [01.10.2003]



Какая избирательная система позволяет лучше учитывать интересы регионов Украины? - [24.09.2003]



Вступление Украины в ЕЭП: за и против - [17.09.2003]



11 сентября - [11.09.2003]



Власть и левая оппозиция: от конфронтации к поиску компромисса в проведении политической реформы - [29.08.2003]



Станет ли Украина великой курортной державой? - [01.08.2003]



Политическая реформа: какие права должны быть закреплены за президентом? - [25.07.2003]



Политическая реформа в Украине: депутаты подводят первые итоги - [15.07.2003]



"Волинь. Знак біди": українські депутати про фільм і про національне примирення українців і поляків - [04.07.2003]



Украинские и российские политологи о политической реформе в наших странах - [01.07.2003]



Украинская политика и политики. Взгляд Сергея Маркова - [24.06.2003]



К вопросу о спонсорской помощи украинским независимым проектам - [17.06.2003]



"Київський лист" 1968 року - [05.06.2003]



Санкт-Петербургу 300 лет - [02.06.2003]



13%-ая ставка единого налога с физических лиц: положительные и отрицательные моменты - [28.05.2003]



Волинська трагедія 1943 року. Яким має бути український крок до примирення з Польщею - [21.05.2003]



К вопросу о возможной отправке военного контингента Украины в Ирак - [19.05.2003]



Новые левые. Интервью с политологом, бывшим диссидентом Владимиром Малинковичем - [02.05.2003]



Есть ли политические и интеллектуальные перспективы у левых в Украине? - [25.04.2003]



Вступление Украины в ВТО: за и против - [22.04.2003]



Президент и оппозиция: точки соприкосновения и расхождения на пути политической реформы - [16.04.2003]



Мир после войны в Ираке. Взгляд Александра Дугина - [14.04.2003]



Информационная война между США и Ираком - [09.04.2003]



Война между Америкой и Ираком: военный аспект - [08.04.2003]



Так все же, является ли Украина участником антииракской коалиции? - [02.04.2003]



Готовы ли СДПУ(О), "Трудовая Украина" и блок "Наша Украина" жить в условиях "пропорционалки"? - [27.03.2003]



Какими могут быть последствия для мира и Украины в случае начала военной операции США в Ираке? - [18.03.2003]



Скандал вокруг возможной фальсификации бюджета- 2003: политические последствия. - [18.03.2003]



Что должна гарантировать Хартия региональных языков и языков меньшинств? - [12.03.2003]



Законодательная инициатива Президента, касающаяся проведения политической реформы - [07.03.2003]



Мартовский съезд оппозиции - [04.03.2003]



Программа правительства Виктора Януковича - [04.03.2003]



Украина вместе с Белоруссией, Россией и Казахстаном создадут Организацию региональной интеграции - [28.02.2003]















Copyright © 2002-2012 Киевский центр политических исследований и конфликтологии
Copyright © 2002-2012 Центр эффективной политики

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.






bigmir)net TOP 100