Перейти на главную страницу





главная страница | наши сотрудники | фотобанк | контакт
 



  Цели и задачи Центра  
  Текущий комментарий  
  Тема  
  Автор дня  
  Социология и политика  

  Аналитика  
  Социологические исследования  
  Публикации и интервью  
  Новости  


11 сентября

[11.09.03]

11 сентября 2003 года исполняется 2 года с момента террористической атаки на здания Всемирного Торгового Центра в Нью-Йорке и на штаб-квартиру американских вооруженных сил - Пентагон, инициатором которой, по мнению Вашингтона, стала исламская фундаменталистская группировка "Аль-Каида". С этого дня Америка ведет отсчет своей борьбы с международным терроризмом. Многие страны мира в разной степени или на уровне участия, или на уровне "моральной солидарности" поддерживают США в их акциях возмездия. К ним относится и Украина, которая вначале заявила о своей поддержке действиям Америки, а потом и послала свой воинский контингент в одну из зон оккупации в Ираке.

Каковы итоги двухлетних американских усилий и насколько они соответствуют украинским национальным интересам? Каким образом Украина может воспользоваться создавшейся ситуацией для реализации своих интересов?

Владимир Лупаций, политолог, Центр социальных исследований "София"

Еще рано делать окончательные выводы о новой американской стратегии по борьбе с терроризмом. По крайней мере, определяющим в этом будет: насколько сейчас решится вопрос об участии международных сил в урегулировании и стабилизации ситуации в Ираке по результатам сессии ООН; найдут ли между собой консенсус Франция, Россия и Германия; пойдут ли США на определенные уступки в этом вопросе.

Один из индикаторов результативности - удастся ли сохранить внутриполитический консенсус внутри самих США. Это будет понятно по результатам президентских выборов - удастся ли Джорджу Бушу, сохранить за собой пост президента.

Итоги борьбы Америки с международным терроризмом могут соответствовать или не соответствовать только американским национальным интересам, так что вопрос о его соответствии украинским интересам не совсем корректно поставлен. Если попытаться сказать что-либо в этом контексте об украинских национальных интересах, то можно констатировать следующее: сформирована принципиально новая ситуация вокруг Украины, которая произвела как новые угрозы, так и новые возможности.

Насколько Украина смогла воспользоваться этим? Здесь могу лишь ответить, что воспользовалась в недостаточной степени. Достаточно неоднозначно выглядит ситуация по позиционированию Украины в ситуации с Ираком. Это связано, прежде всего, с внутриполитической ситуацией и с непреодолением кризиса власти внутри страны. Внешнеполитическая неопределенность не позволяет Украине воспользоваться новым международным раскладом. Если Украина не может быть там активным игроком, то, по крайней мере, она могла бы попытаться воспользоваться переформатированием всех международных структур, организаций и союзов. Начинается новый цикл, и открываются новые возможности для каких-то новых инициатив, что дает возможность по-другому себя позиционировать. Но пока что со стороны Украины этого не видно. Отсылка в Ирак военного контингента - это позиция оруженосца, а не субъекта международных отношений, который пытается воспользоваться международной ситуацией.

Украина должна рассматривать новую ситуацию как конфликт цивилизаций и использовать свой наработанный имидж как страны, которая добровольно отказалась от ядерного оружия, чтобы позиционировать себя в качестве духовного межцивилизационного миротворца.


Дмитрий Джангиров, журналист, специализирующийся на проблемах геополитики

Всем странам мира выгодно ослабление США, которые застряли как в афганском, так и в иракском конфликтах, но ослабление до определенной меры - до тех пор, пока это не подрывает мировую экономику. Пока в этом направлении "все идет по плану", а насчет борьбы с международным терроризмом... нет никакого международного терроризма. И как раз глубоко символично, что двухлетие "контртеррористической операции" совпадает со 100-летием публикации "Протоколов сионских мудрецов", в которых было поведано об аналогичном мифе, но только про всемирный еврейский заговор.

Международный терроризм - это жупел, который необходим в первую очередь Соединенным Штатам - их спецслужбам, военным, их ВПК. Он необходим, прежде всего, для консолидации американского, в меньшей степени - западного общества, которое утратило некоторую консолидирующую мотивацию после распада СССР.

Очевидно, что Саддам Хуссейн не имел никакого отношения к мировому терроризму - в частности, к Аль-Каиде, у которой с ним существовали серьезнейшие религиозные разногласия; никаких доказательств такому сотрудничеству нет. У него не было никакого оружия массового поражения. С Афганистаном тоже далеко не все так ясно. Америка не предъявила ни Бин Ладена... ни даже муллу Омара. Если последний лицо достоверное, то первый, по некоторым данным, просто актер. Более того, в арабской печати даже называлось его имя.

Международный терроризм - это то прикрытие, которое дает возможность нарушать основополагающий принцип ООН - суверенитет каждой страны и невмешательство во внутренние дела. В целом все это крайне негативно, но с точки зрения диалектики - нет худа без добра. Это ослабляет Штаты, подрывает их мощь и моральный авторитет. Они проиграли информационную войну, хотя 90% всей информации в мире поступают из Америки. Они проиграли ее потому, что Старая Европа выступила ее оппонентом.

Среди всего этого Украине следовало бы держаться срединной позиции, а не принимать точку зрения Соединенных Штатов. Любой режим, связавший себя с Америкой, ставит себя в шаткое положение - Блэр находится на грани отставки, испанский кабинет - на грани падения, в Польше крайне негативная реакция общественного мнения на позицию властей. И первые серьезные потери контингента младших американских партнеров по коалиции, который введен в Ирак, может вызвать внутриполитические потрясения в тех странах, которые додумались их туда послать.


Игорь Рейтерович, эксперт центра "Содружество"

Итоги антитеррористической акции США, конечно же, соответствуют украинским национальным интересам в том плане, что Украина принимает участие в послевоенной стабилизации Ирака. Несмотря на то, что роль ООН существенно уменьшилась при новом порядке, который складывается (неизвестно, правда, сложится он или нет), Украина стала занимать место, которое позволяет считаться с ней в международных отношениях.

С другой стороны, некоторые силы в Украине считают, что это не соответствует политическим взглядам и желаниям многих жителей Украины, так как ориентироваться надо на Восток, а не идти в фарватере Америки.

Выгода в этой ситуации может быть только одна - Украина поднимает свой международный авторитет. В мире о ней особо ничего не знают, она не предпринимала больших акций, а здесь Украина почти на равных принимает участие в решении иракской проблемы. И это положительно влияет на внешнеполитический имидж Украины, но не очень хорошо влияет на внутриполитические процессы, потому что порождает дисбаланс в отношении разных политических сил - кто-то выступает против, кто-то выступает за.


Сергей Удовик, политолог

События последних 2 лет показали, что в западной политике стал доминировать такой своеобразный мифо-герой, лидер маскулинной группы. Утвердилась философия - кто сильнее, тот и прав. Но ведь мир направляется в своем развитии в сторону гармонизации, и тут нужно учитывать желания и потребности не только сильного, но и слабого. В то же время всё больше увеличивается разница между слабым и сильным, всё больше растет барьер между бедными и богатыми, а в результате процесса глобализации пространство и время как бы стягиваются. В отличие от предыдущих времен это сразу видно. Лет 20-30 назад такого не было, а сейчас человек, сидя в каком-нибудь заброшенном ауле, может по спутниковому каналу видеть, что творится в Нью-Йорке. И вот эти различия приобрели сейчас более сильное значение и стали одной из причин атаки 11 сентября.

Силовые решения всегда вызывают асимметричный ответ. Здесь хороший пример - партизанская война против фашистской Германией. А то, что сейчас происходит, можно трактовать как партизанскую войну исламского или третьего мира против стран Запада, так называемых демократических стран, которые решают проблемы демократическим образом только в рамках своей цивилизации, но не во всем мире.

Запад не открывает свои рынки. Последнее заявление Генерального секретаря ООН Кофи Анана говорит о том, что в последнее время мировое сообщество обратило внимание на борьбу с терроризмом, наркотиками и так далее, но не борется с причинами, породившими эти явления - бедностью, низким уровнем образования, диспропорциями в развитии.

Такое развитие событий не только не соответствует нашим национальным интересам, но даже противоречит. Может так случиться, что терроризм войдёт в наш дом. Пока мы живем в очень благополучной в этом отношении стране. И пока Украина не проявила своего участия в военных операциях в Ираке, вроде никому не было интереса вести против нее террористическую борьбу. Сейчас все может повернуться по-иному.

В этой ситуации Украине лучше всего было бы участвовать в разрешении международных кризисов через международные структуру вроде Совета Безопасности ООН, а также демонстрировать свой опыт в решении межэтнических проблем, например, с крымскими татарами.

Чтобы реализовать свои национальные интересы в мире, Украина должна понять, что она от этого мира хочет. Поскольку стратегия в этом направлении не предложена, то мы и видим шараханья между объединенной Европой и Евразией.


Виталий Паламарчук, заведующий отделом политических стратегий Национального института стратегических исследований

Трудно пока говорить о каких-то оптимистических результатах и итогах, так как реальные цели практически не достигнуты, предпосылки развития международного терроризма пока не преодолены. Все это говорит о том, что эта проблема носит достаточно сложный характер и требует для своего разрешения новых подходов.

Относительно Украины. Она в целом смогла найти верные акценты и принять участие деятельности международного сообщества в этом направлении. Это потребовало от ее руководителей принятия ряда политических решений, которые сопровождались некоторыми политическими рисками. Достаточно напомнить принятие решения о посылке военного контингента в Ирак. Но, несмотря на все это, роль Украины, и это вряд ли кто-то будет отрицать, в этом контексте достаточно усилилась.

Украина сегодня имеет определенные перспективы. Например, связанные с энергетическими ресурсами.


Анатолий Гуцал, первый заместитель директора Национального института проблем международной безопасности

Сейчас четче понимается, что современный мир вошел в кризисную фазу своего развития. И эта фаза характеризуется не только экстремальными проявлениями в виде терактов и военных конфликтов, но также и виде техногенных катастроф. В этих условиях наиболее важным элементом помимо того, который мы называем антитеррористической борьбой, является борьба за ресурсы. И если мы проанализируем иракские события, то можем сделать вывод, что это борьба за ресурсы. Что касается Афганистана, то это борьба за возможность распоряжаться транзитными возможностями.

Как страны мира осознают данную ситуацию и как на нее реагируют? Здесь мы видим две формы реакции. Первое - это мобилизационное реагирование. Этой модели следуют США и Россия. Америка это демонстрирует через создание внутренних структур безопасности. В аналогичной ситуации находится и Россия в связи с терактами и кавказским сепаратизмом.

Второй вариант - это адаптационная модель. Это то, что демонстрирует Европа, когда она свои интересы адаптирует в русле антитеррористической борьбы.

Есть еще безразличные страны.

Главное для Украины - это осознать и понять новую ситуацию, которая сложилась в мире. И уж если мы не готовы к мобилизационной модели мира, то нужно адаптироваться к мировым реалиям. И вот в части адаптации своей внешней политики Украина очень разумно поступила, идя в русле фактического развития мировых процессов, которые предлагают страны с мобилизационной моделью. Я имею в виду, прежде всего, Америку, которая демонстрирует активный, а не пассивный подход к разрешению мировых проблем.

Наша мобилизационная модель должна быть направлена вовнутрь страны для преодоления внутренней расхлябанности, которая у нас сложилась, например, на рынке зерна. Нам необходимо увеличение регулирующих функций государства, которые демонстрирует Америка, для того, чтобы эффективней противостоять тем вызовам, которые существуют.

Желание включиться в мобилизационную модель - это дополнительный стимул для реформирования внутри страны политической системы. Необходимо культивировать в себе казацкое начало, а не крестьянское. Не прятаться, не ныть относительно прошлых исторических обид. Необходимо наращивать военные мускулы, укреплять спецслужбы, внешнюю разведку, готовиться к серьезным потрясениям - к засухам, наводнениям, техногенным катастрофам.



Тема







ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО в защиту чести и достоинства русского языка - [30.01.2005]



Закрытие IV сессии парламента Украины - [15.01.2004]



Выборы-2003 в России и их влияние на Украину - [10.12.2003]



К вопросу о ксенофобии в Украине - [25.11.2003]



Украина между ЕС и ЕЭП: от "столкновения интеграций" к их совместимости - [15.10.2003]



ЕЭП станет эффективным образованием, если будет работать в формате 1+1. Интервью с Вадимом Карасевым, политологом, директором Института глобальных стратегий - [01.10.2003]



Какая избирательная система позволяет лучше учитывать интересы регионов Украины? - [24.09.2003]



Вступление Украины в ЕЭП: за и против - [17.09.2003]



11 сентября - [11.09.2003]



Власть и левая оппозиция: от конфронтации к поиску компромисса в проведении политической реформы - [29.08.2003]



Станет ли Украина великой курортной державой? - [01.08.2003]



Политическая реформа: какие права должны быть закреплены за президентом? - [25.07.2003]



Политическая реформа в Украине: депутаты подводят первые итоги - [15.07.2003]



"Волинь. Знак біди": українські депутати про фільм і про національне примирення українців і поляків - [04.07.2003]



Украинские и российские политологи о политической реформе в наших странах - [01.07.2003]



Украинская политика и политики. Взгляд Сергея Маркова - [24.06.2003]



К вопросу о спонсорской помощи украинским независимым проектам - [17.06.2003]



"Київський лист" 1968 року - [05.06.2003]



Санкт-Петербургу 300 лет - [02.06.2003]



13%-ая ставка единого налога с физических лиц: положительные и отрицательные моменты - [28.05.2003]



Волинська трагедія 1943 року. Яким має бути український крок до примирення з Польщею - [21.05.2003]



К вопросу о возможной отправке военного контингента Украины в Ирак - [19.05.2003]



Новые левые. Интервью с политологом, бывшим диссидентом Владимиром Малинковичем - [02.05.2003]



Есть ли политические и интеллектуальные перспективы у левых в Украине? - [25.04.2003]



Вступление Украины в ВТО: за и против - [22.04.2003]



Президент и оппозиция: точки соприкосновения и расхождения на пути политической реформы - [16.04.2003]



Мир после войны в Ираке. Взгляд Александра Дугина - [14.04.2003]



Информационная война между США и Ираком - [09.04.2003]



Война между Америкой и Ираком: военный аспект - [08.04.2003]



Так все же, является ли Украина участником антииракской коалиции? - [02.04.2003]



Готовы ли СДПУ(О), "Трудовая Украина" и блок "Наша Украина" жить в условиях "пропорционалки"? - [27.03.2003]



Какими могут быть последствия для мира и Украины в случае начала военной операции США в Ираке? - [18.03.2003]



Скандал вокруг возможной фальсификации бюджета- 2003: политические последствия. - [18.03.2003]



Что должна гарантировать Хартия региональных языков и языков меньшинств? - [12.03.2003]



Законодательная инициатива Президента, касающаяся проведения политической реформы - [07.03.2003]



Мартовский съезд оппозиции - [04.03.2003]



Программа правительства Виктора Януковича - [04.03.2003]



Украина вместе с Белоруссией, Россией и Казахстаном создадут Организацию региональной интеграции - [28.02.2003]















Copyright © 2002-2012 Киевский центр политических исследований и конфликтологии
Copyright © 2002-2012 Центр эффективной политики

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.






bigmir)net TOP 100