Перейти на главную страницу





главная страница | наши сотрудники | фотобанк | контакт
 



  Цели и задачи Центра  
  Текущий комментарий  
  Тема  
  Автор дня  
  Социология и политика  

  Аналитика  
  Социологические исследования  
  Публикации и интервью  
  Новости  


Какая избирательная система позволяет лучше учитывать интересы регионов Украины?

[24.09.03]

Многие политические деятели и эксперты считают, что одним из важных элементов политической реформы должно стать принятие нового избирательного закона. Практически ни у кого не вызывает сомнения тезис о том, что поскольку мы движемся в сторону парламентско-президентской республики и такой системы, при которой парламентские партии формируют ответственное правительство, то принятие закона о выборах именно на пропорциональной основе лучшим образом сможет реализовать эти намерения. Депутатами и политологами предлагаются его различные варианты: пропорциональные выборы с общенациональным списком, региональными списками, открытыми списками, дающими в зависимости от воли избирателя преференции заявленным в нем персоналиям и так далее.

Критики "чистой" пропорционалки усматривают в ней то, что она не сможет, в отличие от мажоритарной или смешанной системы, учитывать в достаточной степени, например, интересы регионов.

Так какая же избирательная система лучше их учитывает? Мы задали этот вопрос депутатам и политологам, которые выдвинули или свои "избирательные" законопроекты, или свои "законодательные" предложения.

Иосиф Винский, народный депутат Украины, фракция СПУ

Считаю, что такая постановка вопроса некорректна. Вопрос должен стоять в другой форме - избирательная система отображает интересы граждан Украины или нет? Она в состоянии привести в парламент людей, которые готовы реализовывать интересы и чаяния населения? Это должно быть на первом месте.

Второе. Наше государство не является федеративным, поэтому сама постановка вопроса об интересах регионов несколько надуманна, если, конечно, она не преследует проблемы федерализации Украины. Думаю, что такое искусственное подталкивание, такая искусственная постановка вопроса - это попытка некоторых региональных элит сделать избирательный закон "под себя". Но это не есть перспектива для унитарного государства.

Идеальный избирательный закон на сегодня - это чисто пропорциональные выборы по единому многомандатному украинскому округу.

Как быть, если в списке партии будут депутаты, например, только из Киева? Пусть тогда избиратели не голосуют за такую партию. В списке нашей Социалистической партии до 10 человек из бывших депутатов, а все остальные - это представители каждой области. Можете взять наш список и посмотреть. Предлагаемая пропорциональная система не является проблемой для избирателей.


Владимир Малинкович, политолог

Для Украины сегодня крайне необходима партийно-пропорциональная избирательная система, т.е. избрание депутатов по партийным спискам. Думаю, что обсуждать эту проблему сегодня не имеет никакого смысла. Это можно было бы делать год назад или раньше. Сегодня же вопрос, по сути дела, уже решен, и здесь единственная проблема, которая стоит перед нашими политическими деятелями - это куда деть мажоритарщиков? Думаю, что никуда. Пусть они себе уходят из политики, и если хотят, пусть занимаются представительством в местных органах власти, а если все же хотят участвовать в представительстве общегосударственного масштаба, то пускай идут в политические партии.

К сожалению, сегодня у нас главная проблема не в том, куда деть несчастного, бедного мажоритарщика, а как создать действующие политические партии. Ни для кого не секрет, что кроме коммунистов, социалистов, эсдеков и руховцев их у нас нет, хотя их и числится больше сотни. Реальные партии очень слабы, потому что у них нет возможности формировать исполнительную власть, т.е. серьезно влиять на политические процессы. Для того чтобы мы стали государством, управляемым по-европейски, нам необходимо создать многопартийную систему.

В свое время в качестве компромисса я сам предлагал идею смешанных партийных и мажоритарных выборов по принципу 9 к 1. Это была своего рода уступка мажоритарщикам. Тогда они могли бы пойти на эту реформу, а сегодня они ее тормозят, так как свое время они уже упустили. Они могут делать все, что угодно, но их законопроект, который предлагал Гавриш, не пройдет. Хотят они того или нет, но пропорциональная система в Украине сегодня будет, и недостающие 9 человек, которых не хватало для принятия такого законопроекта, будут. И вето на такой законопроект накладывать будет некому, потому что Кучма в следующем году уйдет. Соответственно, та сила, которая придет ему на смену, наверняка не будет выступать против пропорциональной системы, если это не будет Янукович.

Когда спрашивают, как быть с тем, что за каждым депутатом закреплен свой округ, в который он приезжает разобраться с проблемами своих избирателей, или когда депутат отстаивает интересы своего округа в парламенте, то я могу ответить, что это советское отношение к парламентским выборам. Так действовал депутат еще советского Верховного Совета Украины или СССР. Он задабривал своих избирателей. На самом деле, для избирателей, которые будут голосовать в интересах своего региона, своего дома, своего участка, своей школы и так далее, надо быть более внимательными на выборах в местные органы власти. Вот представители местных органов должны избираться, в том числе и персонально, а не только по партийным спискам.

Не думаю, что прав Мороз, предлагая, избирать депутатов всех уровней по партийным спискам. По ним нужно избирать исключительно только в парламент, а в местные органы власти - и по спискам, и персонально. Почему? Потому что даже на уровне поселкового совета важна не политическая ориентация человека и его идеологические установки, не общее видение перспектив для Украины, а умение, скажем, хорошо организовать строительство или посевную. Здесь нужны чисто хозяйственные навыки.

В будущем у нас должна появиться Палата представителей регионов, и тогда, когда будет проведена административно-территориальная реформа и реформа местного самоуправления. Это будет федерализация Украины. Не исключаю, что необходимость последней может появиться, но не сейчас - для этого у нас нет времени.


Валерий Асадчев, народный депутат Украины, фракция "Наша Украина"

Государство на каждом этапе своего развития должно принимать тот закон, который необходим для его движения по пути демократии. Абсолютно однозначно, что все демократические страны живут по системе выборов, в основе которой лежат политические партии. Именно они формируют политический спектр и структуру власти, берут на себя ответственность в зависимости от того, какой политической силе избиратели отдали свои голоса.

Украинская система выборов тоже проходит свою определенную систему реформации. Сначала был общемажоритарный закон, потом был введен "смешанный" закон, который фактически себя не оправдал, потому что нельзя понять, какая же политическая сила берет на себя ответственность за политическую ситуацию. Поэтому на повестке дня созрел избирательный закон на пропорциональной основе.

Но вопрос заключается в том, каким он должен быть? Я, например, пересмотрел законодательства других стран и даже не могу привести пример, когда избирали бы депутатов в парламент по единому общенациональному списку. Даже в карликовых государствах - Монако, Люксембург - такого нет. Там избирают по региональным спискам. Есть выборы по региональным спискам с так называемым премиальным списком. Такая система была - не знаю, есть ли она сейчас - в Польше. Но в любом случае интересы регионов учитываются именно в региональности списка.

Каким должно быть дальнейшее развитие украинской избирательной системы? Сначала мы должны пройти "списочный" этап, но без преференций, вот последний элемент будет определяться именно региональными списками.

В дальнейшем надо будет переходить на персонифицированную преферентность. Избиратель должен избирать не только партию, но и конкретного человека, отдавать ему конкретное преимущество - преференцию - в списке. Но для этого надо, чтобы политическая система была более зрелой, чтобы у нас были более зрелые политические партии, более известными были политические лидеры. Тогда население сможет более объективно, сориентировавшись в ситуации, сделать свое волеизъявление.

Сейчас же такой этап, когда мажоритарка уже не подходит, а один список тоже будет перекосом. Вследствие этого и в парламенте тоже будет перекос - многие регионы не будут даже представлены. К тому же тут присутствуют и эгоистические мотивы, которые есть у лидеров партий, когда они говорят, что сами будут определять общенациональные списки и так далее.

На мой взгляд, региональный список без преференций, к которым мы пока не готовы, будет наиболее оптимальным в этой ситуации. Но если вопрос встанет кардинально - принимать просто пропорциональный закон с одним списком или мой законопроект, который я внес и в котором содержится высказанная мною выше идеология, то я откажусь от своего законопроекта. Потому что в любом случае для Украины лучше пропорциональная система, нежели смешанная.

Поддерживает меня кто-либо в моем предложении? Понимаете, сегодня Верховный Совет - это такое специфическое образование, в котором не царит профессиональная атмосфера. Мы видим, как иногда волюнтаристски принимаются у нас законы, которые дают колоссальный негатив. Точно такое же положение сложилось и с законом о выборах. Еще раз подчеркиваю - в этом вопросе проявляется определенная эгоистичность лидеров партий. Они заинтересованы в общенациональном списке партии, который они и будут определять. А вот если это будут региональные списки, то ему, лидеру, придется определенным образом советоваться с региональными лидерами. Тогда появится такая диверсифицированная политическая система, которая будет лучше. Но, к сожалению, побеждает эгоизм.

Я избран по мажоритарному округу и для меня лично лучше мажоритарная система, но я понимаю, что список лучше, и что это потребность времени. Общенациональный список все же даст огрехи и вызовет критику в адрес пропорциональной системы, потому что может так получиться, что в парламенте не будет представителей одной-двух областей вообще, а будут представлены в основном киевляне. Если бы у нас была Палата регионов, то она бы уравновешивала бы эти перекосы.

Пропорциональная система все же лучше мажоритарной. Пускай мы не сделаем ни одного шага, пусть это будет полшага, но все же он будет направлен вперед.


Степан Гавриш, народний депутат України, фракція "Демократичні ініціативи"

Закон, який я пропоную разом із моїми колегами народними депутатами Іоффе й Дашутіним, є одним із класичних пропорційних законів, де політична партія спільно з виборцями формує список народних депутатів. Партія на своєму з'їзді затверджує список, закріплюючи за кожним із 450 технологічних виборчих округів агітатора, кандидата в народні депутати, а виборці з цього технологічного округу, голосуючи за партію в загальнодержавному багатомандатному окрузі, визначають ступінь довіри до цієї партії кількістю поданих за неї голосів. Якщо партія подолала 5% бар'єр, то список формується, не виходячи із рішення з'їзду, а - із рішення виборців, які, віддавши якусь кількість голосів (наприклад, 50 000) за цю партію, в тому числі за їх, агітатора, кандидата в народні депутати, в якомусь окрузі. Таким чином цей агітатор може бути в списку десятим, другим і так далі - залежно від того, яку кількість голосів він отримав.

Це прямий зв'язок партії з виборцями, це прямозалежність партії від виборців. Це новий тип парламентської партії, яка завжди буде працювати в новому типі демократії, в новому стилі політичних взаємовідносин із суспільством. Тому в цьому законі найбільше відображені інтереси регіонів. Ми перестаємо дискутувати про так звані диванні партії, які будуть сидіти на Печерських пагорбах на дорогих диванах і звідси будуть опікуватися українською нацією. Партія змушена буде йти з босими ногами до виборця і піклуватися про його реальні політичні інтереси.


Микола Рудьковський, народний депутат України, фракція СПУ

Законопроект, поданий мною та групою народних депутатів, як раз і дає можливість відобразити інтереси регіонів у парламенті. Він пропонує обрання депутатів у Верховну Раду за єдиним багатомандатним округом і розширяє їх представництво до 450 чоловік. Чому потрібно обирати депутатів саме за такою системою?

Ми не можемо радикально змінювати виборче законодавство, тому що воно повинно мати довіру виборця. А для цього треба, щоб це законодавство змінювалося еволюційно. В тому списку, загальнопартійному, якщо партії мають довгострокові стратегії, вони обов'язково включать до того списку представників регіонів, партійних лідерів і авторитетних людей, у тому чи іншому регіоні. Вони це зроблять, якщо хочуть мати вплив в останньому.

Тому проведення виборів за партійними списками дасть можливість представництва у списку кожної партії різним регіонам. Якщо ж ми будемо іти за мажоритарною системою, то це зовсім не дасть політично структуризувати наше суспільство.

Якщо ми підемо за якимись регіональними партійними списками, то це дасть можливість, скажімо, "Нашій Україні" бути представленими депутатами з Західної України, СПУ - з Центральної, КПУ й Партії регіонів - із Східної. Це буде вести за собою регіоналізацію політики, що в умовах сьогодення України не припустимо.



Тема







ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО в защиту чести и достоинства русского языка - [30.01.2005]



Закрытие IV сессии парламента Украины - [15.01.2004]



Выборы-2003 в России и их влияние на Украину - [10.12.2003]



К вопросу о ксенофобии в Украине - [25.11.2003]



Украина между ЕС и ЕЭП: от "столкновения интеграций" к их совместимости - [15.10.2003]



ЕЭП станет эффективным образованием, если будет работать в формате 1+1. Интервью с Вадимом Карасевым, политологом, директором Института глобальных стратегий - [01.10.2003]



Какая избирательная система позволяет лучше учитывать интересы регионов Украины? - [24.09.2003]



Вступление Украины в ЕЭП: за и против - [17.09.2003]



11 сентября - [11.09.2003]



Власть и левая оппозиция: от конфронтации к поиску компромисса в проведении политической реформы - [29.08.2003]



Станет ли Украина великой курортной державой? - [01.08.2003]



Политическая реформа: какие права должны быть закреплены за президентом? - [25.07.2003]



Политическая реформа в Украине: депутаты подводят первые итоги - [15.07.2003]



"Волинь. Знак біди": українські депутати про фільм і про національне примирення українців і поляків - [04.07.2003]



Украинские и российские политологи о политической реформе в наших странах - [01.07.2003]



Украинская политика и политики. Взгляд Сергея Маркова - [24.06.2003]



К вопросу о спонсорской помощи украинским независимым проектам - [17.06.2003]



"Київський лист" 1968 року - [05.06.2003]



Санкт-Петербургу 300 лет - [02.06.2003]



13%-ая ставка единого налога с физических лиц: положительные и отрицательные моменты - [28.05.2003]



Волинська трагедія 1943 року. Яким має бути український крок до примирення з Польщею - [21.05.2003]



К вопросу о возможной отправке военного контингента Украины в Ирак - [19.05.2003]



Новые левые. Интервью с политологом, бывшим диссидентом Владимиром Малинковичем - [02.05.2003]



Есть ли политические и интеллектуальные перспективы у левых в Украине? - [25.04.2003]



Вступление Украины в ВТО: за и против - [22.04.2003]



Президент и оппозиция: точки соприкосновения и расхождения на пути политической реформы - [16.04.2003]



Мир после войны в Ираке. Взгляд Александра Дугина - [14.04.2003]



Информационная война между США и Ираком - [09.04.2003]



Война между Америкой и Ираком: военный аспект - [08.04.2003]



Так все же, является ли Украина участником антииракской коалиции? - [02.04.2003]



Готовы ли СДПУ(О), "Трудовая Украина" и блок "Наша Украина" жить в условиях "пропорционалки"? - [27.03.2003]



Какими могут быть последствия для мира и Украины в случае начала военной операции США в Ираке? - [18.03.2003]



Скандал вокруг возможной фальсификации бюджета- 2003: политические последствия. - [18.03.2003]



Что должна гарантировать Хартия региональных языков и языков меньшинств? - [12.03.2003]



Законодательная инициатива Президента, касающаяся проведения политической реформы - [07.03.2003]



Мартовский съезд оппозиции - [04.03.2003]



Программа правительства Виктора Януковича - [04.03.2003]



Украина вместе с Белоруссией, Россией и Казахстаном создадут Организацию региональной интеграции - [28.02.2003]















Copyright © 2002-2012 Киевский центр политических исследований и конфликтологии
Copyright © 2002-2012 Центр эффективной политики

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.






bigmir)net TOP 100