Перейти на главную страницу





главная страница | наши сотрудники | фотобанк | контакт
 



  Цели и задачи Центра  
  Текущий комментарий  
  Тема  
  Автор дня  
  Социология и политика  

  Аналитика  
  Социологические исследования  
  Публикации и интервью  
  Новости  


Вступление Украины в ВТО: за и против

[22.04.03]

Украинское руководство назвало свои внешнеполитические и внешнеэкономические цели В их числе вступление страны в ЕС, НАТО, Организацию региональной интеграции и членство во Всемирной Торговой организации. При этом вступить в ВТО (в отличие от ЕС и НАТО) Украина рассчитывает, по официальным заявлениям, уже в будущем году.

Серьезность подобного намерения заставляет экспертное сообщество Украины взвесить все положительные и отрицательные моменты такого шага.

Владимир Сиденко, доктор экономических наук, директор экономических программ Украинского Центра экономических и политических исследований имени Александра Разумкова

Всемирная торговая организация на сегодня объединяет 146 стран мира, на которые приходятся более 95 % мировой торговли. Это страны, которые в своей совокупности производят более 4/5 мирового валового продукта. Поэтому эта организация фактически является почти что глобальной. От превращения ее в таковую отделяет только несколько шагов, среди которых в частности, вступление в нее России. Это организация, которая является наиболее мощной с точки зрения влияния на состояние процесса регулирования мировой экономики, поскольку оперирует целой системой правил ее ведения и связанных с ними форм внешнеэкономической деятельности.

Поэтому вступление в ВТО является обязательным для любого государства, которое хочет интегрироваться в мировую экономику, которое хочет влиять на формирование правил международных экономических связей. Это решающий аргумент. Следует также сказать, что вступая в эту организацию, каждая страна принимает на себя обязательство по присоединению ко всей системе соглашений ВТО, которые наработаны не только ей, но и ее предшественником - Генеральным соглашением по тарифам и торговле - за весь период со времени окончания Второй Мировой войны. Естественно, что это повлияет на введение в стране более стабильного, более прозрачного, более предсказуемого законодательства, сократит поле для коррупции, и будет способствовать уменьшению теневой экономики, усилению возможностей для легального бизнеса, улучшению инвестиционного климата. Вот эти качественные характеристики являются наиболее важными для страны. Долгосрочный эффект от внедрения таких правил должен быть положительным.

Помимо этого мы рассчитываем на то, что усилятся возможности противодействовать дискриминационным мерам, с которыми Украина сталкивается на мировых рынках, поскольку в данном случае эти меры будут уже регулироваться многосторонними правилами. Будет ограничена возможность применения дискриминации на сугубо двухсторонней основе. Прежде всего, речь идет об улучшении режима доступа к иностранным рынкам. Мы сможем лучше противостоять антидемпинговым расследованиям, которые активно применяются против Украины. Нам на безусловной основе будет предоставлен статус наибольшего благоприятствования.

Принятие в ВТО позволит нам поставить и вопросы более широкого сотрудничества с Европейским Союзом, с возможностью перевода в практическую плоскость создания зоны свободной торговли с ЕС. Речь идет и о том, что Украина также официально получит рейтинг страны, на которую распространяются международные правила. Это закрепит за ней статус страны с рыночной экономикой, о котором мы пока еще ведем переговоры с ЕС и США. Хотя России и Казахстану этот статус предоставлен и без вступления в ВТО, но именно вступление в последнюю является гарантией восприятия страны как полноценно рыночной.

В то же время надо учесть, что многие их этих эффектов, связанных с ВТО не даются автоматически. Они требуют определенного потенциала, который позволит использовать преимущества многосторонней международной торговой системы. Речь идет и о соответствующей институциональной и кадровой готовности, использовать эти преимущества. Поэтому в этом плане от правительства требуется, принять достаточно серьезные дополнительные меры.

Наконец, мы должны учесть то, что каждая страна, вступая в ВТО, платит определенную цену в виде принятия ею мер по либерализации своих рынков. Хотя в целом этот процесс имеет благотворное долгосрочное влияние, однако в краткосрочном периоде мы можем столкнуться со случаями негативного влияния на текущее положение в экономике. Если при этом будет подписано соглашение, недостаточно продуманное по условиям, скажем, внедряющее меры по либерализации слишком быстро и в слишком большом объеме по сравнению с текущими возможностями, которые существуют в экономике, то мы можем столкнуться с негативными последствиями в состоянии отдельных отраслей экономики в отдельных регионах страны. Речь идет не столько о либерализации тарифной. Поскольку, на мой взгляд, снижение импортных пошлин в среднем не будет столь существенным, а о том, что если у нас сегодня средневзвешенная ставка 7,02 %, то к 2005 году согласно новой тарифной позиции, которую отстаивает Украина, она будет снижена до 5, 68%. Это небольшая, в общем-то, величина. Однако в области сельского хозяйства мы столкнемся с почти что двукратным уровнем снижения тарифа. Кроме того, Украина присоединяется к целому ряду так называемых секторальных нулевых инициатив, где, как правило, будет устанавливаться вообще нулевая ставка. Кстати, они у меня вызывают серьезную озабоченность. Не в смысле того, что к ним не надо присоединяться, а потому что большинство из них вступает в действие сразу после 2004-2005 гг. Есть спорные моменты и по некоторым секторам услуг, которые пока еще окончательно не решены. Речь идет и о либерализации финансового сектора, а также сектора морского транспорта. Здесь есть свои аргументы "за" и "против".

Но в целом многое будет зависеть от того, каким образом правительством будет проводиться политика, способствующая повышению потенциала нашей конкурентоспособности, а это требует определенного соблюдения приоритетов, вложений в те сферы, которые в наибольшей степени ему способствуют. Для этого необходимо уделить внимание модернизации нашей инфраструктуры - известная проблема 2005 года. Это вопросы, связанные с повышением вложений в сферы образования, выработки ключевых макротехнологий, способных обеспечить стране технологический прорыв, потому что в той структуре, в которой мы выступаем сегодня на мировом рынке, доминирует продукция черной металлургии.

Я боюсь, что использовать в полном объеме преимущества ВТО будет достаточно сложно. Естественно, это потребует внимания и к развитию внутреннего рынка, поскольку либерализация не должна привести к усилению тенденции гиперзависимости от мировых процессов. Ведь у нас и так доля экспорта в валовом внутреннем продукте превышает сегодня среднемировой показатель более чем в 2 раза. Заметим, что среднемировой показатель больше, чем средний по странам ЕС. Мы должны думать о более сбалансированном развитии внутреннего рынка, т.е. процесс либерализации должен быть механизмом, способствующим более динамичному развитию внутреннего спроса. Это вопрос, непосредственно упирающийся и в решение целого ряда социальных проблем, проблем доходов и их дифференциации, поскольку без их решения мы не сможем стимулировать внутренний спрос.


Алексей Плотников, доктор экономических наук, профессор, заведующий отделением международных валютно-финансовых отношений Института мировой торговли и международных отношений

Негативные последствия от вступления Украины в ВТО возможны, так как украинская промышленность не защищена от влияния дешевой конкурентной продукции извне. Это приведет к тому, что придется перепрофилировать украинские промышленные предприятия, да и к целому ряду других негативных последствий.

Позитивные моменты - это доступ на мировые рынки, возможность интеграции Украины в мировые экономические процессы.

Но позитивные последствия - это средне- и долгосрочные перспективы, а негативные - краткосрочны.


Игорь Бураковский, доктор экономических наук, профессор, содиректор Института экономических исследований и политических консультаций

Вступление страны в ВТО предоставляет ей целый ряд существенных позитивных моментов.



  1. Страна может принимать участие в выработке международных правил торговой политики.

  2. Прием страны во Всемирную торговую организацию - это своего рода сертификат соответствия национального регулятивного режима международно принятым нормам. Это сигнал для международных инвесторов и торгово-экономических партнеров.

  3. Если мы имплементируем принципы и требования ВТО во внутреннем законодательстве, то делаем его более прозрачным, более понятным - в конце концов, в интересах национальных производителей.

  4. Дает возможность стране защищать свои экономические интересы через специальные механизмы и процедуры при антидемпинговых специальных расследований со стороны наших торговых партнеров.

  5. Фактически ВТО рекомендует к внедрению уже международно опробованные практические вещи, например, связанные с таможенными процедурами и процедурами оформления грузов и т.д.


Если кратко подытожить, присоединение к ВТО - это присоединение к определенной системе правил, которая является на сегодняшний день достаточно эффективной, что доказано многолетней практикой.

Что касается отрицательных моментов, то ситуация здесь достаточно сложна, потому что негативы необходимо рассматривать на разных уровнях. В целом присоединение к организации, которая ведет к либерализации доступа иностранных товаров на национальный рынок, увеличивает конкуренцию. Это добавочный фактор появления на нашем рынке иностранных товаров, что является очевидной проблемой для тех предприятий, которые неконкурентоспособны, и не могут стать такими в средне- и долгосрочной перспективе.

Весьма серьезным моментом является и накладывание некоторых ограничений на проведение экономической политики. Соглашения ВТО прямо запрещают стране использование определенных инструментов, что несколько сужает возможности одних механизмов, но вместе с тем заставляет искать определенные компенсационные механизмы.

Присоединение к ВТО и игра по правилам требует определенной перестройки управления экономикой в стране. Сегодня государству необходимо переходить от прямого вмешательства в экономику к созданию определенных условий, определенных рамочных положений для деятельности первичных экономических агентов, что является гораздо более сложным делом, чем непосредственное указание предприятиям, что и как нужно делать.


Василий Юрчишин, директор программ экономических исследований Агентства социального проектирования

Вступление Украины в ВТО - это исключительно положительная политическая акция. Если рационально взглянуть на эту проблему, то я не вижу здесь отрицательных последствий. Часто против такого шага нашей страны в виде негативных аргументов приводят то, что наши производители потеряют в доходах, поскольку не смогут выдержать конкуренции со стороны иностранных товаров. Но здесь-то и кроется противоречие. На самом-то деле ситуация прямо противоположная, потому что украинский потребитель, да и производитель проигрывает нашей неразвитой экономической среде и неразвитым товарным рынкам. Среде, где ценовой механизм не работает, где нет точных и прозрачных правил игры, как для национальных промышленников, так и для международных. А если мы вспомним о существовании межрегиональных барьеров внутри самой страны, то получается, что разобщен даже наш внутренний национальный рынок.

Также считается, что у нас увеличится безработица. Но ведь сейчас большинство рабочих трудятся на старых, неэффективных предприятиях, в развитие производства которых не следует ожидать инвестиций. Уже через год-два они безнадежно отстанут и вынуждены будут начинать все с нуля, но в гораздо более жестких конкурентных условиях.

Что же касается позитивов, то, прежде всего, нужно отметить, что вступление в ВТО для Украины является системной задачей. Это не просто появление нового торгового режима, с которым нужно что-то делать - принимать или не принимать, увеличивать или уменьшать протекционизм. Дело в том, что ориентация на ВТО требует проведения самого широкого комплекса работ, в том числе административной реформы, принципиальной модернизации институтов власти и собственности, качественно новой внешнеэкономической политики и новых ответственных механизмов принятия государственных решений. Причем актуальность этих моментов будет возрастать изо дня в день вследствие глобализации и вследствие того, что никакая страна не может оказаться вне мирового процесса, вне конкуренции. Здесь очень важно, чтобы наши власть и бизнес, большой и средний, четко представляли, что иного пути развития и подъема экономики кроме как через конкуренцию сегодня нет. Тепличных условий, либо условий закрытой экономики типа Советского Союза больше не будет.

Кроме того, важно помнить, что сейчас в ВТО входят 146 стран мира. Поэтому если Украина не хочет оказаться среди изгоев, то должна принять те общепринятые правила игры, продемонстрировав тем самым еще и свою цивилизованность. Нужно помнить, что к 2005 году должна будет сформироваться новая система международных торговых отношений. Если мы к этому времени опоздаем со вступлением в ВТО, то фактически нам нужно будет начинать с нуля.

В каких сферах украинское законодательство должно быть приведено в соответствие с нормами ВТО? Это касается налогового, таможенного и санитарного регулирования, защиты интеллектуальной собственности и инвестиций. Даже один этот перечень говорит о том, насколько широко поле вопросов, которые необходимо решать.


Александр Кошик, эксперт КЦПИК

Проблема вступления Украины в ВТО заключается в том, что заранее подсчитать все плюсы и минусы такого шага невозможно. Ряд отраслей украинской экономики выиграют от вступления в эту организацию, а ряд - существенно проиграют. Ставить перед собой задачу - все с точностью определить - не представляется возможным ни для одной страны. Тем более с такой мощной экономикой как Украина.

Но вопрос - вступать в ВТО или нет - так не стоит. Альтернативы этому нет, так как не попасть туда - это оказаться на обочине мирового рынка.


Сергей Нерпий, директор AHT consulting group

Вступление нашей страны в ВТО - это возможность дать о себе знать с хорошей точки зрения, так как, вступая туда, мы берем на себя определенные обязанности - вести себя честно и придерживаться четких правил.

Положительные моменты, которые нам даст членство в этой организации:

1.Имея такие рычаги взаимодействия с другими организациями, мы можем быть не только объектом применения против нас торговых санкций, например, со стороны ЕС или США, но и сами в отношении их вводить подобные меры, воспользовавшись механизмом разрешения спора, который существует в ВТО.

2. Наше законодательство, касающееся торговли будет очень и очень предсказуемо. Нельзя его будет видоизменять, использовать в своих интересах или каким-то образом им манипулировать. Так как в конечном итоге против нас могут быть применены санкции, которые будут бить по всей экономике Украины.

3. Привлечение инвестиций. Это станет еще больше возможным в связи с тем, что экономика становится прозрачной.

4. Игра по правилам. Правила существуют одинаковые, что для Кореи, что для Италии, что для Украины. И это делает нас частью глобализированного мира.

5. Возможно, какие-то иностранные товары будут попадать на наш рынок более транспарентно, так как для них будет снижена пошлина.

Говоря о негативных последствиях, можно констатировать, что пострадают те отрасли экономики, которые сейчас сидят на государственных дотациях. В рамках ВТО некоторые дотации будут запрещены.

Нашим промышленно-экономическим организациям необходимо будет менять тип своего поведения на рынке. Им нужно будет привлекать новые кадры и ресурсы для того, чтобы конкурировать на нем со своими товарами. Некоторые сектора экономики, которые сейчас находятся в начале своего развития, - сфера услуг и банковская деятельность - испытают на себе приход западных компаний. Но я не вижу здесь особых проблем. Многие украинские банки сейчас быстро капитализируются. Их западные партнеры будут помогать им, расширять базу для капиталовложений. Пока же у нас в стране присутствуют иностранные банки, которые можно сосчитать на пальцах. К тому же они не ведут дела с физическими лицами, а только с крупными предприятиями. Такая огромная сфера как банковская свободно позволит уживаться в ней и украинским, и западным финансовым учреждениям. К тому же думаю, что должна возобладать тенденция их слияния и укрупнения.

Есть некоторые сферы услуг, которые в Украине не развиты, например, медицинская. На этом рынке присутствуют только одна или две западные фирмы. Со вступлением в ВТО, а, следовательно, с увеличением прозрачности правил игры, эти сферы могут получить большой стимул для развития. Это касается и образования.

Говорят о том, что нам грозит повальная безработица, но это не так. Ведь у нас и так есть сотни предприятий, которые не работают. Их руководство держит на них людей, но последние не получают зарплату. Следовательно - они такие же безработные.

Что будет с сельским хозяйством после обретения членства в ВТО? Мне кажется, что многое будет зависеть от успешного проведения земельной реформы. Если разбить сельское хозяйство на непосредственное выращивание культур и на их переработку, то в последней можно увидеть, что за прошедшие 5 лет украинские продукты оттеснили импортные. Например, наше пиво не только хорошо покупается на внутреннем рынке, но и способно конкурировать на внешних "просторах". Мы можем констатировать успешное создание нескольких пивных брэндов. Т.е. в сфере переработки продукции я не вижу никаких проблем.

Что же касается непосредственного производства в сельскохозяйственной отрасли, то там есть некоторые угрозы. Во-первых, не работает рынок земли, точнее, его нет как такового. Во-вторых, нет ипотеки и т.д. К этому вопросу нам следует подойти более внимательно. По крайней мере, нужно разработать программу адаптации сельского хозяйства, связанную со вступлением в ВТО.



Тема







ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО в защиту чести и достоинства русского языка - [30.01.2005]



Закрытие IV сессии парламента Украины - [15.01.2004]



Выборы-2003 в России и их влияние на Украину - [10.12.2003]



К вопросу о ксенофобии в Украине - [25.11.2003]



Украина между ЕС и ЕЭП: от "столкновения интеграций" к их совместимости - [15.10.2003]



ЕЭП станет эффективным образованием, если будет работать в формате 1+1. Интервью с Вадимом Карасевым, политологом, директором Института глобальных стратегий - [01.10.2003]



Какая избирательная система позволяет лучше учитывать интересы регионов Украины? - [24.09.2003]



Вступление Украины в ЕЭП: за и против - [17.09.2003]



11 сентября - [11.09.2003]



Власть и левая оппозиция: от конфронтации к поиску компромисса в проведении политической реформы - [29.08.2003]



Станет ли Украина великой курортной державой? - [01.08.2003]



Политическая реформа: какие права должны быть закреплены за президентом? - [25.07.2003]



Политическая реформа в Украине: депутаты подводят первые итоги - [15.07.2003]



"Волинь. Знак біди": українські депутати про фільм і про національне примирення українців і поляків - [04.07.2003]



Украинские и российские политологи о политической реформе в наших странах - [01.07.2003]



Украинская политика и политики. Взгляд Сергея Маркова - [24.06.2003]



К вопросу о спонсорской помощи украинским независимым проектам - [17.06.2003]



"Київський лист" 1968 року - [05.06.2003]



Санкт-Петербургу 300 лет - [02.06.2003]



13%-ая ставка единого налога с физических лиц: положительные и отрицательные моменты - [28.05.2003]



Волинська трагедія 1943 року. Яким має бути український крок до примирення з Польщею - [21.05.2003]



К вопросу о возможной отправке военного контингента Украины в Ирак - [19.05.2003]



Новые левые. Интервью с политологом, бывшим диссидентом Владимиром Малинковичем - [02.05.2003]



Есть ли политические и интеллектуальные перспективы у левых в Украине? - [25.04.2003]



Вступление Украины в ВТО: за и против - [22.04.2003]



Президент и оппозиция: точки соприкосновения и расхождения на пути политической реформы - [16.04.2003]



Мир после войны в Ираке. Взгляд Александра Дугина - [14.04.2003]



Информационная война между США и Ираком - [09.04.2003]



Война между Америкой и Ираком: военный аспект - [08.04.2003]



Так все же, является ли Украина участником антииракской коалиции? - [02.04.2003]



Готовы ли СДПУ(О), "Трудовая Украина" и блок "Наша Украина" жить в условиях "пропорционалки"? - [27.03.2003]



Какими могут быть последствия для мира и Украины в случае начала военной операции США в Ираке? - [18.03.2003]



Скандал вокруг возможной фальсификации бюджета- 2003: политические последствия. - [18.03.2003]



Что должна гарантировать Хартия региональных языков и языков меньшинств? - [12.03.2003]



Законодательная инициатива Президента, касающаяся проведения политической реформы - [07.03.2003]



Мартовский съезд оппозиции - [04.03.2003]



Программа правительства Виктора Януковича - [04.03.2003]



Украина вместе с Белоруссией, Россией и Казахстаном создадут Организацию региональной интеграции - [28.02.2003]















Copyright © 2002-2012 Киевский центр политических исследований и конфликтологии
Copyright © 2002-2012 Центр эффективной политики

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.






bigmir)net TOP 100